КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ошибки в речи иностранцев
Способности к иностранному языку. Когнитивные стили в изучении иностранных языков. Виды переводческих трансформаций. Перевод как вид речевой деятельности. Темы курсовых Способы создания речевой ситуации при обучении иностранному языку Ния. Психолингвистические аспекты перевода и межкультурного обще- Билингвизм и его типы. Гипотеза лингвистической относительности Сепира—Уорфа. Понятие языковой картины мира. 1. Подъязык субкультур (хиппи, панки, новые русские и др.). 6. Лингвистические анекдоты на русском языке и их толкование и Тема 9. ПАТОПСИХОЛИНГВИСТИКА Ключевые слова: эмоциональная напряжённость, патология, акцентуация, психопатия, зона Брока, зона Вернике, расстройства речи, нарушения речи, афазия, дефекты речи. Патопсихолингвистика изучает патологические отклонения в формировании и протекании речевых процессов в условиях несформиро-ванности или распада личности. 1. Речь в состоянии эмоциональной напряжённости Состояние эмоциональной напряжённости возникает в тех ситуациях, когда человек вынужден принимать ответственное решение в условиях дефицита времени. Это бывает во время экзамена, при разговоре с начальником, при «выяснении отношений» с близкими людьми и т.п. Меняется его психологическое состояние, меняются и многие характеристики его речи. Исследования Э.Л. Носенко показали, что для речи в состоянии эмоционального напряжения характерны следующие особенности: 1) меняется моторная реализация речи. Когда человек волнуется, то 2) происходит значительное увеличение количества пауз нереши 3) изменяется грамматический строй речи: увеличивается количе 4) лексически речь становится более упрощённой — выбираются (1) Я всё не знаю, может она, может оно, может она у меня / ээ В состоянии эмоциональной напряжённости для речи характерна также незавершённость (опущение части слова, например, его конца). Это сопровождается изменениями в структуре предложения или повторениями (2). Часто предложения не завершаются (ни логически, ни синтаксически), и это говорящим не исправляется. (2) После революции (1,0 сек) эти (0,9 сек) там (0,6 сек) наступи В семантическом плане речь в состоянии эмоциональной напряжённости также изменяется. Она характеризуется, с одной стороны, большей резкостью в оценках, с другой стороны — нерешительностью. Говорящим выбираются слова с чётко позитивной или негативной коннотацией, т.е. преобладает крайняя полярность в оценках (3, 4). Появляются так называемые всеохватные (5) слова (другое название — слова со значением семантической безысключительности, allness terms — Ch. Osgood) (6, 7). (3) Очень хвалят вологодских... они вологодские говорят вот нам (4) У меня очень сильно плохие анализы. [Там же] (5) вечно, всегда, никогда, никто, полностью, совершенно, абсо (6) И аппетит у меня стал... никак...не то, что аппетит, ни не (7) Пачку папирос мне не принесёт никто никогда. А я последнюю Возникает снижение словарного разнообразия по сравнению с ре (8) В общем, там правящая партия была зв... правительство было зве... были... над ними хунта учинила зверскую расправу. [Из речи абитуриента на экзамене] Если с человеком, который находится в состоянии эмоциональной напряжённости, провести ассоциативный эксперимент, то мы увидим, что его реакции будут отличаться от тех, которые он давал в спокойном состоянии. Так, если в норме люди дают абстрактные существительные, то в состоянии эмоциональной напряжённости они чаще выдают реакции с предметной отнесённостью и значительно реже абстрактные существительные (9, 10). Это объясняется тем, что абстрактные существительные появляются в речевом опыте индивида позже, а в состоянии эмоциональной напряжённости актуализируются более закрепившиеся, автоматизированные более ранние связи.
Любопытно, что у разных испытуемых по-разному меняется скорость реагирования. Так, у испытуемых тормозного типа отмечается снижение скорости ассоциативной реакции по сравнению со скоростью этой реакции в спокойном состоянии. При этом они запоминают лучше последние части предложений. А у испытуемых возбудимого типа — повышение скорости реакции, и запоминают они лучше начало фраз, которые им надо потом воспроизвести. 2. Речь в изменённом состоянии сознания В последнее время в отдельную область выделилось изучение так называемых изменённых состояний сознания (altered states of consciousness). Изменённые состояния сознания — это такие состояния организма, которые определяются экстремальными условиями под воздействием искусственных или естественных обстоятельств. К ним относятся состояния людей, работающих в тяжёлых температурных режимах (в плавильном цехе, в высокогорье, под водой, в космосе). У людей, проходящих психофармакологическую терапию или лечение гипнозом, также изменяется сознание, и у людей в алкогольном или наркотическом опьянении отмечаются изменения в состоянии сознания. По данным Д. Спивака, речь таких людей меняется значительно. В частности, происходит снижение разнообразия лексикона, стереоти-пизация речи, упрощение синтаксиса, увеличение количества ошибок, размывание цельности речи, в целом дестабилизация языкового сознания.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |