КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллекторные двигатели постоянного тока
Приводы
Поскольку в математических моделях ПИМ и ГИМ как объектов управления учтено действие соответственно пневмо- и гидроприводов, в дальнейшем рассматриваются только модели электроприводов (электрических машин) для ЭИМ с постоянной и переменной скоростью. К приводам ЭИМ относятся: - коллекторные двигатели постоянного тока (ДПТ); - бесколлекторные двигатели постоянного тока (БДПТ); - асинхронные трехфазные и однофазные двигатели (АД); - синхронные трехфазные и однофазные двигатели (СД); - шаговые двигатели (ШД).
К коллекторным двигателям постоянного тока или просто двигателям постоянного тока (ДПТ) относятся электрические машины, преобразующие электрическую энергию питающей сети переменного или постоянного тока в механическую энергию движения рабочих органов (РО) исполнительных механизмов (ИМ). В системах автоматизации большинства технологических процессов и установок на основе ДПТ для регулирования координат и параметров технологического процесса применяются силовые пребразователи энергии (СПЭ) различного типа в зависимости от требований к электроприводу и его роли в АСУТП. Ниже приведены математические модели коллекторных ДПТ в различных общепринятых в теории управления формах [6-10]. Электродвигатели постоянного тока (ДПТ) представляют собой объекты управления, регулируемые, в общем случае, по цепям якоря и возбуждения [11,12]. Применяются для регулирования скорости и положения рабочих органов как общепромышленных, так и специальных механизмов. Являются приводами ЭИМ с переменной скоростью. Функциональная схема и схемы замещения электродвигателя приведены на рис. 4.2. Применяя декомпозицию ДПТ, нетрудно заметить, что в его структуре имеются три основных подсистемы или цепи (см. рис. 4.2б, 4.2в, 4.2г): – цепь якоря, питаемая регулируемым напряжением U я; R э, L э – соответственно эквивалентное активное сопротивление и эквивалентная индуктивность якорной обмотки; E д – э.д.с. электродвигателя; i я – ток якоря; – цепь возбуждения, питаемая регулируемым напряжением U в; R в, L в – соответственно эквивалентное активное сопротивление и эквивалентная индуктивность обмотки возбуждения; i в – ток возбуждения; – электромеханическая цепь, обеспечивающая преобразование электромагнитной энергии в энергию вращения вала ротора; J д – момент инерции ротора электродвигателя; M, M c – соответственно вращающий момент на валу электродвигателя и момент сопротивления на его валу; - скорость вращения вала двигателя.
Рис. 4.2. Функциональная схема (а) и схемы замещения (б, в, г) электродвигателя постоянного тока
Приведем описание ДПТ в различных формах, что позволит при необходимости легко установить взаимосвязь математических моделей. Для описания динамических моделей электрических цепей электродвигателя (см. рис. 4.2) воспользуемся законами Кирхгофа, а для описания механической цепи – 2-м законом Ньютона. Тогда получим систему дифференциальных уравнений: , , (4.8) , где , – электромагнитные постоянные времени соответственно обмотки якоря и обмотки возбуждения, , . Электромагнитные цепи двигателя взаимосвязаны. При подаче напряжения , по цепи якоря протекает ток , и при наличии магнитного потока создается электромагнитный момент, вращающий ротор, , (4.9) где – конструктивная постоянная двигателя. Электромагнитные цепи и механическая цепь также взаимосвязаны, т.к. ток, протекающий по обмотке возбуждения, создает магнитный поток Ф, пронизывающий обмотку якоря и наводящий в ней э.д.с. вращения, , (4.10) где – конструктивная постоянная двигателя, в системе СИ равная по величине . Анализируя выражения (4.9), (4.10), заметим, что произведение переменных приводит к нелинейности математической модели электродвигателя, регулируемого одновременно по цепям якоря и возбуждения. Кроме того, при регулировании напряжения возбуждения двигателя проявляется нелинейный характер изменения потока Ф в функции тока возбуждения i в (намагничивающей силы F = w в i в, где w в – число витков обмотки возбуждения). Кривая намагничивания ДПТ соответствует нелинейному звену типа «насыщение» (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Кривая насыщения магнитной цепи ДПТ
Рабочая точка с координатами { F 0, Ф 0} на кривой насыщения соответствует некоторому, например номинальному режиму работы ДПТ. ДПТ как нелинейный ОУ, регулируемый по цепям якоря и возбуждения, в соответствие с выражениями (4.8)…(4.10) и рис. 4.3 может быть представлен в виде структурной схемы (рис. 4.4). Пусть электродвигатель регулируется только по цепи якоря (напряжение возбуждения , а, следовательно, и ). Тогда математическая модель электродвигателя примет вид , . (4.11)
Рис. 4.4. Структурная схема ДПТ, регулируемого по цепям якоря и возбуждения как нелинейного объекта управления
Математическая модель в виде (4.11) описывает ДПТ как линейный объект 2-го порядка. Для перехода от дифференциальных уравнений (4.11) к операторным уравнениям произведем замену . Тогда получим , (4.12) . По операторным уравнениям (4.12) составим структурную схему электродвигателя, приведенную на рис. 4.4.
Рис. 4.5. Структурная схема ДПТ, регулируемого по цепи якоря
Как видим, структурная схема ДПТ, регулируемого по цепи якоря, содержит 4 типовых линейных динамических звена: апериодическое, интегрирующее и 2 безынерционных звена, а также 2 суммирующих звена. Пусть ДПТ регулируется одновременно по цепи якоря и возбуждения, причем изменения аддитивных (управляющих и возмущающих) воздействий незначительны или, по крайней мере, непрерывны. Тогда нелинейную модель ДПТ целесообразно линеаризовать в окрестности вектора рабочих траекторий и представить в виде линейной модели. В качестве рабочих траекторий примем уравнения M 0 = Cм Ф 0 i я0, E д = Cе Ф 0 ω 0, а все переменные ДПТ будем рассматривать в приращениях, т.е. в малой окрестности рабочих траекторий и обозначать через символ приращения ∆. Проведем также касательную линеаризацию кривой намагничивания, задавшись координатами { F 0, Ф 0} текущей рабочей точки и соответствующими приращениями (см. рис. 4.3). Тогда математическую модель ДПТ можно представить системой уравнений в приращениях ,
,
где , – приращения координат э.д.с. двигателя и электромагнитного момента вдоль вектора рабочих траекторий; – приращение магнитного потока; – коэффициент линеаризации кривой насыщения магнитной цепи, являющийся функцией координат рабочей точки (см. рис. 4.3). Структурная схема ДПТ, соответствующая уравнениям (4.13), приведена на рис. 4.6. Приведем векторно-матричное описание ДПТ как объекта регулирования по цепи якоря, т.е. будем полагать, что напряжение возбуждения , а магнитный поток . Воспользуемся векторно-матричной моделью [10] линейных САУ в виде , (4.14) где – векторы соответственно состояния, управления и возмущения САУ, , ; , – символ транспонирования;
Рис. 4.6. Структурная схема линеаризованного ДПТ как объекта управления, регулируемого по цепям якоря и возбуждения
– стационарные матрицы соответственно состояния, управления и возмущения, , , .
Зададимся векторами состояния, управления и возмущения в виде: l; ; (4.15) . По уравнениям (4.14), (4.15) найдем матрицы состояния, управления и возмущения: ; ; . (4.16)
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |