Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы территориально-пространственного развития городов 2 страница




БАШНЯ, вежа, столп, высотное сооружение с различной конфигурацией плана (круглое, квадратное, многоугольное). Строились как отдельно стоящими, так и в составе комплекса или здания. Назначение чаще военно-оборонительное, кроме этого башни возводились как культовые сооружения и монументы. В русской архитектуре XI-XIII вв. башни строились не связанными с крепостными стенами и выполняли роль дозорных вышек, наблюдательных пунктов оборонной цитадели. Строились на наиболее высоких участках крепостей. В XIV в. башня входит в состав крепостных стен и несет различные функции: для защиты ворот (воротная, проезжая), для тайников с водой (тайничная), для наблюдения (подзорная). Впервые слово башня встречается в сказаниях князя Курбского в XVI в., затем в летописях и официальных бумагах.

БЕЛЬВЕДЕР – 1. Отдельно стоящая постройка, вышка, надстройка над зданием, с которой открывается вид на окрестности. Для бельведера характерна круглая, овальная, реже многогранная форма, преобладание больших проемов, остекленных и открытых, и купольное покрытие, часто опирающееся на колонны. 2. Название некоторых дворцовых сооружений в красивом природном окружении.

БЕСЕДКА, небольшая парковая постройка для отдыха. Имеет различные в плане формы, покрытие поддерживается колоннами или столбами. Стены закрытых беседок снабжаются большими проемами, нередко застекленными. Беседки служили акцентами в парковой композиции, их устраивали в местах, откуда открывался интересный вид какой-либо части парка – водный или пейзажный. В городской застройке их также связывают с зеленью и водными пространствами.

БРАНДМАУЭР - противопожарная глухая стена, разъединяющая части одного здания или два смежных здания, поднимающаяся над кровлей. Выполняется из несгораемых материалов.

ВИАДУК, мостовое сооружение большой протяженности для прокладки дороги через овраги, болота и др. в отличие от эстакады (имеющей одинаковые размеры пролетов и незначительное изменение высоты опор) строится с различной высоты опорами, иногда и с различными размерами пролетов. Материал исполнения различен – каменные, металлические, железобетонные. Конструкции в основном многопролетные арочные, реже – балочные.

ВИЛЛА – загородный дом с садом или парком. Общей чертой вилл является органическая связь с окружающим ландшафтом.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - ренессанс – период в культурном и идеологическом развитии ряда стран Западной Европы, обусловленный зарождением капиталистических отношений (XIV – XVI века). Связан с возрождением античной культуры и искусства и использованием их достижений для развития новой буржуазной культуры и искусства. Основным идейным содержанием культуры этого периода был гуманизм, новое представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.

Вся территория замка окружалась рвом, который мог быть затоплен водой. Единственным входом служили ворота, установленные в башне с подъемным мостом. Стены замка, завершенные зубцами, с внутренней стороны имели деревянный настил, служивший местом для стрельбы. Вначале система обороны была пассивной, но после крестовых походов уже в XII в. стали появляться выступающие из толщи стен башни, а также машикули и оборона приобрела активный характер. В процессе колонизации у рыцарских орденов сложился особый тип замка, рассчитанный не на семью отдельного феодала, а на размещение воинского отряда ордена. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости. Соединение функций жилого дома и крепости постепенно распадается и к середине XV в. главную роль начинает играть дворцовое здание, развиваясь в дворцовый, затем и в дворцово-парковый ансамбль. Прототипом новых зданий служил французский замок. Большие ансамбли располагались почти всегда вокруг двух дворов: внешнего и внутреннего, вокруг которого с 3 или 4 сторон группировались крылья замка. В XVI в. замок как крепость теряет свое значение.

ГАЛЕРЕЯ – 1. Узкое, протяженное помещение под кровлей, где одна из стен часто является колоннадой (при необходимости имеет балюстраду). 2. С первой половины XVI в. в эпоху барокко в европейской архитектуре складывается новый тип галереи – обширный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. В подобных галереях располагалась художественная коллекция владельца. Позже так стали называть художественные музеи и их отделы. 3. Самый верхний ярус зрительных мест театра. 4. В крепостях галереи служили для обстрела рвов там, где не было фланговой обороны или для ее усиления. Для этого в галереях, входящих в ров, устраивались бойницы. Существовали также вентиляционные галереи.

ГАРМОНИЯ – соразмерность, согласованность отдельных элементов и явлений, специфическое единство в многообразии (гармония в пропорциональности, в цвете, в фактуре).

