КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Война и право у римлян. Фециалы
Федерация и полис История роста Ахейского союза показывает, что присоединение почти каждого полиса не обходилось без элемента насилия и принуждения. Однако в каждом случае вхождение полиса в Ахейский союз оформлялось как равноправный договор двух сторон, который именуется foedus у Ливия (38,31,2; 38,32,8; 38,33,9). Полибий пишет, что по поводу присоединения каждого нового полиса воздвигалась особая стела, где были зафиксированы условия членства полиса в союзе (Polyb. 23,4,14; 23,17,2; 24,2,3). После заключения договора с обеих сторон давались клятвы соблюдать его, соглашение ратифицировалось постановлением союзного собрания и затем устанавливалась стела (Polyb. 23,17,5 sqq; 23,18,1; 24,8,5; 24,9,14; Liv. 39,37,16; Plut. Ar. 35,5). На стеле фиксировались условия вступления в союз и права и обязанности полиса. Ахейские полисы и в рамках союза сохраняли многие признаки государственного суверенитета. Во-первых, они продолжали жить по собственным законам и издавали новые, регулировавшие внутреннюю жизнь гражданской общины и некоторые связи ее с внешним миром, разумеется, не подрывающие единства внешней политики союза. Во-вторых, федеральный суд разбирал исключительно дела, касавшиеся интересов союза в целом, в то время как тяжбы местного значения, рассматривались в судах полисов. При этом известны следующие приговоры: смертная казнь, изгнание (Plut. Philop. 13,7), конфискация имущества (Plut. Ar. 44,5), уплата штрафа, тюремное заключение (Polyb. 24,7,7), атимия, действие которой распространялось на весь Ахейский союз. В-третьих, известную обособленность сохраняли контингенты ахейских полисов в союзном ополчении, командовали ими, как мы видели, местные командиры. Более того, отдельные полисы имели право содержать свои наемные отряды и использовать их для самообороны (Polyb. 4,60,9 sq). В-четвертых, внутри полисов существовала местная налоговая система, отдельным лицам по решению полиса мог даваться иммунитет. Важнейшим признаком суверенитета являлось понятие полисного гражданства наряду с общесоюзным. Такое «двойное гражданство» исследователи справедливо считают главной отличительной чертой греческих федераций, подобных Ахейскому союзу, поскольку оно невозможно ни в независимом полисе, ни в симмахии. Вступая в федерацию, сикионяне, коринфяне, мегалополиты «становились ахейцами», т.е. приобретали новый этникон и вместе с ним права гражданства в Ахейской федерации. О том, что союзное гражданство — реальное понятие, которое влекло за собой определенные права и обязанности, свидетельствуют отдельные факты предоставления ахейской «политии» иностранцам. В 167 г. делосцы, бежавшие с родного острова «в Ахайю», были внесены в списки ахейских граждан и на этом основании собирались судиться с афинянами согласно нормам ахейско-афинского правового соглашения (Polyb. 32,7,3). Другой вопрос: можно ли было реализовать ахейские гражданские права, не записавшись предварительно в гражданский коллектив какого-либо полиса в Ахейском союзе? Ответить на него трудно, поскольку в источниках по Ахейскому союзу ни о существовании «чисто федеральных» граждан, ни о порядке обязательной натурализации их в каком-либо полисе сведений нет. Но само понятие союзного гражданства у ахейцев имело под собой вполне реальные основания. В то же время полисы, вступая в союз, сохраняли и собственные обособленные гражданские коллективы: иначе они перестали бы существовать как полисы. Они самостоятельно контролировали состав своей гражданской общины, пополняли ее новыми членами, лишали отдельных людей гражданских прав, причем эти решения являлись окончательными и автоматически приводили к дарованию или лишению федерального гражданства. Граждане союза по-прежнему называли своей родиной не всю федерацию, а только свой полис. Внутри союза они именовались «сикионянами», «коринфянами», «мегало-политами»; а за рубежом — «ахеец из Сикиона», «ахеец из Эгиры», «ахеец из Аргоса». На монетах с ахейской символикой, как уже говорилось, чеканились надписи: «ахейцев сикионян», «ахейцев аргивян» и т. д. Это реально отражало существование «двойного» — в полисе и в союзе — гражданства. До сих пор речь шла главным образом о признаках суверенитета полисов в Ахейском союзе. В научной литературе преобладает мнение, что ахейские полисы пользовались значительной свободой и самостоятельностью, вмешательство центральных органов в их внутренние дела допускалось только в крайних случаях. Впрочем, некоторые исследователи, особенно А. Джованнини, дают иную оценку отношениям федерации и полисов в Ахейском и подобных ему государствах: союз контролировал почти все сферы жизни каждой гражданской общины, «власть центральных органов над членами союза не знала ограничений». Ф.Г. Мищенко предположил, что разные полисы обладали различной степенью самостоятельности в зависимости от содержания того или иного договора города с федерацией. Такое несовпадение точек зрения во многом объясняется неоднозначным характером фактов, на основе которых можно делать выводы по этому вопросу. С одной стороны, имеется ряд свидетельств о том, что полисы Ахейского союза, подобно полисам в эллинистических монархиях, подчеркивали свою самостоятельность, обращаясь к центральным органам не иначе, как с помощью посольств, отправляемых «к ахейцам», словно в иностранное государство. В то же время, с некоторыми полисами союзные власти обходились не как с равноправными членами федерации, а как с зависимыми общинами. Подобно египетским, пергамским и другим эллинистическим царям, они ставили во главе таких полисов (Кинефа и Псофида) полномочных представителей союза с титулом стратега (Polyb. 4,17,5; 4,72,9). Поселение ахейских клерухов Мантинее (Polyb. 2,58,1) и Орхомене, хотя и с формального согласия этих полисов, также ставило их в несколько приниженное положение по сравнению с другими. В годы II Македонской войны Аргос, недовольный заключением ахейско-римского союза, был вынужден принять федеральный гарнизон (Liv. 32,25,6 sqq). В Мантинее Арат даровал местное гражданство какой-то части метеков (Plut. Ar. 36,2). Вопрос о возвращении изгнанников, крайне болезненный для любого полиса, решался только союзными органами. Представители федеральных властей иногда активно вмешивались во внутриполисные конфликты. Арат в 217 г. по решению союзного собрания был отправлен в Мегалополь в качестве посредника для урегулирования возникшего там спора двух группировок по ряду политических вопросов, касавшихся только этого полиса (Polyb. 5,93,1 sqq). Спартанец Херон в 180 г. был осужден за уголовное преступление после вмешательства ахейского стратега (Polyb. 24,7,7). Не менее показательны и факты, относящиеся к сфере социальной и экономической жизни ахейских полисов. В годы Сирийской войны Ахейский союз запретил входящим в него полисам вывозить хлеб за пределы федерации. В преддверии Ахейской войны, в 147 и 146 гг., союзные стратеги-автократоры Критолай и Диэй приказывали полисам, приостановить долговые тяжбы и взыскание долгов, освободить определенное количество рабов и включить их в ополчение (Polyb. 38,11,10; 38,15,3). Правда, последний пример не может считаться типичным, поскольку никогда раньше подобных мер не принималось. Все перечисленные случаи вмешательства центральных союзных органов во внутреннюю жизнь ахейских гражданских общин могут создать впечатление, что полисы в Ахейской федерации не имели никаких гарантий автономии и тем более суверенитета. Однако упоминание о таких гарантиях в надписи из Эпидавра доказывает обратное. Очевидно, прав Ф.Г. Мищенко, утверждавший, что степень свободы полисов союза была неодинаковой. Если Эпидавру была дана гарантия не занимать город ахейским гарнизоном, то, например, Коринфу такого обещания ахейцы дать не могли: слишком большое стратегическое значение имел Акрокоринф, чтобы доверить его охрану самим коринфянам. Однако не следует заходить слишком далеко и предполагать какую-то разницу в таких правах, как собственная юрисдикция полиса, право регулировать состав гражданского коллектива и т. п. Здесь должно было существовать единообразие. Трудно сказать, что конкретно фиксировалось на стелах, а что просто считалось само собой разрушающимся. Во всяком случае, все приведенные примеры показывают, что вмешательство союзных органов во внутренние дела полисов являлось скорее исключением, чем правилом. Видимо, при этом нередко нарушались права членов федерации: в сложной обстановке, в кризисных ситуациях обычные нормы взаимоотношений союза и полиса соблюдать было очень трудно. Например, как мы уже видели, гражданские общины самостоятельно выносят самые суровые приговоры по судебным делам, не ожидая никакой реакции союзных органов. Но, когда местный приговор грозил союзу потерей такого политика и полководца, как Филопемен, власти федерации прибегли к самым крайним средствам, чтобы спасти его от изгнания. Полисы сами определяли, кому предоставлять гражданские права, однако, когда возникла необходимость срочно усилить «ахейскую» партию в Мантинее, Арат каким-то образом заставил мантинейских граждан принять в свои ряды целую группу метеков. В полисах размещались гарнизоны и поселялись клерухи, когда возникала опасность мятежа или измены одного из городов союзу. Словом, более жесткий контроль федерации над полисами представлял собой явление вынужденное и, как правило, временное. Здесь также действовал тот же принцип разделения сфер компетенции союза и полиса, все, что затрагивало интересы федерации в целом, подлежало решению центральных органов, остальное считалось внутренним делом полисов. Руководствуясь этим же принципом, ахейские власти иногда вмешивались и в отношения между общинами. Сохранились сведения о порядке разрешения территориальных споров между ахейскими полисами. Поскольку эти проблемы носили весьма щепетильный характер и могли вызвать серьезные конфликты, угрожавшие целостности и единству союза, федеральные органы считали себя вправе в подобных случаях выступать в роли арбитра. Ахейцы назначали третейских судей, ахейский синод принимал окончательное решение. Неповиновение каралось штрафом. Посредничество союза оказалось эффективный средством для поддержания мира в отношениях между полисами, постоянно предъявлявшими друг другу территориальные претензии. Возможно, определенную роль в урегулировании тяжб и между отдельными гражданами разных ахейских полисов играли федеральные органы или принятые в союзе нормы. Относительно внешнеполитической активности полисов Ахейского союза мы также можем сказать, что она допускалась федеральными органами ровно настолько, насколько не противоречила общеахейской внешней политике. Неизвестны и, безусловно, не допускались случаи самостоятельного начала военных действий против иностранного государства одним из ахейских полисов. Дипломатические акции, которые могли бы иметь серьезные последствия для всего союза, в принципе были дозволены полисам, но только с санкции союзного собрания. Федерация не препятствовала своим членам поддерживать двусторонние отношения с союзными государствами. Однако их действия не должны были противоречить союзной политике. Ахейские полисы участвовали в улаживании споров между греческими государствами (Paus. 7,11,4) и сами приглашали иностранных арбитров. В случае пограничного спора или конфликта между ахейским и неахейским полисами Ахейский союз мог предоставить своему городу возможность самостоятельно договориться с противной стороной, либо мог оказать ему помощь, участвовать в переговорах о приглашении третейских судей и присылать делегацию для поддержки требований своего полиса во время арбитража. Это говорит о том, что и в международных отношениях ахейские полисы иногда могли выступать в качестве почти самостоятельных государств, но лишь до тех пор, пока эта самостоятельность не угрожала единству союза. Таким образом, подчинение полисов союзным органам не означало их полного бесправия. Там, где это было возможно, Делались уступки традициям полисного партикуляризма, но зато пресекались любые попытки сепаратных действий. В целом такая система гибкого сочетания единства и автономии функционировала вполне успешно. Для Ахейского союза, как и для других эллинистических федераций, характерна относительная прочность внутренних связей, преобладание центростремительных тенденций над центробежными. Выполнение союзных решений было нормой, своеволие полисов - довольно редким исключением. Принципиально важным показателем самостоятельности и самобытности каждого из ахейских полисов является степень своеобразия его политических институтов. Почти все обращают внимание на черты определенного сходства городских учреждений в Ахейской федерации, но по-разному оценивают это обстоятельство. Одни предполагают, что унификация полисных конституций была следствием соответствующих требований со стороны союза. Следует отметить, что абсолютного единообразия конституций в полисах Ахейского союза, в отличие, например, от Беотийской федерации III в., не существовало. Разумеется, в любом полисе функционировало народное собрание, действовал выборный совет (βουλή), но эти органы типичны для греческого полиса вообще. Но обращает на себя внимание то обстоятельство, что как в федерации, так и во многих полисах существовали коллегии дамиургов. К такому же выводу приводит изучение тех надписей, которые позволяют судить о функциях полисных дамиургов. Они вели народное собрание, получали официальные письма, адресованные полису, выполняли определенные судебные функции, контролировали использование общественных имуществ, взимали штрафы, отвечали за установление каменных плит с текстом декретов, часто являлись эпонимами, руководили церемониями на местных праздниках. Нередко именно распространение этих коллегий с их широкими полномочиями приводится как пример копирования федеральной конституции на местах. Впрочем, дамиурги, занимающие высокое положение в полисах, известны в Пелопоннесе и по свидетельствам архаической и классической эпох. Дамиургами традиционно именовались магистраты в Ахайе, Аркадии, Арголиде, Трезене, Элиде. Следовательно, в большинстве ахейских полисов эта магистратура была не заимствованной, а исконной. А значит нельзя говорить о насильственном насаждении этой магистратуры. То же можно сказать и о т.н. полемархах и др. институтах. Однако влияние несомненно имело место, что очевидно отразилось в практике заимствования союзной коллегии номофилаков полисами, а также во внесении проектов решений в собрание не советами, а магистратами, объединенными понятием συναρχιαι. Усиление роли συναρχιαι отодвигало городской совет на второй план, что, как мы видели, было характерно и для федерального законодательного процесса. Таким образом, мы не имеем почти никаких свидетельств о насильственной реорганизации древних политических учреждений в полисах, вошедших в Ахейский союз. Наоборот, вся масса фактов заставляет предполагать, что в целом полисные конституции не подвергались изменениям, а некоторые, хотя и довольно важные, новшества внедрялись скорее всего не директивным путем, а спонтанно и постепенно. Весь изложенный материал подводит нас к ответу на два исключительно важных вопроса: о том, насколько прочным и жизнеспособным государственным объединением оказался в итоге Ахейский союз, и о том, насколько правомерно современные исследователи называют его федеративным государством. Нам кажется, возникновение Ахейского союза явилось наиболее удачным ответом пелопоннесских греков на изменение исторической обстановки в эллинистическую эпоху. Именно такой способ интеграции полисов в единое целое помог им приспособить свое существование к новым внешним и внутренним условиям и обеспечить возможность сравнительно мирного развития при стабилизации внутренней обстановки для большей части Пелопоннеса, по крайней мере к концу III в. С одной стороны, Ахейский союз не подрывал традиционные полисные устои, которые в III - II вв., да и позже, отнюдь не были отжившим свое время наследием прошлого. Наоборот, в составе федерации, где провозглашалось полное равенство ее членов, где полисы сохраняли значительную часть своих суверенных прав и древних местных традиций, где гарантировалась самостоятельность малых и сравнительно слабых гражданских общин, полисный строй охранялся наилучшим образом. С другой стороны, Ахейский союз имел достаточно сильную централизованную организацию для того, чтобы противостоять партикуляризму, сепаратизму и взаимной вражде, столь характерным для межполисных отношений в Элладе. Самостоятельность отдельных общин — членов федерации никогда не простиралась до того, чтобы помешать союзу вести согласованную единую внешнюю политику или наносить серьезный ущерб интересам союза в целом. Как мы уже видели, попытки такого рода пресекались, иногда даже вопреки традиционным нормам взаимоотношений между федерацией и полисом, или, если дело доходило до откровенного мятежа, жестоко карались. Вообще трудно выявить такие особенности политической структуры, которые позволяли бы какому-либо полису не считаться с общесоюзными решениями и вести свою политическую линию. Многообразие примеров, демонстрирующих различную степень контроля союза над полисами в то или иное время, в том или ином месте, говорит об определенной гибкости внутренней политики федеральных органов, также способствовавшей устойчивости союза. Разумеется, можно найти достаточно свидетельств о борьбе отдельных полисов против тех или иных аспектов федеральной политики. Ранее уже говорилось о том, что и присоединение новых членов к союзу было обычно сопряжено с применением силы. Однако исторически перспективные явления и тенденции не так часто пробивают себе дорогу абсолютно ненасильственным способом. В конечном итоге интеграция пелопоннесских полисов (за исключением Спарты с ее неистребимым стремлением к независимости) оказалась настолько прочной, что граждане почти всех полисов союза выразили готовность начать самоубийственную войну с Римом ради сохранения целостности союза. Показателен и другой факт: когда Ахейский союз, распущенный римлянами, был вновь возрожден, но уже под верховной властью Рима, в него вошли не только полисы коренной Ахайи, но и снова ряд областей за ее пределами: стремление к единству пережило даже гибель федерации в 146 г. Федеральный календарь с ахейскими названиями месяцев был повсеместно принят полисами и до, и после 146 г., а кое-где сохранился даже в императорскую эпоху. Теперь остановимся на вопросе о типологическом определении Ахейского союза как федеративного государства. Этот термин, заимствованный из современного политического лексикона, используется исследователями в отношении Ахейского и подобных ему союзов отчасти из-за отсутствия точного названия для таких объединений у греческих авторов и в эпиграфике. Чаще всего употребляемые для обозначения Ахейского союза расплывчатые термины этнос (народ), койнэ (общность), το κοινον πολίτευμα (общее государство), σύστημα (объединение) не позволяют отличить такой тип союза от симахий, племенных объединений и других политических явлений античности. Более точен термин συμπολιτεία, появляющийся только в эллинистическое время и означающий «союз с общим гражданством». Однако и он не всегда применяется только к союзам наподобие Ахейского, иногда этим же словом обозначается исополития двух полисов, т.е. двусторонний обмен гражданскими правами. Поэтому некоторые немецкие антиковеды, используя этот термин, уточняют его следующим образом: «федеративная симполития». Это, конечно, более правильное определение, нежели просто «симполития», но, с нашей точки зрения, вообще нет необходимости переносить это древнегреческое слово в современный научный язык. Уже с конца XVIII в. подавляющее большинство историков именует Ахейский союз «федерацией», «конфедерацией», «федеративным государством», не усматривая принципиальной разницы между федеративными государствами древности и нового времени. Современная федерация представляет собой «форму государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство». Разве не то же самое мы видим и в случае с Ахейским союзом? То, что он являлся единым государством, убедительно подтверждается фактами, приведенными выше: общее гражданство, союзные законодательные, исполнительные органы, суд, законы, постоянное союзное войско, ахейские эмблемы на монетах, обязательность союзных решений для полисов, возможность взаимодействия центральных органов не только с целыми полисами, но и с отдельными их гражданами, существование граждан Ахейского союза, не являвшихся гражданами какого-либо из ахейских полисов, компактность территории и т.д. Теперь требуется доказать, что это было именно федеративное, а не унитарное государство. Унитарным полисом можно считать Аттику: самостоятельность афинских демов никогда не доходила до издания ими собственных законов, вынесения суровых приговоров в роли высшей судебной инстанции, возможности принимать по своему усмотрению иностранцев в ряды граждан, чеканить свою монету и т.д. Полисы эллинистической Македонии были отстранены от какого-либо участия в управлении всем государством и входили в его состав на началах подчинения, а неравноправного союза. Напротив, полисы в составе Ахейского и подобных ему союзов обладали всеми признаками значительной политической самостоятельности, превосходящей самостоятельность субъектов современных федераций. Например, право чеканки своей монеты, особое местное гражданство, не даваемое автоматически при переселении из одной части федерации в другую, общение с центральными органами через посольства — эти привилегии членов эллинистических союзных государств, объясняемые спецификой античного полиса, не характерны для субъектов федераций нового времени. Ни централизованного бюрократического аппарата, ни специальных «полицейских» сил для поддержания социальных порядков внутри союза не было создано, так что задачи рабовладельческого государства выполняли в значительной степени сами полисы. Итак, все высказанные соображения приводят к следующему заключению: Ахейский союз представлял собой настоящее федеративное государство.
Понятие дозволенной (законной) войны. Одним из важных требований старого фециального права было то, чтобы римляне не предпринимали никакой войны, кроме законной и справедливой: bellum nullum nisi justum. Вопрос остается открытым, какую войну считать законной и как понимать justum в применении к войне. По мнению Лорана, всякая война будет у римлян законной, justum, если только ранее выполнены относящиеся к ней религиозные обряды. Несправедливейшая война будет у них справедливой и законной, если только фециал произнес священные формулы. Бельгийский ученый основывал свое заключение на известных словах Цицерона (Cic. Off. I. 11)[1]. Однако, по мнению В.Н. Александренко, понятие правомерной войны предполагает не только соблюдение известных религиозных обрядов, но наличие законных поводов или мотивов. В настоящее время война предполагает наличность законного и открытого врага, римляне же выработали соответствующее ему понятие «публичного врага». По словам Помпония, «Враги» - это те, кто нам или кому мы официально объявили войну, прочие же являются либо разбойниками, либо грабителями (D. 50. 16. 118). Таким образом, военные действия считаются дозволенными лишь в отношении публичного врага, который сам признает законы войны и открыто ее ведет. Публичным врагом не могут быть названы: враги, тайно совершающие нападение на римскую территорию (latrones), пираты (praedones), население восставшей провинции и варвары, не имеющие правительства или установленной власти, с которой можно было бы заключить договор или вступить в союз (Philipp. IV). Только с публичным врагом можно вести войну, и эта война имеет свои законы и обычаи (Cic. Off. III. 29). Когда же приходится иметь дело с пиратами, разбойниками, тогда нет войны, нет и военного права, а есть состояние самозащиты, необходимости. Тогда нет нужды исполнять предписанные религией формальности, а можно руководствоваться началами права естественного (juris naturale), тогда нет необходимости и объявлять войну в установленном порядке, а насилию можно отвечать насилием, выражаясь словами Ульпиана (vim vi repellere). Порядок объявления войны. Правомерная, законная война должна быть предварительно объявлена. Однако, прежде чем открыть враждебные действия, римляне посылали своих уполномоченных (обыкновенно 2 или 4 фециалов) требовать удовлетворения (Varro. De vita pop. rom. I. c.). Этот первый момент обращения к неприятелю с требованием удовлетворения юридически назывался clarigatio или rerum repetitio. Миссия фециалов, во главе с pater patratus, прибыв на границу неприятельской земли, останавливалась, и при этом pater patratus произносил установленную формулу. Возвышенным голосом глава миссии излагал жалобы римского народа и в знак правоты его требований призывал в свидетельство богов. «Внемли, Юпитер, и ты, Янус Квирин, и все боги небесные, и вы, земные, и вы, подземные, - внемлите. Вас я беру в свидетели тому, что этот народ (тут он называет, какой именно) нарушил право и не желает его восстанавливать. Но об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом нам осуществить свое право. Эту формулу фециал произносил на границе неприятельской земли, при первой встрече с кем-либо из ее жителей, в воротах первого города (portam ingrediens) и на форуме (forum ingressus) перед народом. Выслушав обвинения, неприятель мог или немедленно, или по прошествии известного срока дать удовлетворение, фециалы же, не ожидая окончательного ответа, возвращались в Рим обратно. Рим ожидал ответа в течение определенного времени, именно 33 дней, и если этот срок прошел, а удовлетворения не было дано, фециалы снова отправлялись в неприятельскую землю, и pater patratus на границе произносил такую священную формулу: «Услышь, Юпитер, и ты, Юнона; услышь, Квирин; услышьте и вы, боги неба, земли и преисподней, призываю вас в свидетели того, что этот народ (здесь имя народа) отвечает отказом на наши справедливые требования. Об этих делах мы посоветуемся в нашей стране (и решим), каким путем получить нам удовлетворение». Справедливо замечено исследователями, что есть некоторая аналогия в ведении войны с вызовом на суд ответчика в legis actiones, - любопытная в том отношении, что война представлялась римлянам как бы открытым состязанием сторон, борьбой за право с обязательным соблюдением известных процессуальных формальностей. После вторичной миссии фециалы возвращались в Рим и представлялись сенату, они докладывали ему о результатах своих переговоров с неприятелем, указывали, что все требуемые обряды и формальности были выполнены, и затем заявляли, что если сенат и народ римский будут согласны, (такому-то народу) они объявят войну, и эта война будет правомерная. Сенат приступал тогда к обсуждению вопроса. Председательствовавший в собраниях сената при внесении вопроса о войне и мире обращался к собранию с такой речью: «Касательно тех вещей, требований, дел, о каковых отец-отряженный римского народа квиритов известил отца-отряженного старых латинов и самих старых латинов; касательно всего того, что те не выдали, не выполнили, не возместили; касательно всего того, чему надлежит быть выданным, выполненным, возмещенным, объяви, какое твое сужденье» (так он обращался к тому, кто подает голос первым). (Liv. I. 32.) Тот в ответ: «Чистой и честной войной, по суждению моему, должно их взыскать; на это даю свое согласие и одобрение». Засим он обращался поименно к каждому из сенаторов и спрашивал его мнения. Подача голосов была открытая. Высказывающиеся «за» шли на одну сторону, а против - на другую. Этим решением сената дело не оканчивалось. Война требует жертв, которые падают на народ, она подвергает опасности личность и имущество каждого гражданина. Отсюда на объявление войны необходимо было согласие народа, и на это содержатся положительные указания у Т. Ливия из войны римлян с вейентинцами; начиная же с 425 г. до н.э., встречается не мало примеров, иллюстрирующих это участие народа в решении вопросов войны и мира (Liv. VI. 22; VII. 18; XXI. 17). Народ выражал свое согласие в такой же форме, в какой он вотировал законопроекты. На вопрос: vultis, jubetis, Quirites? - народ отвечал положительно (словами uti rogas) или отрицательно (antiquо). Решение народа (обыкновенно в centuriatis comitiis) было обязательно для должностных лиц и сената, и на это решение не было апелляции. Сенат обыкновенно вотировал предварительно, но на практике бывали случаи, когда объявлялась война senatu ante non consulto (Liv. XLV. 21). В промежуток между заседанием сената и окончательным решением народа жрецы и консулы совершали жертвоприношения, возносили молитвы богам о том, чтобы задуманное дело благополучно окончилось. После того как народ утвердит решение сената объявить войну, жертвоприношения снова возносятся богам, дабы они даровали счастливый исход войны. Когда все указанные религиозные формальности и обряды выполнены, фециалы в последний раз отправляются на границы неприятельской земли; и там pater patratus объявляет войну словами: «Так как народы старых латинов и каждый из старых латинов провинились и прегрешили против римского народа квиритов, так как римский народ квиритов определил быть войне со старыми латинами и сенат римского народа квиритов рассудил, согласился и одобрил, чтобы со старыми латинами была война, того ради я и римский народ народам старых латинов и каждому из старых латинов объявляю и приношу войну». При последних словах фециал бросал на неприятельскую землю окровавленное копье (hastam infectam sanguine). Все описанные обряды носили сакральный характер и, согласно требованиям старого сакрального права, должны быть строго соблюдаемы. Время и обстоятельства ограничивали, впрочем, применение этого правила, и постепенно со II Пунической войны, когда религия потеряла прежнее значение, исполнение прежних формальностей становится все более и более редким. Характер войны у римлян и ее последствия. Как было уже замечено, порядок объявления войны был тесно связан с целым рядом религиозных обрядов и формальностей, неуклонное исполнение которых обусловливало благосклонное, милостивое отношение богов к римлянам. С соизволения богов война предпринимается, и при их ближайшем участии, а иногда и помощи она ведется. Римляне думали, что сами боги как бы заинтересованы в существовании Рима и что они не допустят врагу одержать над ними победу. Отсюда и во время войны религиозные обряды также играют важную роль: армия выступает в поход лишь после жертвоприношения, совершенного полководцем, войска начинают сражение не прежде, как узнав через жреца, гадавшего по внутренностям животных, о милостивом расположении богов. При таких условиях ведения войны римляне предполагали подобное же участие и со стороны враждебных богов неприятеля. Поэтому объектом враждебных действий у них являются не одни неприятельские силы (Риму было чуждо современное различие комбатантов от некомбатантов), но и все, что находится на неприятельской земле и что дорого неприятелю. Война ведется не с одним только неприятелем, но и с его богами. Война является как бы судом Божиим, победитель считается как бы исполнителем воли богов, побежденный приравнивается к преступнику. «Во время мира, - говорит Тацит, - к каждому относятся согласно с его поступками и заслугами, но когда возгорается война, невинный погибает вместе с преступником». От воли победителя зависело даровать жизнь побежденным или же все население (включая женщин и детей) продать в рабство. Иногда встречаются указания на пощаду, даруемую населению (такими полководцами, как Камилл, Валерий Максим), но и эти примеры великодушия, восхваляемые философами и историками, не смягчают жестокого в общем характера войны. Для победителя нет ничего священного в неприятельской земле: боги неприятеля для него не боги, и он может ниспровергнуть их статуи и разрушить храмы. Таково, в принципе, и мнение выдающихся римских юристов Помпония, Ульпиана и Гая. Победитель может нарушить и покой мертвых, сокрушить их гробницы и разобрать даже камни, из коих они сложены. Таким образом, война приносит несчастья и живым, и мертвым, и смертным, и бессмертным. Побежденному выгоднее искать спасения в бегстве, чем сдаваться на милость победителя, и, спасая себя, свою семью, древние нередко уносят с собою и своих богов. Когда же римляне вели войну с врагом, у которого был особенно чтимый покровитель среди богов, в таком случае, руководимые страхом или расчетом, они шли на компромисс, возносили молитвы и этому богу и просили его перейти к ним, на сторону победителей. Так, Камилл перед взятием города Веи произнес неприятельским богам следующую молитву: «Аполлон Пифийский, благодаря твоему руководству, вдохновению твоего божества, я разрушу Веи; я обещаю тебе десятую часть добычи. И ты, царственная Юнона, и до сих пор обитающая в Веях, заклинаю тебя, последуй за победителями в их город, который будет твоим, они воздвигнут тебе храм, достойный твоего божества» (Ливий V. 21). Война создавала для неприятеля невыгодное положение и в имущественном отношении, ибо для победителя она являлась способом приобретения имущества, и при том безразлично, кому бы таковое ни принадлежало (частным лицам, государству или духовным корпорациям).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |