Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объемные показатели планирования производства




Понятие и содержание производственной программы предприятия.

Тема 19. Производственная мощность предприятия.

Понятие производственной мощности, ее виды и определяющие элементы. Методика расчета производственной мощности предприятия. Показатели уровня использования производственной мощности и их расчет. Пути наилучшего использования производственной мощности предприятия.

 

Традиционно в нашей стране под производственными мощностя­ми понималась способность средств труда к выпуску продукции заопределенный период времени. В последние годы получил распро­странение более широкий подход к определению этого понятия: производственные мощности — это возможности предприятия или его основных факторов производства к выпуску продукции за опре­деленный период времени. Второй подход более предпочтителен, так как возможности по выпуску продукции определяются не только на­личием и производительностью оборудования, но также наличием сырья и материалов, квалифицированных кадров, т.е. других факто­ров производства или возможностей предприятия в целом.

На производственные мощности оказывают влияние различные факторы:

1) технические — характеризуют наличие оборудования, его произ­водительность, степень износа, возрастной состав;

2) организационные — характеризуют уровень организации произ­водства и режим работы оборудования;

3) экономические — учитывают влияние различных систем стиму­лирования работников за определенный уровень использования производственных мощностей;

4) социальные — учитывают уровень квалификации работников и условия их труда.

На величину производственных мощностей оказывают влияние все технические факторы и та часть организационных, которая свя­зана с режимом работы оборудования. На степень использования производственных мощностей влияют остальные факторы.

 

При любой форме ведения хозяйства и любой форме собственности необходимо знать, какая продукция, в каком количестве, какими партиями и с какими качественными характеристиками должна быть произведена на предприятии в рассматриваемый промежуток времени. Для этого разрабатывается производственная программа предприятия.

Производственная программа предприятия – это система плановых показателей, определяющих производственное задание по выпуску продукции, а именно:

объем выпуска;

номенклатура;

ассортимент;

качественные показатели продукции;

ритмичность производства.

Основанием для расчетов производственной программы служит разнообразная информация, к основным составляющим которой можно отнести маркетинговые исследования по планируемым к производству товарам; объем сбыта этой продукции (фактический за прошлые периоды и планируемый); предполагаемый портфель заказов; государственный заказ (для предприятий с государственной формой собственности). Обязательным компонентом информационной базы для расчета программы являются данные о ресурсном обеспечении, а именно – наличие оборотных средств, производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансового обеспечения производства. Производственная программа обычно разрабатывается на год с разбивкой на кварталы.

Производственная программа рассчитывается на основании балансово-нормативного метода. Базовыми расчетами являются баланс производственных мощностей, баланс рабочей силы, баланс денежных средств. При расширении производства особое внимание уделяют обеспеченности оборотными средствами и финансовыми ресурсами, а также кредитной политике предприятия.

Расчеты охватывают все производственные подразделения предприятия – цехи, отдельные участки, в некоторых случаях – даже рабочие места. Поэтому одной из серьезных задач при разработке программы является распределение и согласование работ между отдельными подразделениями и обеспечение ритмичной работы всего предприятия.

Ритмичность – это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени. Различают несколько видов ритмов в зависимости от хода технологического процесса: входной (в начале процесса), выходной (на выходе готовой продукции) и промежуточный или линейный (внутри производственного процесса) ритмы. С точки зрения производства главным является выходной ритм, поскольку в этом случае речь идет о ритме выпуска готовой продукции. Однако только максимально жесткое поддержание входного и линейных ритмов позволит обеспечить и выходной ритм.

Расчеты производственной программы на крупных предприятиях производятся в несколько этапов, путем последовательных приближений и согласований. Выполнение производственной программы фиксируется в отчетных документах, после чего производят анализ, сопоставляя фактические показатели с плановыми и разрабатывая меры по устранению нежелательных отклонений, если таковые имеются.

 

План производства представляет собой систему разнообразных расчетных показателей, которые с разных сторон характеризуют производство, производственный процесс и их составляющие. Вся номенклатура плановых показателей может быть разделена на две группы – количественные (абсолютные) и качественные (относительные).

Количественные (абсолютные) показатели отражают абсолютные экономические характеристики производственных процессов – объем производства, численность персонала, количество станков и пр.

Качественные (относительные) показатели описывают те или иные величины по отношению к другим – например, норма расхода материала на единицу выпускаемой продукции, производительность труда одного работающего, норматив использования единицы производственной площади и т.п. Можно сказать, что качественные показатели характеризуют эффективность производства по его отдельным направлениям.

Эти две группы показателей дополняют друг друга, т.к. количественные показатели дают реальную картину производства безотносительно к другим факторам, поэтому они незаменимы в балансовых расчетах, при определении динамики производства, тогда как качественные показатели используются для сопоставления, сравнения различных производств или объектов, анализа состояния производства и пр.

Важнейшими количественными показателями являются объемные параметры, характеризующие количество или объем выпускаемой продукции.

Единицы измерения объема выпуска могут быть:

натуральными (штуки, т, км, кг);

условно-натуральными (ткм, усл. трактор, 1000 электролампочек)

стоимостными (грн., руб., $ USA).

 

В экономических расчетах отдают предпочтение стоимостным показателям, поскольку практически не существует предприятий, которые бы выпускали продукцию одного наименования, а свести все эти изделия вместе возможно только через использование стоимостных показателей.

Важнейшими среди объемных показателей являются следующие:

Реализованная продукция – Р.

Товарная продукция –Т.

Валовая продукция – В.

Объем реализованной продукции (Рå) – это стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовой продукции (Р гот.), полуфабрикатов своего производства (Р п/ф св.), а также работ и услуг промышленного и непромышленного характера, предназначенных к реализации на сторону (Р усл.). Сюда же относят изменения остатков нереализованной продукции (НР) на конец и начало планируемого периода.

Расчетная формула:

 

Р å = Р гот. + Р п/ф св. + Р усл. + (НР кон. – НР нач.) (19.1)

Объем реализованной продукции в рыночных условиях – важнейший показатель, т.к. он отражает не только факт производства товара, но и его востребованность рынком. Нужно отметить, однако, что объем реализации (Рå) зависит не только от предприятия-изготовителя (качество, цена и пр.), но и от внешних по отношению к нему факторов – таких, как скорость документооборота, платежеспособность, аккуратность плательщика и т.п. В рыночных условиях (особенно при нестабильной экономической ситуации) для того, чтобы обезопасить себя от неплатежей, предприятие-изготовитель использует предоплату, страхование поставки, факторинговые услуги банков и т.п.

Объем товарной продукции (Тå) – стоимость готовой продукции Тгот, полуфабрикатов своего производства Тп/ф св., услуг промышленного и непромышленного характера, реализованных или предназначенных к реализации на сторону, а также своему капитальному строительству и другим подразделениям предприятия в плановом периоде – Т усл.. К товарной продукции относятся продукты программного обеспечения, конструкторско-технологическая документация, разнообразные консалтинговые услуги и пр.

Расчетная формула:

 

Т å = Т гот. + Т п/ф св. + Т усл.. (19.2)

Исходя из сущности понятий товарной и реализованной продукции, объем реализованной продукции можно представить так

 

Р å = Т å + (НР кон. – НР нач.). (19.3)

Объем валовой продукции (В å) – включает весь объем работ, намеченный к выпуску в плановом периоде, и определяется по формуле

 

В å = Т å + (НЗП кон. – НЗП нач.). (19.4)

Здесь НЗП кон. и НЗП нач. – остатки незавершенного производства на конец и начало планового периода.

Объем товарной и реализованной продукции для различных целей определяется в различных ценах, а именно: в плановых расчетах используются действующие оптовые цены предприятия; в отчетах – так называемые сопоставимые или неизменные цены на определенную дату для установления динамики производства. Эти же сопоставимые цены используют при сопоставлении и анализе работы нескольких предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.