КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Градостроительный проект
Градостроительный проект призван объединить различные отраслевые проработки на основе общего видения облика города. Для регулирования застройки частными застройщиками и внебюджетного строительства вместо генеральных планов принято разрабатывать схемы, или планы, градостроительного развития - градостроительные документы, адаптированные для работы городской администрации с индивидуальными застройщиками и инвесторами. Основным содержанием планов является структурная модель и правовое (ордерное) зонирование территории, представленное на стратегическом и локальном уровнях. Ордерное зонирование территории. Градостроительное зонирование определяет функционально-пространственное разделение городской территории по виду преимущественного использования и является основой для разработки более подробной проектной документации, а отнесение отдельных частей зон и подзон к тем или иным категориям земель позволяет конкретизировать режим использования этих земель как определенный вид недвижимости. Можно предположить, что отсутствие зонирования создает менее жесткие условия контроля, и поэтому должно привлекать застройщиков и инвесторов. На практике эту гибкость используют для «проталкивания» невыгодных городу проектов в нарушение общественных интересов. Оптимизация градостроительного регулирования связана с использованием организационно-правового зонирования территории. Правовое зонирование указывает перспективное использование территории, определяет режимы градостроительной деятельности, подразделяет застройку на участки и определяет основные требования к застройке и городской среде, которые будут применяться при согласовании и утверждении проектов. В развитие практики правового зонирования, «устанавливающего права использования недвижимости», планы градостроительного развития включают структурно-планировочные модели городской территории и перспективные градостроительные проработки. При ордерном зонировании территории строительство осуществляется на основе нормативно-правовой базы, согласованной в ходе подготовки градостроительной концепции. Каждому уровню территориального планирования соответствует свой масштаб документации. Схемы градостроительного развития. Стратегические направления функционально-планировочной организации для города в целом или для крупных селитебных районов предлагается определять при помощи Схемы основных направлений градостроительного развития, разработанной на основе политической доктрины. Схема определяет планировочные принципы для всех структурных элементов территории. Подходом к решению задач градостроительной политики является планировочный принцип (таблица).В качестве итогового документа по разработке градостроительной концепции административного округа опубликованию подлежит только один чертеж - схема градостроительного развития (М 1:10000). Для удобства использования отдельные фрагменты чертежа могут быть показаны в более крупном масштабе (1:5000, 1:2000). Планы градостроительного развития. В целях управления градостроительным развитием в масштабе муниципального района или группы кварталов (отвода участков под строительство и контроля за использованием территории) предлагается разрабатывать планы градостроительного развития (ПГР). В ходе проектирования планировочные принципы, определенные в схеме градостроительного развития, должны быть конкретизированы до архитектурных параметров застройки. Планы градостроительного развития вырабатываются на основе предпроектных проработок - «Градостроительных концепций». Как и теоретическая концепция, концепция градостроительного развития является формой развития гипотезы, т.е. предложения, требующего проверки и доказательства, обоснования. Отличительной чертой концепции как программного документа является расширенное теоретическое обоснование градостроительной политики и высокая степень обобщенности проектного материала. Продлить жизнь градостроительной концепции можно при ее доработке и утверждении в качестве плана градостроительного развития (ПГР).
Таблица 5.5 - Основные градостроительные задачи
ПГР включает карту (М 1:2000) и сопровождается текстом положения, в котором указываются разрешенные виды использования участков территории и нормативные параметры застройки. Для удобства использования отдельные фрагменты чертежа могут быть показаны в более крупном масштабе (1:1000, 1:500). На основе ПГР составляются индивидуальные градостроительные задания и определяются правила застройки и благоустройства территории муниципального района (локальный уровень). Важная роль при этом отводится формированию и распространению образных представлений о том, как будет выглядеть застройка и чем будут заниматься люди на том, или ином участке городской среды. Ориентация на конкретные целевые группы потребителей и иллюстративность должна найти отражение в структуре и составе программных градостроительных документов. В целом, нет необходимости в детальном планировании архитектурных ансамблей, под которые еще нет ни заказчика, ни бюджета. На планах, схемах и картах следует показывать только предложения, касающиеся напрямую вопросов использования территории (границы зон, подзон, участков, объемно-планировочные ограничения, очередность освоения территории). Основные зоны. Учитывая международный опыт правового зонирования территории, а также практику разработки градостроительных концепций в Москве, ордерное зонирование селитебной территории предлагается осуществлять при помощи основных и дополнительных зон. Основные зоны указывают разрешенные типы пользования. Здесь же могут быть перечислены основные планировочные параметры разрешенных видов пользования: отступ от красной линии, плотность, этажность или высота. При разработке планов градостроительного развития важно указать не только принадлежность участка к той или иной зоне, но и точно определить, какое использование желательно, допустимо или возможно при определенных условиях. В состав открытой документации входит таблица, регламентирующая размещение тех или иных объектов на территории: · близкое соседство объектов желательно; · взаимное размещение на соседних участках допустимо; · соседство недопустимо; · размещение требует индивидуального рассмотрения. Фактически карта ордерного зонирования указывает градостроительный режим для планировочных зон, пусковых комплексов и отдельных землевладений. Эффективность «правового зонирования» зависит от его открытости, ясности и гибкости. Необходимо предусмотреть механизм пересмотра и корректировки планов, в особенности по отношению к крупным проектам. Например, нарушение застройщиком условий регулирования может быть согласовано после выплаты «компенсации за последствия для окружающей среды» (США) или «застроечного сбора» (Сингапур). Система планов градостроительного развития. Опыт Великобритании и др. стран (по данным А.В. Крашенинникова [15]). Система градостроительного проектирования в Великобритании сохранялась без значительных изменений с 1947 г., когда она была введена в практику. В 1980 г. было принято решение об активизации развития городов с использованием частного капитала. В настоящее время градостроительное законодательство представлено Положением по планированию в городе и за городом (1971 г.) и последующими актами и поправками. Наиболее важные из них - это циркуляр 22/80, снимающий градостроительный контроль с рабочего проектирования, циркуляр 1/85 об ограничении возможных дополнительных условий (ограничение долевого участия застройщиков); циркуляр 2/86 о более гибком планировании: «Планировочный контроль не предназначен для того, чтобы местные планировочные управления (АПУ) вмешивались - в нормальное взаимодействие рыночных сил и чинили препятствия мелкому бизнесу». Там же отмечено, «что жилой дом можно использовать и для бизнеса в той мере, пока это не нарушает его жилые функции». Система ориентирована на регулирование использования земли в интересах общества. Это эффективный инструмент для улучшения городской среды, для защиты памятников истории и природы, сохранения зеленых поясов вокруг городов. Основное требование законодательства заключается в том, что на любое строительство необходимо получить планировочное разрешение (отвод). Рассмотрение заявок на отвод производится на основании планов развития, в которых определена градостроительная стратегия для каждого участка городской территории. Начиная с 1986 г. проводится в жизнь идея «гибкого планирования», согласно которой планировочное разрешение - отвод участка земли - может предусматривать не один, а несколько видов использования. Во Франции план землепользования представляет собой нормативный (обязательный) документ, построенный на основе ордерного зонирования. В нем указываются плотность застройки и требования к развитию. Структурные планы. Структурные планы подготавливаются государственными органами и требуют согласования с Министерством окружающей среды, несущим основную ответственность за использование земли, расселение и строительство. Структурные планы устанавливают общие направления градостроительной политики на основании схем районной планировки, утвержденных Государственным секретарем. Текстовая часть структурных планов включает около 10 основных разделов, в т.ч. жилищное строительство (включая показатели по жилому фонду и обеспеченности по каждому району, а также ориентиры нового строительства). Требования к текстовой части состоят в согласованности различных направлений градостроительной политики между собой, ясности и взвешенности предложений. При расхождении текстовой части и схемы приоритет отдается тексту. Графическая часть состоит из одной главной схемы и ряда поясняющих «окон», показывающих более крупно наиболее сложные фрагменты. Места расположения этих «окон» должны быть ясно обозначены на главной схеме белыми пятнами. Условные обозначения и названия должны присутствовать на каждом фрагменте. Эти предосторожности необходимы для избегания разночтений. Схема не может служить основанием для решения практических вопросов об отводе участков, поскольку она подготавливается не на топографической подоснове. Текстовая и графическая части сопровождаются пояснительной запиской и аннотацией. В пояснительной записке должно быть отмечено, как градостроительная политика соотносится с соседними территориями. К записке прилагаются заключения местных органов контроля и управления строительством, социальные соображения, обзор ресурсов, которые возможно будет привлечь для претворения в жизнь намеченных планов. На уровне структурного плана закладываются условия для маркетинга и социальной адаптации программы градостроительного развития. Локальные планы. Локальные планы содержат детальное руководство относительно развития и застройки территории на ближайшие десять лет. Они обычно подготавливаются местными (окружными) властями и должны в целом соответствовать основным направлениям структурных планов на эти территории. Локальные планы используются для практического руководства в повседневной практике, для решения вопросов, связанных с использованием территории и предоставлении отводов, для контроля над строительством. Поэтому они разрабатываются на топографической подоснове с точным указанием границ землевладении. Использование планов, не прошедших официального утверждения, не рекомендуется, так как неофициальные планы не имеют юридической силы и, как следствие, органам власти сложнее аргументировать свои решения при отводе участков или разборе апелляций. Отсутствие согласованных и утвержденных планов затрудняет подготовку и реализацию проектов, так как инвесторы и местное население остаются в неведении о грядущих переменах. Локальные планы должны четко показывать политику властей в области использования территории. Они не должны включать вопросы, не связанные напрямую с планировкой. План обычно подготавливается на весь административный округ, но в его составе могут быть дополнительные карты для центра или других важных участков. Также как и структурные планы, локальные планы состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть должна обрисовывать градостроительную политику и предложения властей по развитию строительства и другим формам использования земли. Особое внимание обращается на все аспекты, связанные с выделением участков и определением условий, сопровождающих разрешение на отвод. Краткий и ясный текст предназначен также и для местных жителей, застройщиков и других лиц, участвующих в строительстве. Графическая часть - это «карта предложений». Карта выполняется на выверенной подоснове в масштабе и с условными обозначениями. Там, где планируется освоение в несколько этапов, например жилищное строительство, на плане указывают приблизительные сроки освобождения определенной территории. Сводные планы. Сводный план развития состоит из двух частей: часть первая включает основные положения структурного плана, а часть вторая - разработку на уровне локального плана. Таким образом, удается в одном документе перейти от уровня стратегического планирования к уровню принятия решения об отводе земельных участков и началу архитектурного проектирования. Сводные планы разрабатываются для всего города или его района, муниципального округа и служат важной составной частью системы градостроительного контроля, являются средством координации потребностей в строительстве, предопределяют развитие инфраструктуры и охрану памятников истории и культуры. Их положения не являются предписаниями, но должны создавать надежное основание для рациональных и взвешенных решений по вопросам отвода участков земли и другим планировочным предложениям и заявкам. Проектную документацию целесообразно разрабатывать только если определены инвестор и заказчик на всю рассматриваемую территорию. Разработка проектов детальной планировки и застройки не целесообразна на стадии структурного планирования и имеет только рекомендательный характер на стадии локальных планов, поскольку в ходе индивидуального освоения градостроительных модулей задание на проектирование будет изменено. За время реализации программа неизбежно корректируется в связи с изменением рыночной конъюктуры спроса на жилье, технологии строительства, нормативно-правовой базы. Поэтому излишняя детализация может только усложнить процедуру согласования для будущих застройщиков. Регламент застройки. При индивидуальной застройке бывает важно, чтобы хотя бы основные здания были выполнены согласно общему градостроительному замыслу. Для этого используют «контрольные параметры» застройки и «морфотипы» кварталов. Пример: морфотипы застройки, г. Москвы (МГСН 1.01-99) [ 10,15]. Важным инструментом регулирования строительной деятельности в исторической части г. Москвы является принятая система морфотипов застройки. Для кварталов исторического ядра города нормируются следующие градостроительные характеристики: · высотность: средняя этажность застройки в квартале, характер уличного фронта; · соотношение открытых и застроенных пространств в квартале: · максимальные габариты зданий в квартале: высота (в этажах), длина (в метрах); · линия застройки квартала: соотношение интервалов между дома · внутриквартальная планировка: устойчивая форма участков (дворов), наибольший размер стороны участка (двора). Пространственные параметры (нормы) служат для оптимизации объемно-планировочного решения исходя из условий эксплуатации объекта. Пространственные параметры являются азбукой архитектурных решений и не нуждаются в комментариях в профессиональной среде. Однако при предоставлении проекта на суд общественности или различных инспекций пространственные параметры подвергаются критике и требуют своего обоснования. Обоснование пространственных параметров является важным результатом предпроектных исследований и проектирования. Замыслы, сформированные на этапе градостроительной концепции, необходимо перевести на язык правил, рекомендаций и контрольных показателей (параметров). Тогда еще на предпроектной стадии комиссия или главный архитектор смогут аргументировано дать оценку пригодности выдвигаемого проекта. Одним из существенных отличий классического представления о градостроительной композиции от средового подхода к интерьеру города является проектирование общественных пространств в жилой застройке. В классической школе, например в Великобритании, подчеркивается значимость восприятия архитектуры и городского ландшафта. При средовом дизайне, лидерами которого являются архитекторы США, упор делается на социально-функциональные аспекты городской среды. Критериями оценки выступают отношения между зданиями (отношение высоты зданий к ширине улицы и к соседним зданиям), отступы от «Красных» линий и др. Смысл всех этих характеристик - определение пространственных параметров «комнаты» в интерьере города. В идеальном случае застройка должна отвечать и тем, и другим критериям. Однако даже если это удается достичь, важнее бывает организовать внешнюю жилую среду. Локальные градостроительные рекомендации. Локальные градостроительные рекомендации (местные правила застройки) разрабатываются для сохранения и усиления индивидуальных черт городской среды в пределах одной или нескольких планировочных единиц территории (микрорайона, группы кварталов, жилого района и др.). Система проектных принципов и стандартов, которые выдвигаются местной администрацией и служат передаточным звеном между градостроительной и архитектурной стадией проектирования, разрабатывается на основе планов градостроительного развития. К организационно-правовым условиям, которые следует определять в локальных градостроительных рекомендациях, относятся: · важные особенности архитектуры сложившейся городской среды; · перечень условий и ограничений, связанных с освоением участков; · перспективы градостроительного развития территории; · перечень контролирующих и согласующих инстанций; · обязательства по долевому участию в развитии городской инфраструктуры и эксплуатации территории. Локальные рекомендации целесообразно разрабатывать для части территории города: например, жилого района или центральной зоны города. Локальные рекомендации являются справочным документом, поэтому должны быть построены таким образом, чтобы легко можно было найти требования к конкретному участку территории. Для этого рекомендуется, помимо главного оглавления и индекса, включать словарь терминов, порядок изменений и дополнений, инструкции о пользовании планом градостроительного развития. В качестве основных инструментов локальных рекомендаций предлагается рассмотреть габаритные схемы кварталов и структуру пешеходных пространств. Габаритные схемы кварталов. Габаритные схемы кварталов служат для закрепления основных параметров композиции застройки и архитектуры зданий: максимально допустимые параметры зданий, границы зданий и открытых пространств, обязательные проходы в линии застройки, направления пешеходных и визуальных связей, ориентация уличных и дворовых фасадов, этажность. Габаритные схемы используют те же параметры, что и «Московские морфотипы», но с более развернутыми требованиями к архитектуре зданий (карнизы, парапеты, линии выразительности, первые этажи и линия крыши, окна и стены). Структура пешеходных пространств. Рисунок пешеходных пространств является едва ли не единственным средством, которое может задать характер городской среды в отсутствии застройки. Структура пешеходных пространств состоит из элементов (участки территории, отличающиеся по составу, использованию, физическим параметрам) и связей (визуальных, функциональных, пешеходных), которые определяют пространственный каркас городской среды. Особенности организации системы пешеходных пространств включают: · размещение узлов концентрации социальной активности и · определение сценария и поиск индивидуальной характеристики · композиционное решение узлов, поворотов, расстановка ориентиров и обыгрывание достопримечательностей; · определение визуальных бассейнов и наиболее важных точек
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |