Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы территориально-пространственного развития городов 1 страница




Краткий словарь терминов

Список рекомендуемой литературы

Б

 

 

В

 

В архитектуре новостроек не смотря на большие строительные возможности, по-прежнему остаются прямые линии и огромное количество однообразных элементов. Более того, в городе наблюдается тенденция ухудшения видимой среды, за счет утраты архитектурных деталей, в ходе реконструкции зданий. Например, к утрате комфортного содержания здания ведет применение популярной в последнее время навесной вентилирунемой фасадной системы. Наглядным примером является варварское «закрытие» архитектурных деталей ценного исторического здания под облицовочным материалом вентилируемого фасада (рисунок 6.3). При этом не только наносится ущерб историко-культурному наследию города, но и заметно ухудшается видимая городская среда. Поэтому не рекомендуется использовать данный вид облицовочного материала при реконструкции зданий и сооружений.

 

Рисунок 6.3 - Реконструкция зданий, как пример ухудшения видимой среды

Цвет следует отнести к одному из мощных факторов, формирующих визуальную среду. Грамотное применение средств архитектурной колористки может не только повысить художественную выразительность зданий и сооружений, что немаловажно, но и стать решением видеоэкологических проблем. Оптическое явление цвета позволяет подчеркнуть характер исходной формы или пространства, создать цветовые акценты, откорректировать и даже изменить первоначальное решение - увеличить или уменьшить, объединить или расчленить плоскость, форму и пространство.

Цвет издавна был выразителем художественных достоинств архитектурной композиции. Долгое время возможности архитектурной полихромии, к сожалению, игнорировались. В результате в окраске городских зданий и сооружений стал преобладать монотонный серый цвет бетона, кирпича и асфальта. Но развитие индустриализации строительных процессов, приведшее к появлению гомогенных и агрессивных полей в городе, имеет и положительные стороны. В настоящее время широко развито производство различных по цвету строительных материалов и красочных покрытий, позволяющих архитекторам и дизайнерам применять в своих проектах расширенную цветовую палитру. Используя бесконечное цветовое разнообразие и возможные вариации их сочетания наряду с другими средствами, можно добиться архитектурной композиции, в полной мере отвечающей требованиям видеоэкологии и эстетики. При этом архитекторам-колористам не следует идти на поводу у застройщиков, стремящихся сэкономить на цветовых «средствах».

При разработке колоризации объектов городской среды следует учитывать ряд важных моментов [40]:

· проектирование колористики объектов узких пешеходных улиц требует учета небольшой скорости движения пешехода и возможности восприятия им окружающей среды. Поскольку в область видения пешехода попадают в основном ближняя зона - это 1-2 нижних этажа зданий, малые архитектурные формы, витрины и покрытие тротуара. Следовательно, в данном случае следует применять относительно мелкий цветовой масштаб для «партерной зоны» с детализацией цветовых компонентов;

· для объектов, расположенных на транспортных улицах, на которых характер восприятия пассажирами цветовой композиции более динамичен целесообразнее применение укрупненного цветового масштаба;

· при работе над колоризацией объекта, расположенного на площади или широкой улице, и воспринимаемого как из ближних видовых точек, так и из дальних, следует применять укрупненный цветовой масштаб для верхних частей объемов, и более мелкий для «партерной зоны»;

· при разработке колоризации ряда современных зданий, непосредственно соседствующих с яркими объектами исторической застройки, следует использовать нейтральный цветовой тон, выступающий в роли пассивного «фона». В данном случае ставка делается на цветовой и архитектурно-композиционный потенциал элементов исторической застройки.

В последние годы архитекторы предпринимают попытки по улучшению цветовой гаммы проектируемых ими объектов. К сожалению, подобных удачных примеров не много, к ним можно отнести здание по бульвару Гагарина, 3. Удачную архитектурную композицию этого здания (игра объемов, выступающих и западающих элементов, разнообразие форм и группировки оконных проемов) дополняют выделяемые цветом отдельные плоскости фасадов. Также весьма удачно используется архитектурная полихромия здания по пр. Ленина, 18.

Отдельно следует остановиться на проблеме размещения рекламных носителей на фасадах торгово-офисных зданий. Часто рекламное оформление представляет собой некий хаос, несущий большой поток информации жителям города. Рекламу с позиций видеоэкологии можно было бы рассматривать как визуальный акцент. Однако во всем должна быть мера. Перенасыщение информативным, насильно навязываемым горожанам, содержанием видимой среды, также ведет к агрессии. Особенно если сама рекламная вывеска представляет собою агрессивное видимое поле. Следовательно, при проектировании зданий и сооружений рекомендуется предусматривать места на фасадах для размещения рекламных носителей, определять концептуальное цветовое решение, как самого здания, так и предполагаемых рекламных вывесок; определять форму и размеры вывесок. При последующей эксплуатации зданий следует следить за рекламным оформлением и не допускать размещения вывесок не соответствующих проектной концепции.

Еще одной проблемой формирования благоприятной видимой среды в городе является выбор архитектурно-художественного решения ограждений зданий и сооружений. При разработке их решения также следует стремиться к разнообразию и природоподобию форм создаваемых ограждений, например, за счет сложного рисунка металлической конструкции, разных по размерам и форме завершений опор, компоновки секций разной длинны и т.п.

В городе много и отрицательных примеров устройства ограждений, формируемых собою агрессивную видимую среду, например прозрачные металлические ограждения из вертикальных прутьев, или протяженных железобетонных заборов. Рекомендуется избегать подобных решений или применять их только в комплексе с озеленением.

Экореконструкция агрессивных и гомогенных полей. Использование цвета, один из реальных и быстро осуществимых путей оздоровления агрессивных и гомогенных полей существующих объектов городской среды. Появление новых окрасочных составов и их

богатой цветовой палитры предопределя­ет перспективность данного вида мероприятия. С помощью цвета можно полностью устранить гомогенность видимой среды. Современные возможности колоризации позволяют создавать множество вариантов высоко-художественных и графических изображений на разные темы и стили, заполняя тем самым гомогенные поля соответствующим визуальным содержанием. Например, сюжетное панно на торцевом фасаде здания. При этом главное, чтобы соблюдались требования видеоэкологии, и гомогенное поле в результате не превратилось в агрессивную среду.

 

а) б) в)

 

г) д)

 

Рисунок 6.4 - Примеры колористического решения покрытий

тротуаров (а, б, в) и площадей (г, д)

При разработке колоризации агрессивных поверхностей следует:

· укрупнять видимые элементы, путем объединения нескольких мелких однотипных объектов в единое цветовое пятно;

· подчеркивать цветом отдельные неповторяющиеся элементы, преобразовывая их в акценты;

· окрашивать в разные цвета повторяющиеся элементы и их группы. Например, поле стены в пределах четырех окон можно выделить одним цветом, а следующую группу другим и т.д.

При этом не следует подчеркивать агрессивность поля, ярким двухцветным выделением чередующихся одинаковых видимых объектов. К примеру, значительно повысился негативный эффект здания по пр. Ст. Димитрова, 11-а, после его контрастной окраски с чередованием светлых рустов и темных ниш между ними. Коэффициент агрессивности его фасадов по результатам оценки из разных видовых точек равен 0,27...0,86 [40].

Преобразование агрессивных и гомогенных поверхностей городских улиц и площадей в соответствии с видеоэкологическими колористическими замыслами потенциально еще впереди, но оно, безусловно, станет одной из важнейших составляющих градостроительной экологии, и актуальной творческой задачей специалистов.

В этой связи некоторые объекты городской среды в состоянии превратиться из «засоряющих» окружающую видимую среду форм в полноправные цветопластические акценты города. Это бесконечное поле деятельности для дизайнеров, учитывая то, что большая часть территории города состоит из эстетически непривлекательных объектов, вызывающих неприятные ощущения у жителей.

 

 

Рисунок 6.5 - Колористическое решение, подчеркивающее агрессивность здания

 

Еще одним эффективным способом улучшения визуальных характеристик зданий, сооружений и пространства вблизи них является их декоративное оформление растениями и насыщение городской среды элементами благоустройства. Этот прием экореконструкции не только вносит дополнительные визуальные акценты в среду, что требуют физиологические механизмы нашего организма, но и нейтрализует, а в некоторых случаях устраняет агрессивность и гомогенность видимых полей.

