Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рыночный механизм и его элементы




Под рыночной обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются, в основном, децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок, он является формой взаимоотношений и связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Существуют различные понимания рынка. Наибольшее распространение у нас в стране получило следующее толкование этой экономической категории.

Рынок – это форма товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Рынок – это механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением.

Существует две формы общественного производства:

· натуральное производство;

· товарное производство.

Натуральное производство – это общественная форма организации экономики, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производства.

Товарное производство представляет собой такую форму организации экономики, при которой основная часть экономических благ и услуг создается для обмена.

Условия превращения натурального производства в товарное, т.е. условия возникновения рынка следующие:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителей.

Общественное разделение труда прошло ряд крупнейших ступеней (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление купечества). По мере развития производства, усложнения экономических связей усиливается процесс специализации труда. На практике различают следующие виды специализации общественного труда:

· внутрифирменная;

· межотраслевая;

· межрегиональная;

· общенациональная;

· международная.

Разделение и специализация труда ведут к росту производительности труда.

Производительность труда – это количество экономических благ и услуг, созданных в единицу времени.

Разделение и специализация труда приводят к необходимости обмена результатами труда.

Экономическая обособленность производителей вытекает из собственности на экономические ресурсы, результаты труда. Она предполагает наличие эквивалентного обмена между производителями.

Самостоятельность производителей проявляется в свободе выбора создания того или иного экономического блага или услуги, принятия основных экономических решений.

Разделение и специализация, экономическая обособленность, самостоятельность производителей делают необходимым обмен результатами труда между участниками экономики. Его главным критерием является эквивалентность.

Существуют две формы обмена: бартерный обмен и денежный обмен.

В условиях товарного производства обмен осуществляется посредством рынка.

Сущность рынка реализуется через его функции. К основным функциям рынка относятся:

– информационная функция, когда рынок предоставляет объективную информацию о соотношении между спросом и предложением, качестве экономических благ и услуг и др. Эти сведения формируются на основе анализа таких экономических показателей, как цена, процентная ставка, доходность и т.д.;

– посредническая функция, когда рынок способствует установлению экономических связей между его участниками;

– ценообразующая функция, когда рынок в результате определенного количественного соотношения спроса и предложения экономических благ и услуг формирует рыночную цену, которая является важнейшим индикатором экономики, дающим сигналы производителям и потребителям;

– координирующая функция, когда рынок посредством перелива капитала из одних сфер экономики в другие обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства;

– контролирующая функция, когда в результате конкуренции те производители, которые не отвечают требованиям рынка, его покидают. Эта функция рынка связана с разорением, банкротством производителей.

Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования: 1) товарных бирж; 2) оптовой и розничной торговли; 3) маркетинговых служб.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства, как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же “снимаемое” с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Важнейшим инструментом данного рынка является биржа труда, где непосредственно формируются спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржа труда отражает также весь резерв рабочей силы, занимается подготовкой и переподготовкой безработных, организацией общественных работ.

Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства.

Некоторые западные экономисты в факторы производства включают и предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом – брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары. Известно, что только около 5-10% трудоспособного населения обладают предпринимательскими способностями. К факторам производства некоторые экономисты относят и информацию.

Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок – это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов – среднесрочных и долгосрочных обязательств.

Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);

4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Как работает рынок, как решает он основные экономические задачи? Ведь миллионы потребителей принимают самостоятельные решения: какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства делают свой собственный выбор – кому и как их продать. Все эти субъекты тесно связаны через рынок. По образному выражению Р.Липси, П.Стейнера, Д.Пэрвиса, рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм – сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм “наводит порядок в потенциальном хаосе”, прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Через цены суммируются и балансируются бесчисленные индивидуальные экономические решения.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

· эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

· гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

· оптимальное использование результатов НТР;

· свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, при найме рабочей силы и т.д.;

· способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

· не обеспечивает защиту окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;

· не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

· порою игнорирует потенциально негативные последствия принимаемых решений;

· не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

· не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения доходов. Индивидуумам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. По словам П.Самуэльсона, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

· не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

· не ориентирован на производство социально-необходимых товаров;

· подвержен нестабильному развитию.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется следующими параметрами:

во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;

во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;

в-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат;

в-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг. наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами;

в-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы. Некоторые экономисты называют современный этап развития экономики “экономикой участия”. Вовлечение персонала компаний в управление реализуется путем предоставления внутренних акций, причем, как правило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различного рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышаются мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж;

в-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер;

в-седьмых, идет процесс формирования “услугоемкой” экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг;

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства; 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма – это экономическая единица, которая 1) самостоятельно принимает решения; 2) стремится к максимизации прибыли; 3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке. Образуется кругооборот благ, доходов и расходов.

Экономические блага, созданные производителями для обмена, называются товарами и услугами. Важнейшими характеристиками товара являются потребительная ценность и меновая ценность (стоимость). Цена товара – это:

– альтернативные издержки;

– информационный сигнал;

– пропорция обмена товара на деньги.

Деньги представляют собой особое благо, которое в отличие от других благ не имеет непосредственной ценности, но служит всеобщим эквивалентом, позволяющим соизмерять ценности всех остальных благ в экономике, и именно посредством денег совершается обмен одних благ на другие.

Деньги выполняют следующие основные функции:

· являются мерой стоимости всех благ и средством счета;

· являются средством обращения; платежным средством;

· выполняют функцию накопления и сохранения ценности (сбережения);

· выполняют функцию мировых денег.

,

где D – покупательная способность денег;

Р – цены.

Уравнение Фишера (уравнение обмена):

M´ V = P´ Q (1),

где M – денежное предложение;

V – скорость обращения денег;

Q – реальный объем производства (количество проданных товаров);

P – средняя цена товаров и услуг.

Если: V = const (постоянная величина), Q = const, то P прямо влияет на M. Разделив обе части уравнения (1) на V и выразив 1/ V через к, мы получим формулу, известную как кембриджское уравнение:

M = KPQ,

где K – коэффициент пропорциональности.

Эволюция форм денег: товарные доденежные эквиваленты; золотые, серебряные, биллонные монеты (неполноценная разменная монета); бумажные деньги (вексель, депозитные деньги, банкнота, чек, электронные деньги).

Современное денежное обращение – совокупность денежных средств, выступающих в двух формах: наличной и безналичной. Наличные – около 10% всех денежных средств.

Виды денег: мелкая разменная монета, банкнота – денежный знак, выпускаемый эмиссионными банками; вексель – обязательство оплатить сумму денег в определенный срок; депозитные деньги – система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса сумм с одного счета на другой; чек – требование к банку снять определенную сумму денег с текущего счета лица, выписывающего чек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.