ГИППОДАМОВ ГОРОД, характерная планировка регулярного города, приписываемая Аристотилем милетскому архитектору Гипподаму. Гипподамова система планировки выполнялась при закладке новых городов и колоний. Основная черта гипподамова города – прямоугольная сеть улиц одинаковой ширины (от 4-5 до 7-8 м). Внутриквартальная планировка получила демократическую организацию: каждый дом имел примерно равную площадь. Часто выделяются две главные, взаимно перпендикулярные улицы несколько большей ширины, но архитектурно никак не выделенные. Общественные площади приобретают большей частью правильные очертания и окружаются храмами, портиками, общественными зданиями. Под общественные здания и под рынки отводят площадь, кратную стандартным размерам квартала.

ГЛАВА, главка - покрытие, расположенное над куполом (в основном в культовых постройках) и устраиваемое на световом или глухом барабане. Первоначально глава являлась конструктивным элементом, но со временем утратила это значение. Глава выполняется из различных материалов и разнообразной формы: в виде луковицы, шлема, груши и т.п.

ГОРОД. 1. В Древней Руси укрепленное поселение, обнесенное стеной, в отличие от веси и села – неукрепленных деревень. В это понятие входит не только город в социально-экономическом значении этого слова, но и собственно крепость, укрепленная княжеская усадьба. Поселенья вне городских стен назывались загородьем, передгородьем, болонием. Со временем они обносились стенами и входили в состав города, уже имеющего ограды. Тогда бывшие наружные поселения получали название: окольный город, охабень, город кромный или кром, а внутренние – днешний град или детиней, позже Кремль. 2. Сами оборонительные стены (в летописях оплот, плот) и система управлений. Слово город в древности в основном значило земляную насыпь, вал вокруг жилья, в последствии это же слово обозначало деревянные и каменные стены, вообще ограду.

ГОРОД-СПУТНИК – небольшой город, расположенный на некотором расстоянии от основного центрального.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - художественный стиль, господствующий в искусстве стран Западной Европы в XII – XIV веках – стиль, порожденный средневековой городской культурой, находившейся под сильным религиозным влиянием. Ведущую роль в искусстве готики играла архитектура, достигшая высшего уровня развития каменного зодчества в создании грандиозных соборов, ратуш, рынков и других зданий.

Градостроительная деятельность – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования и развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов. Также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Градостроительная документация – система видов и стадий проектирования, обеспечивающих разработку и осуществление градостроительных прогнозов и программ, а также реализацию инвестиций.

Градостроительные программы – текстовые, табличные и графические документы, включающие комплекс плановых и практических мер для достижения градостроительного эффекта с учетом рационального природопользования, ресурсосбережения и сохранения историко-культурного наследия.

ДВОРЕЦ. 1. В постройках феодального замка – жилище князя. Позднее этим понятием обозначали здание с богатой внутренней и наружной отделкой без крепостных стен и валов и образующей вместе со служебными постройками и прилегающим парком единый ансамбль. 2. В широком смысле слова – любое монументальное здание, художественно решенное снаружи и внутри.

ДЕКОР – система украшений сооружения – фасада или интерьера. Может быть как простой (например, одноцветная покраска, однородная фактурная обработка поверхности и т.д.), так и сложной (сочетание орнамента и изображения, скульптуры и росписи, различных по фактуре и текстуре материалов). Декор – одно из средств зрительного объединения зданий или предметов в ансамбль.

ДЕТИНЕЦ, кремль, другое название укрепленного центра древне-русского города. В летописях внутренние ограды называли как детинец, так и днешний град (дне - внутренний), а позднее и кремль, хотя название детиней существовало параллельно до XVI в.

ДОЛЬМЕН – погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железного века, один из видов мегалитических построек. Представляет собой несколько каменных глыб и плит огромного размера, поставленных вертикально и перекрытых массивной горизонтальной плитой. В некоторых дольменах плита, закрывающая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Встречаются дольмены более сложной конструкции: соединяющиеся узким коридором, образованным из стоящих плит или переходящих в ряд продольных, следующих одна за другой камер, все более расширяющихся и углубляющихся в землю (крытые ходы). Стены и потолки внутри дольмена иногда покрывались орнаментом – рельефным или нанесенным красками. Служил местом погребения, но первоначально, вероятно, святилищем.

ДОМИНАНТА – главный по силе художественной выразительности акцент в системе застройки, зданиях или в парковом пейзаже, которому подчинены другие элементы. Доминанта может проявиться в форме, цвете, фактуре или идейном содержании. Доминанта – господствующий своей величиной, формой или отделкой архитектурный элемент в здании, здание в ансамбле, в окружающей застройке и природном окружении.

ДОНЖОН – в средневековом укрепленном замке – главная башня, стоящая внутри крепостных стен и не связанная с ними. Донжон был сторожевой башней в системе обороны крепости, последним пунктом обороны при осаде и одновременно жилищем феодала. Несколько ярусов донжона имели различное назначение: в подземелье находилась тюрьма, на 1-м этаже – хозяйственные помещения, ан 2-м – хозяйские покои (одновременно зал, столовая и спальня), на 3-м этаже – комнаты для слуг, на плоской кровле с парапетом – сторожевой пункт. Единственный вход был расположен высоко над землей, внутрь попадали по приставным лестницам. Междуэтажные перекрытия были либо деревянными с деревянными же лестницами с этажа на этаж, либо сводчатыми, тогда каменные лестницы устраивались в пристройке к башне.

ЕНДОВА, разжелобок, входящий угол между двумя скатами кровли. Наледи и большое количество проходящей здесь воды требуют дополнительных мер для изоляции кровли.

ЗАЛ, большое, обычно парадно оформленное помещение, расчитанное на одновременное пребывание значительного числа людей. залы бывают различного назначения: физкультурные, актовые, концертные, зрительные.

ЗАМОК, укрепленное жилище феодала. Представляет собой комплекс жилых, хозяйственных, культовых построек (казармы для гарнизона, большая галерея, служившая местом для суда, собраний, залом для празднеств, капелла, тюрьма). Первоначально укрепления представляли собой палисады, валы, рвы, затем – массивные стены с башней посреди комплекса – донжоном. Со временем донжон уступает место дворцовым постройкам. Но удобства жилья долгое время приносились в жертву необходимости обороны. План здания был усложнен, жилые помещения тесны, узкие окна выходили во двор, каждая часть замка обособлена.

ЗДАНИЕ – 1) обобщенное название архитектурных сооружений, построек, домов; 2) строительная система, состоящая из несущих и ограждающих конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ – гармоническое деление отрезка на две части таким образом, что величина большей его части является средней пропорциональной всего отрезка и меньшей его части.

ИНСУЛА, многоэтажный жилой дом в Древнем Риме с комнатами или квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Появились не позже III в. до н.э. Из обожженного кирпича инсулы воздвигались в 5-6 этажей. Верхние этажи часто были деревянными, фахверковыми, перекрытия бетонными. Помещения обычно располагались вокруг светового дворика, нередко занимая целый квартал. Ряд комнат предназначался для одиночек, они имели отдельные выходы на улицу или группировались по коридорной системе. В дешевых инсулах удобств не было. На 1 этаже помещались лавки. Инсулы составляли массовую застройку римских городов.

ИНТЕРЬЕР - внутреннее пространство здания или какого-либо помещения. Архитектурное решение (размеры помещения, форма, ритм размещения опор, окон, выступов, ниш и т.д.) и характер его убранства (меблировка, оборудование) формируют интерьер.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть вертикальной опоры (колонны, пилястры, столба), обычно пластически выделенная и находящаяся между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, пятой арки, свода, стеной и т.п.). В античную эпоху сложились основные типы капители: дорическая, ионическая, коринфская, композитная, сочетающая элементы ионической и коринфской. Своеобразные капители созданы и в других странах.

КАРКАС - конструктивная основа здания, состоящая из отдельных соединяющих элементов, определяющая собой форму, прочность, устойчивость здания. Может выполняться из различных материалов.

КАРНИЗ – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; в этом случае карниз называется венчающим. Карниз может быть и у более мелкой части здания (поярусный, цокольный, над- и подоконный и др.). В классической архитектуре карниз – верхнее из трех главных членений антаблемента.

КВАРТАЛ, часть застроенной территории населенного места, ограниченная несколькими пересекающимися улицами. Сплошная периметральная застройка кварталов распространилась в русских городах вследствие специального распоряжения Екатерины II в 1765 г., по которому следовало максимально уплотнить застройку Петербурга.

КЛАССИЦИЗМ – господствующий в литературе и искусстве в Европе с XVII века, в России со второй половины XVIII века и в первой трети XIX века стиль. В формах искусства Древних Греции и Рима, а также эпохи Возрождения представители классицизма стремились к выражению идей укрепления национального государства, провозглашению гражданских идеалов в служении личности обществу. В архитектуре классицизм выражался в строгости и четкости плановых и объемных построений зданий, в сдержанности внешней архитектуры, в применении классических архитектурных форм, ордеров. В сочетании с прогрессивными древними традициями русского зодчества эти качества позволили русским архитекторам создать глубоко реалистические и народные произведения – мировые по значению образцы архитектуры русского классицизма.

КОЛОННА - архитектурно обработанный столб, несущий вертикальную нагрузку. В классических ордерах состоит из капители, ствола, базы и имеет энтазис (приблизительно на 1/3 высоты снизу) и утонение к капители, что вызвано необходимостью исправить зрительные искажения.

КОЛОРИТ – гармоническое сочетание цветов, способствующее раскрытию содержания композиции; различают колорит теплый (преобладание теплых цветов) и холодный (преобладание холодных цветов).

КОМПОЗИЦИЯ – художественная структура (построение) архитектурного или садово-паркового произведения, взаимоувязка всех его частей, обусловленная идейным замыслом и назначением здания, сооружения, парка или комплекса. Садово-парковая композиция состоит из двух частей: планировочной и объемной.

КОНСОЛЬ – выступ в стене в виде камня либо плиты, служивший декоративной деталью, поддерживающей скульптуру, вазу и т.п., или реальной опорой карниза, балкона; консолью является и балка, ферма или другая конструкция, жестко закрепленная одним концом при свободном другом конце, либо часть конструкции, выступающая за опору.

КОНТРФОРС – каменная, бетонная или железобетонная поперечная стенка (вертикальный выступ или ребро), усиливающая основную несущую конструкцию и воспринимающая главным образом горизонтальные усилия (распор от сводов, перекрывающих здание, давление грунта на подпорные стенки); один из основных элементов готической архитектуры.

КОТТЕДЖ - одноквартирный индивидуальный жилой дом (городской или сельский), при котором есть небольшой участок земли. Коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей. Обычно на первом этаже находятся общая комната, кухня, хозяйственные помещения, на втором – спальни. Возник в Англии в конце XVI – начале XVII вв. Традиционный тип английского жилища.

КРАСНАЯ ЛИНИЯ ЗАСТРОЙКИ – обозначает условную границу, отделяющую магистрали, улицы, проезды и площади от территорий, предназначенных под застройку; здания могут размещаться с отступом от красных линий либо вдоль них; благодаря проектам красных линий, разрабатываемым в градостроительстве, обеспечивается дисциплина при застройке и реконструкции городов.

КРАСОТА – степень оценки положительных качеств произведения искусства, выражающаяся в соразмерности и пропорциональности, гармонии частей и игре красок, яркости и новизне, целесообразности и целостности, соответствии формы и содержания.

КРЕМЛЬ - центральная укрепленная часть русского феодального города. Древнее название – «детиней» (XVI-XVII вв.). Кремль обычно расположен на высоком месте, часто у берега реки или озера, стены кремля вначале были деревянно-земляные, с XI в. каменные и кирпичные. Часто стены окружались рвом с водой. В кремле обычно находились дворец князя, собор, дворы бояр и церковной знати. Планировка кремля зависела от рельефа местности, количество, форма башен и расстояния между ними – от военно-оборонительных сооружений. Кремли являлись градообразующим ядром, а дороги – основной планировки возникших близ кремля жилых районов – посадов.

КРОМЛЕХ - группы менгиров, расположенные замкнутыми кругами. Иногда эти круги состоят из 2-3 концентрических рядов вертикально поставленных камней. Вероятно, имели культовое назначение. Сооружения эпохи неолита и, в основном, бронзового века. Встречаются в Европе, Азии и Америке.

КРЫША - верхняя ограждающая конструкция здания. Состоит из несущей части и наружной оболочки – кровли.

КРЫША ВАЛЬМОВАЯ - четырехскатная крыша над прямоугольным в плане зданием, у которой 2 ската по длинным сторонам трапецевидные, а 2 других, по коротким сторонам – треугольные.

КРЫША ДВУСКАТНАЯ - крыша, состоящая из 2 скатов. Покрывают как отдельно стоящие здания, так и здания, торцевой стороной стоящие к другим строениям. При такой крыше треугольное окончание торцевых стен называется щипцами или фронтонами.

КУЛУАРЫ. 1. Спальни римского жилого городского дома-особняка, расположенные вокруг перистиля. 2. Декоративный элемент на фасаде здания в виде небольшого павильона с двумя колоннами или стойками, перекрытыми фронтоном или антаблементом.

КУПОЛ - пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, квадратные в плане помещения. Образующими формами купола являются различные кривые, выпуклые наружу. Если вращающаяся кривая меньше 1/4 окружности, то получается плоский купол. Все купола, происшедшие от дуг круга, называются сферическими. Эллиптические, параболические и т.д. кривые образуют соответствующие очертания купола. Они также могут иметь и многоугольные (сомкнутые) формы. Возведение куполов на тромпах и парусах позволяет перекрывать помещения любой конфигурации. Купол как покрытие имеет несколько вариантов: цельные купола, сложенные из сплошной кладки с кровлей по своду, в которых наружные и внутренние формы едины; двойные купола, наружная оболочка которых служит защитой внутреннему куполу, являясь в одних случаях конструктивной необходимостью, а в других – покрытием, имеющим самостоятельную форму, необходимую для выразительности здания. Некоторые купола покрываются шатровой крышей, что облегчает устройство черепичной кровли, защищающей купол от осадков. Купола сооружаются как на светлом (с окнами) барабане, так могут иметь окна, врезающиеся в поверхность куполов (при плоском куполе). Купол имеет шелыгу, скуфью. Конструкции и материалы куполов разнообразны.

ЛАНДШАФТ культурный – важнейший элемент природно-территориального комплекса, садово-парковое пространство, включающее в себя закономерно взаимосвязанную совокупность природных (растительность, рельеф, грунт, вода) и искусственных (инженерно-архитектурные сооружения) компонентов, и организованных таким образом, чтобы создать наилучшие условия для работы или отдыха на открытом воздухе.

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – область созидательной деятельности, включающая проектирование и строительство всех открытых пространств городов, сел, межселенных территорий. Ландшафтная архитектура специфична тем, что использует естественные материалы – землю, воду, растения, а в процессе архитектурно-ландшафтного формообразования непосредственно реализуются задачи охраны природы и рационального природопользования, повышения экологического и эстетического комфорта проживания человека.

ЛАНДШАФТНОЕ ИСКУССТВО – искусство формирования окружающей среды с помощью элементов природы и архитектуры; является теоретической основой ландшафтной архитектуры.

ЛЕСТНИЦА – важнейший элемент многоэтажных зданий. Форма зависит от общей планировочной структуры и функционального назначения сооружения. Лестницы могут быть одно-, двух-, трехмаршевые, круглой, полукруглой и овальной формы в плане. Лестницы общественных зданий делятся на главные и второстепенные; главные связывают вестибюль с группой остальных помещений.

ЛОДЖИЯ. 1. Открытое с одной стороны аркадой, колоннадой, парапетом или решеткой помещение, не выступающее за плоскость стены дома, а устраиваемое за счет глубины находящегося за ней помещения. 2. Отдельное здание типа галереи, открытое с одной или нескольких сторон.

МАНСАРДА - помещение, преимущественно жилое, устраиваемое в свободном чердачном пространстве под крышей, состоящей из двух частей – верхней пологой и нижней крутой. Скаты крыши утепляются. Впервые подобный тип крыши с используемым пространством под ней широко начал применять Ф. Мансар (1598-1666).

МЕГАРОН - тип здания, в том числе и жилища, сложившийся в эпоху эгейской культуры III-II вв. до н.э. Мегарон – прямоугольное в плане здание, состоящее из 2 частей: зала и портика перед ним, огражденного с боков вынесенными вперед концами продольных стен здания (антами). Посередине зала находился очаг, крыша над ним имела отверстие. Встречаются залы, расчлененные на 2 или 3 части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие. Во дворцах Микенской Греции мегароны выделяются в отдельный объем вместе с входным помещением, являясь составной частью более сложных архитектурных комплексов. Мегарон служил парадным залом и, видимо, мужской половиной. Мегарон – прототип древнегреческих храмов гомеровской эпохи (VIII-VII вв. до н.э.).

МЕЗОНИН – жилая надстройка, обычно над средней частью небольшого дома.

МЕНГИРЫ – один из видов мегалитических памятников в виде отдельных поставленных вертикально продолговатых камней, образующих иногда параллельные ряды длиной в несколько километров.

МОДУЛЬ - условная единица измерения, принимаемая для соотношения частей здания или комплекса. Устанавливается для данного архитектурного сооружения (или его части) и служит для выражения кратных соотношений его составных элементов. За модуль принимаются различные величины (диаметр купола, сторона помещения, ширина триглифа, длина кирпича, мера длины и др.). Происхождение модуля связано с технической необходимостью согласования размеров здания. В ордерной архитектуре часто за модуль брался нижний диаметр колонны, в дорическом ордере – иногда ширина триглифа. Виньола делит модуль на более мелкие части – парты, Палладио – на минуты.

МОНАСТЫРЬ – уединенное жилище, архитектурный комплекс, имеющий общественные, жилые и хозяйственные постройки, как правило, обнесенные стенами. Тип католического западно-европейского монастырского комплекса сформировался в VI-IX вв. В ансамбле монастырей доминировала церковь, к которой примыкал (с северной стороны, иногда с южной) двор – клуатр. В церкви есть вход, ведущий со двора в трансепт. Вокруг клуатра располагался зал капитула – самый большой зал монастыря, предназначенный для приемов и совещаний. На территории имелась трапезная (рефекторий), хозяйственный двор с мастерскими и службами, больница, странно-приимный дом. Композиция монастырей варьировалась различными ордерами. Православные монастыри имели более свободную планировку. Комплекс окружали стены с башнями, вдоль стен располагались кельи, в центре – собор, трапезная, колокольня, колодец. Оборонные функции определяли мощь крепостных стен с башнями. Построенные вокруг городов или в их черте, монастыри образовывали оборонную линию и являлись узлами городской планировки. В период Возрождения и особенно барокко монастыри – крепости, характерные для дальних колоний, уступили место парадным ансамблям монастырей-дворцов, часто построенным компактно, по единому плану. Некоторые монастырские постройки оказали влияние на строительство городских учреждений общественного характера (приюты, госпитали и др.).

НЕБОСКРЕБ – высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, жилое, отель и др.). Сооружение небоскребов началось в США с 1880-х гг. с изобретением стального каркаса и пассажирского лифта.

Недвижимое имущество (недвижимость) – земельные участки. Участки недр. Обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба из назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Недвижимость в градостроительстве – земли государственных поселений и иных функционирующих территорий с установленными границами и правами собственности; сооружения над и под этими землями, используемые для целей градостроительства; стационарные здания, в т.ч. незавершенного строительства; объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства; зеленые насаждения с многолетним циклом развития на этих территориях.

НЕКРОПОЛЬ, большое кладбище с гробницами, каменными надгробиями на окраине древних городов. В древней Александрии некрополи служили одновременно и местом отдыха горожан, имели зелень и водоемы.

ОБЛИЦОВКА, материал (природный или искусственный), составляющий наружную одежду стен, отличный от материала облицовываемой поверхности. Наружная облицовка служит для архитектурного оформления зданий и для защиты от вредных механических, атмосферных и др. воздействий, значительно увеличивая срок службы строительных конструкций. Облицовка также повышает эстетические качества интерьеров, улучшает гигиенические условия помещений.

ОРДЕРА АРХИТЕКТУРНЫЕ – определенные художественные системы стоечно-балочной конструкции в Древней Греции, перешедшие затем в другие страны. Ордер состоит из утончающейся кверху колонны, нижнюю часть которой составляет расширение – база, а верхнюю – капитель. Колонна несет горизонтальное перекрытие – антаблемент, разделенный по высоте на три части: нижнюю – архитрав (каменную балку), среднюю – фриз (архитектурно обработанный пояс по всей длине перекрытия) и верхнюю – карниз (сочетание поддерживающих элементов с выступающей плитой). Полный ордер имеет еще пьедестал, на котором стоит колонна. Древние греки создали дорический, ионический и коринфский ордера. Римляне добавили тосканский и сложный ордера. Ордера отличаются друг от друга соотношениями частей. Тонкостью и богатством деталей и украшений. Ордерные системы широко применялись в архитектуре Древнего Рима, в эпохи Возрождения и классицизма, в начале XX века и в советской архитектуре 1940-54 гг.

ОРНАМЕНТ, живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора одного или нескольких элементов. Орнамент можно продолжать в обе стороны, даже если его композиция ограничена, замкнута. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность или же сочетающим эти типы в более сложные комбинации. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический, состоящий из различных форм; растительный, стилизующий элементы растительного мира; зооморфный или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; геральдический, где используют знаки, эмблемы, трофеи и т.д.; гротескный, сочетающий изобразительные и декоративные мотивы; арабесковый, представляющий собой комбинации растительных и геометрических мотивов (часто с включенными надписями).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.