При помощи зеленых растений можно значительно обогатить видимую городскую среду. Способность растений изменять окраску от зеленого цвета в летний период и до желто-оранжевого, а иногда и красного - в осенний - создает возможность комбинировать цвета окружающей среды.

Об эффективности экореконструкции зданий и сооружений с помощью вертикального озеленения говорят многие ученые (А.Н. Тетиор, В.А. Филин, Н.В. Иванова). Н.В. Иванова утверждает, что средствами озеленения можно создать «выразительное и сомасштабное человеку пространство, композиционно и стилистически увязать разнохарактерные элементы в единый градостроительный ансамбль» [40]. Данный прием экореконструкции можно также рекомендовать для оздоровления гомогенных и агрессивных полей.

При этом следует учитывать не только правильный, экологически обоснованный выбор вьющихся растений, но и использование для их крепления архитектурно-выразительных красивых и долговечных кронштейнов. Крепления могут быть выполнены в виде сложных фигур, которые в зимний период могут служить визуальными акцентами. Для озеленения невысоких ограждений не требуется устройства специальных опор, что подтверждает выше приведенный пример.

Гомогенность и агрессивность фасадов, особенно хорошо обозреваемых с транспортных магистралей и площадей, может быть нейтрализована за счет размещения на них рекламных носителей (предпочтительнее в виде единого панно). Этот способ наиболее реален в осуществлении. Поскольку затраты в данном случае ложатся на лиц, заинтересованных в размещении рекламы. При этом необходимо следить за соответствием рекламного оформления требованиям видеоэкологии.

Особенно эффективна экореконструкция фасадов с использованием взаимодополняющих друг друга приемов: озеленения и рекламного оформления. Поскольку для формирования зеленой гирлянды или сплошного ковра требуется время, а размещение рекламы может быть осуществлено в весьма короткие сроки.

Тем более рекламное панно будет являться главным акцентом в зимний период времени. В последующем по мере разрастания растений от рекламы можно отказаться или сократить ее площадь.

Озеленение крыш, их благоустройство и последующее использование, например, в рекреационных целях, также благоприятно скажется на видимой среде, открывающейся с верхних этажей зданий.

В поле зрения человека чаще оказывается партерная часть. Поэтому для снижения негатива этой части видимого поля весьма действенным мероприятием будет размещение полос или отдельных групп зеленых насаждений, что благоприятно скажется не только на визуальных характеристиках визуальной среды, но и в целом на качестве окружающей среды.

Таким образом, оздоровление агрессивных и гомогенных визуальных полей, может быть осуществлено вполне доступными средствами и в относительно короткие сроки.

 

 

 

Рисунок 6.6 - Схемы экореконструкции гомогенных фасадов: а) вид в летний период; б) вид в зимний период

 

 

 

1. Ахременко С.А. Особенности градостроительного проектирования. Введение в специальность: учеб. пособие для студентов строит. специальностей / С.А. Ахременко; Брян. гос. инженер.-технол. акад., каф. «Строит. пр-во». - Брянск, 2007. - 150 с. - Библиогр.: с. 121-123, с. 147.

2. Белоусов В.Н. Советское градостроительство / В.Н. Белоусов. - М.: Знание, 1974. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Стр-во и архитектура»; Вып. 10). - Библиогр.: с. 62-63.

3. Борьба с шумом в городах: Совмест. сов.-фр. изд./В.Н. Белоусов [и др.]; науч. ред. Прутков Б., Азаис С.; ЦНИИПградостр-ва, Тулуз. ун-т. - М.: Стройиздат, 1987. - 244 с. - Библиогр.: с. 236-241.

4. Бунин А.В. История градостроительного искусства: в 2-х т. – 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1979. – 496 с.

5. Вергунов А.П. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города/ А.П. Вергунов. - Л.: Стройиздат, 1982. - 135 с. - Библиогр.: 60 назв.

6. Владимиров В.В. Расселение и экология/В. В. Владимиров. - М.: Стройиздат, 1996. - 392 с. - Библиогр.: 87 назв.

7. Городков А.В. Проблемы оптимизации экосреды городов средствами озеленения территорий/А.В. Городков// Научные и технические аспекты охраны окружающей среды: Обзор информ./ ВИНИТИ РАН.- М., 2000.- Вып. 3- С.2-49.

8. Городков А.В. Архитектура, проектирование и организация культурных ландшафтов:Учеб. пособие для вузов по специальности «Природоохр. обустройство территорий»/А. В. Городков; Брян. гос. инженер.-технол. акад. - Брянск, 2003. - 267 с. - Библиогр.: с. 261-267.

9. Городков А.В. Архитектурно-строительное проектирование в природо-обустройстве: учеб. пособие для вузов по специальности «Природоохран. обустройство территорий»/ А. В. Городков; Брян. гос. инженер.-технол. акад. - Брянск, 2004. - 407 с. - Библиогр.: с. 404-407.

10. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 15 янв. 2006г. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 103 с.

11. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства/А.Э. Гутнов. - М.: Стройиздат, 1984. - 256 с. - Библиогр.: 100 назв.

12. Иконников А.В. Основы градостроительства и планировка сельских населенных мест: Учеб. для вузов по спец. «Архитектура и планировка сел. насел. мест»/ А.В. Иконников, В.В. Артеменко, Г.И. Искржицкий; Под общ. ред. Иконникова А.В. - М.: Высш. шк., 1982. - 247 с.

13. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий: учеб. для вузов по направлению и специальности «Архитектура»/В.В.Владимиров [и др.]. - М.: Архитектура-С, 2004. - 238 с. - Библиогр.: с. 233.

14. Косицкий Я.В. Архитектурно-планировочное развитие городов: курс лекций: учеб. пособие по направлению 630100 «Архитектура»/Я. В. Косицкий; предисл. и науч. ред. Н.Г. Благовидовой. - М.: Архитектура-С, 2005. - 645 с.

15. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки: исследо-вание опыта западных стран: учеб. пособие [для вузов] по направлению 630100 «Архитектура»/ А. В. Крашенинников. - М.: Архитектура-С, 2005. - 111 с. - Библиогр.: 98 назв.

16. Куренной М.И. Планировка и застройка рабочих поселков/М. И. Куренной; Под общ. ред. Кратюка В.В. - М.: Госстройиздат, 1956. - 110 с. - Библиогр.: с. 107-108.

17. Куренной М.И. Проектирование и строительство малых населенных мест/ М. И. Куренной. - М.: Стройиздат, 1972. - 167 с. - Библиогр.: с. 165.

18. Лазарев А.Г. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии. 6-20 вв.: Крат. конспектив. курс: Учеб. пособие для вузов по направлению «Стр-во» / А. Г. Лазарев, А. А. Лазарев; Рост. гос. строит. ун-т. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 508 с. - (Учеб. и учеб. пособия). - Библиогр.: с. 505-508.

19. Лазарев А.Г. Справочник архитектора/А.Г. Лазарев, А.А. Лазарев, Е.О. Кудинова; под общ. ред. А.Г. Лазарева; Рост. гос. строит. ун-т. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 350 с. - (Строительство и дизайн). - Библиогр.: 8 назв.

20. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1987. – 480 с.

21. Маергойз И.М. Географическое учение о городах. – М.: Стройиздат, 1991. – 345 с.

22. Малоян Г.А. Основы градостроительства: учеб. пособие для вузов по специальностям «Пром. и гражд. стр-во» [и др.]/Г.А. Малоян. - М.: Изд-во АСВ, 2004. - 115 с. - Библиогр.: с. 114-115.

23. Малоян Г.А. Система общественного обслуживания в планировочной структуре реконструируемого города/Г. А. Малоян. - М., 1974. - 37 с. - (Градостр-во: Обзор / ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре). - Библиогр.: с. 36-37.

24. Маслов Н.В. Градостроительная экология: Учеб. пособие для вузов по специальности «Гор. стр-во и хоз-во» / Н. В. Маслов. - М.: Высш. шк., 2003. - 284 с. - Библиогр.: с. 283-284. СНиП 2.07.01-89*.

25. Нефедов В.А. Ландшафтное проектирование: конспект лекций для студ спец. 521700- архитектура. – СПб гос. архитектур.-строит. ун-т., СПб, 1996. – 92 с.

26. Основы градостроительства: учеб. пособие [для вузов] по специальности «Стр-во»/А.Г. Лазарев [и др.]; под общ. ред. А.Г. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 383 с. - Библиогр.: 26 назв.

27. Основы градостроительства: учеб. пособие по специальности «Стр-во» / А.Г. Лазарев [и др.]; под общ. ред. А.Г. Лазарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415 с. - Библиогр.: с. 415.

28. Основы теории градостроительства: Учеб. для архит. спец. вузов /З. Н. Яргина [и др.]; Под ред. Яргиной З.Н. - М.: Стройиздат, 1986. - 326 с. - Библиогр.: 48 назв.

29. Охрана окружающей среды в районной планировке / В. В. Владимиров [и др.]. - М., 1982. - 52 с. - (Обзор. информ./ЦНТИ по гражд. стр-ву и архитектуре; Вып. 2). - Библиогр.: с. 51.

30. Оценка собственности: учеб. пособие для вузов по специальности «Экспертиза и упр. недвижимостью» направления «Стр-во»: в 4 ч. Ч. 1: Оценка недвижимости/П.Г. Грабовый [и др.]; под ред. П.Г. Грабового, С.П. Коростелева; Моск. гос. строит. ун-т, Рос. о-во проф. оценщиков и управляющих недвижимостью - сервейеров (РООС). - М., 2003. - 180 с. - Библиогр.: с. 156.

31. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). – М., 1991. – 247 с.

32. Районная планировка: Справ. проектировщика/В.В. Владимиров [и др.]. - М.: Стройиздат, 1986. - 325 с.

33. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: учеб. пособие [для вузов] по направлению «Архитектура» / Т.Ф. Саваренская. - Изд. стер. - М.: Архитектура-С, 2006. - 376 с.: ил. - Библиогр.: с. 367-371.

34. Сосновский В.А. Планировка городов: Учеб. пособие для архит. и строит. спец. вузов/В.А. Сосновский; Под общ. ред. Миловидова Н.Н. и др. - М.: Высш. шк., 1988.- 104 с.

35. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие по направлению 630100 «Архитектура» / В. А. Сосновский, Н. С. Русакова. - М.: Архитектура-С, 2006. - 111 с.: ил. - Библиогр.: 10 назв.

36. Степанов В.К. и др. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Основы планировки населенных мест: Учеб. для вузов по спец. «Пром. и гражд. стр-во»/Степанов В.К., Великовский Л.Б., Тарутин А.С.-М.: Высш. шк., 1985.-191 с. – Библиогр.: 10 назв.

37. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология. Устойчивое строительство/ А.Н. Тетиор.- М.: РЭФИА, 2003.- 447 с.

38. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование: Учеб. для архит.-строит. техникумов / М. И. Тосунова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1978. - 287 с.

39. Тосунова М.И. Планировка городов и населенных мест: Основы проектирования: Учеб. для техникумов по спец. «Архитектура»/М. И. Тосунова. - М.: Высш. шк., 1965. - 190 с. - Библиогр.: 12 назв.

40. Федосова С.И. Рекомендации по оценке и формированию визуальной среды крупного города/С.И. Федосова; Брян. гос. инженер.-технол. акад.-Брянск, 2008. - 128 с.

41. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что - плохо/ В.А. Филин. -М.: Видеоэкология, 2006.- 512 с.

42. Хамецкий Р.И. Ценность, цена и стоимость земли в градостроительстве / Р. И. Хамецкий. - М., 1997. - 27 с. - (Архитектура. Район. планировка. Градостр-во: Обзор. информ. /ВНИИНТПИ; Вып. 1). - Библиогр.: 9 назв.

43. Хромов Ю.Б. Градостроительство и жилищный рынок в Санкт-Петербургском регионе / Ю. Б. Хромов. - М., 1995. - 63 с. - (Архитектура, район. планировка, градостр-во: Обзор. информ. / ВНИИНТПИ; Вып. 3). - Библиогр.: 19 назв.

44. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: учеб. [для вузов] по специальности 270115 «Экспертиза и упр. недвижимостью» направления 270100 «Стр-во» в 2 ч. Ч. 1 / П.Г. Грабовый [и др.]; под общ. ред. П.Г. Грабового, А.И. Солунского. - М.: Изд-во АСВ: Гузель, 2006. - 458 с. - Библиогр.: с. 454-458.

45. Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса: учеб. [для вузов] по специальности 270115 «Экспертиза и упр. недвижимостью» направления 270100 «Стр-во»: в 2 ч. Ч. 2 / П. Г. Грабовый [и др.]; под общ. ред. П.Г. Грабового, А.И. Солунского. - М.: Изд-во АСВ: Гузель, 2006. - 462 с. - Библиогр.: с. 458-462.

 

 

 

 

 

 

 

АВАНЗАЛ – зал, предшествующий большому, парадному, находящийся после ряда помещений различного назначения или парадной лестницы.

АГОРА – обширная городская площадь в Древней Греции. Несла общественно-политические, торговые, культурные, зрелищные функции. Агора находилась в приморских городах вблизи моря, в континентальных – у подошвы кремля. В городах позднейшей постройки агора имела четырехугольную форму и окружалась портиками и колоннадами, сообщавшимися с различными общественными зданиями: храмами, стадионами, палестрами, торговыми зданиями.

АКРОПОЛЬ – укрепленная часть древнегреческого города, находящаяся на возвышенном месте и служащая защитой во время опасности. Первоначально акрополь – укрепленное поселение, разросшееся со временем в нижележащий и менее укрепленный город. На акрополе возводились храмы богов – покровителей города. Кроме того, акрополь – городская крепость стран Древнего мира.

АМПИР – архитектурный стиль первой трети XIX века. Характеризуется строгой монументальностью, применением сюжетной и декоративной скульптуры (военные доспехи и эмблемы) в органичном единстве с архитектурой, богатством внутренней отделки зданий, является дальнейшим развитием классицизма XVIII века.

АМФИТЕАТР 1. В древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллипсовидное в плане сооружение с ареной посередине для публичных зрелищ: боя со зверями, гладиаторских сражений. Конструкции амфитеатра представляли собой систему арок и столбов. Сводчатые галереи и лестницы вели к мес­там для зрителей. Под ареной часто помещали сценические маши­ны, а саму арену ограждали высокой стеной для защиты зрителей (в боях со зверями), места которых возвышались за этими стена­ми с перилами и назывались подиум. Для защиты зрите­лей от дождя и солнца над амфитеатром натягивалось полотно – веларий. 2. В театре амфитеатром называются места для зрителей, расположенные за партером повышающимися уступами.

АНДРОН - поме­щение в жилом эллинском и римском доме, предназначалось для пи­ров, где собирались только мужчины. В богатых домах часто снаб­жалось небольшой передней. Иногда для лучшего освещения андроны располагали в восточной стороне дворика, непосредственно у юж­ной наружной стены дома, в которой устраивалось в этих случаях одно или несколько окон. В помещении андрона средняя часть пола не­сколько заглублялась и украшалась мозаикой. Повышенная часть предназначалась для лож (обычно их было 9, по 3 человека на ло­же), а в заглубленной – устанавливались небольшие столики с угощением. Центр мозаичного пола оставался свободным для тан­цовщиц.

АНСАМБЛЬ – совокупность зданий, образующих единую архитектурную композицию. Ансамбли в архитектуре бывают 2 видов: а) создаваемый в тече­ние длительного времени при учете основного первоначального за­мысла, что позволяет встраивать в более раннюю группу зданий новые, обладающие даже иным стилистическим убранством и ре­шением; б) осуществляемый целиком по единому замыслу и в од­ном архитектурном стиле. В этом случае создается единство всего комплекса при согласованности и подчинении отдельных частей общему целому.

АНФИЛАДА 1. Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси. При раскрытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров. Встречается в интерьерах барокко и классицизма, в зданиях музеев XIX-XX вв. 2. Ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.

АПСИДА 1. Выступ здания, обычно полукруглый или многогранный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). 2. Аналогичная по форме часть внутреннего пространства храма или общественного здания. 3. Внутреннее пространство церкви, составляющее часть алтаря, ориентированное на восток. В древнерусских храмах часто было по 3 аспиды: для престола, для ризницы и для жертвенника.

АРКА – криволинейное перекрытие проема в стене; пространство между двумя опорами или конструкция, несущая свод. Опорные части арки называются пятами, расстояние между ними называется пролетом арки, центральный клинообразный камень – замком. Расстояние между пятой и замком называется стрелой подъема. Впервые арки (каменные) появились в архитектуре Древнего Востока. Далее широкое применение получили в архитектуре античного Рима.

АСИММЕТРИЯ – такое сочетание и распределение объемно-пространственных элементов, при котором отсутствуют оси симметрии.

БАЗИЛИКА – тип здания, прямоугольного в плане, состоящего из нечетного количества (обычно 3 или 5) разновысоких объемов нефов, разделенных опорами, имеющих самостоятельные покрытия. Центральный неф выше и шире боковых, освещается окнами второго яруса, завершается апсидой, иногда имеет поперечный объем – нартекс. В Древнем Риме базилики являлись зданиями для торговли и суда. Центральный неф при этом служил залом заседаний, в одном из концов которого в полукруглой аспиде, иногда отделенной от остального зала колоннадой, возвышался трибунал с местами для судей. Среднее, более высокое, место принадлежало квесторе или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений перед заседаниями. Вход устраивался с торца или через боковой неф. С развитием христианства базилики становятся основным типом храма. В среднем нефе проводятся ритуальные процессии, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившие позднее место сводчатым. Базилики строились с поперечными нефами – трансептами – одним или двумя. На пересечении, в средокрестии, устанавливался купол. В конструктивном и художественном плане базилики получили дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре. Подобный тип храмов встречается также в архитектуре Возрождения и барокко. Форму базилики могут иметь различные здания общественного назначения.

БАЛКОН – выступающая на верхних этажах здания площадка на консольных балках, огражденная перилами и сообщающаяся с внутренними помещениями.

БАЛЮСТРАДА – ограждение, состоящее из балясин, соединенных горизонтальным элементом, часто богато профилированным. Нередко балюстрада украшается вазами, скульптурами. Применяется в ограждении лестниц, террас, балконов т.д.

БАРАБАН, опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная венчающая часть здания, завершающаяся часть куполом или многогранным сомкнутым сводом. Световой барабан имеет оконные проемы. Часто барабан имеет различные декоративные детали. Наряду с орнаментом, высеченном в белом камне, для украшения барабана употребляются также богато профилированные детали из кирпича и белого камня, терракоты из многоцветных изразцов.

БАРЕЛЬЕФ – низкий рельеф – один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью, менее чем на 1/2 своего объема. Барельеф следует отличать от высокого рельефа (горельефа) и контурного рельефа. Широко применяется в архитектуре.

БАРОККО – стиль в европейском искусстве с конца XVI века до середины XVIII века, связанный с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Архитектура барокко отличается криволинейностью форм и очертаний помещений в планах зданий, пышностью и декоративностью отделки зданий снаружи и особенно внутри. Барокко московское – стиль русской, московской архитектуры второй половины XVII века, характеризуется многоярусными композициями храмов, нарядным и богатым узорочьем отделки, применением белокаменных деталей в сочетании с красным кирпичом стен, высоким мастерством и тонкостью работы московских мастеров. Барокко русское – с начала XVIII до 60 гг. XVIII века. Идейное содержание стиля – слава Русского государства, гордость за деяния русского народа – определили его прогрессивный характер: проявился в создании крупных градостроительных ансамблей, зданий и парков. Во внешней и внутренней отделке характеризуется богатством и разнообразием архитектурного убора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.