КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первые декреты Советской власти 3 страница
В целом внешняя политика СССР в 1920-е гг. развивалась динамично, несмотря на издержки, обусловленные дуализмом основных ее направлений. 16.5. Культура Политика большевиков в области культуры в целом была направлена на решение двух главных взаимосвязанных задач (схема 217). Первая задача заключалась в установлении идеолого-партийного контроля над культурно-духовной сферой с целью формирования социалистической культуры. Большевики провозгласили себя атеистами и, в соответствии с военной терминологией, вели наступление на религию по всему фронту с использованием административно-репрессивных мер. В 1918 г. был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы. Начались массовое закрытие храмов, аресты и уничтожение священнослужителей. Под предлогом борьбы с голодом по декрету ВЦИК от 23 февраля 1922 г. были изъяты значительные церковные ценности и организованы судебные процессы против иерархов Русской православной церкви. Патриарх Тихон был арестован. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников. Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества. В 1922 г. был создан Главлит как специальный цензурный орган по контролю за печатными публикациями. В августе 1922 г. из страны были высланы 160 крупных ученых: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Е.Н. Трубецкой, П.А. Сорокин, А.А. Кизеветтер, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др., так как они не приняли Советской власти. Эта акция вошла в историю как «философский пароход». Руководство большинством отраслей культуры осуществлялось Народным комиссариатом просвещения (Наркомпросом) во главе с А.В. Луначарским под общим контролем ЦК большевистской партии. «Философский пароход» (1922) - высылка части интеллигенции за границу
Скульптура: план монументальной пропаганды Художественная культура Художественное отражение революционной и советской действительности Литература: S творчество A. Фадеева, М. Шолохова,
B. Каверина и др. S создание литературных объединений: ЛЕФ, РАПП, «Серапионовы братья»
Схема 217 Второй главной задачей большевиков был подъем общего культурного (прежде всего образовательного) уровня населения. Большое значение в первые годы Советской власти придавалось народному образованию и особенно ликвидации неграмотности. Более 60% населения страны к 1917 г. были неграмотными. В декабре 1919 г. СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все население в возрасте от восьми до 50 лет обязано было обучаться грамоте. В 1920 г. при Нар- компросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Она занималась созданием сети пунктов по стране, где и осуществлялась эта работа. В 1923 г. было образовано массовое общество «Долой неграмотность», председателем которого стал один из руководителей Советского государства М.И. Калинин. Основы строительства новой советской школы были определены декретом ВЦИК от 30 сентября 1918 г., утвердившим Положение о единой трудовой школе РСФСР. Вводилось обязательное бесплатное 9- летнее обучение по двум ступеням: с восьми до 13 лет (5-летний курс) и с 13 до 17 лет (4-летний курс). Но на практике реализовать это не удалось. В 1921 г. школа второй ступени была разделена пополам, и школьный базовый курс в 1920-е гг. составил семь лет (пять лет первой ступени и два года второй). Серьезное внимание уделялось профессиональному обучению: существовали школы ФЗУ (фабрично-заводские училища) и ШКМ (школы крестьянской молодежи), тоже в объеме семилетки. Перестройке подверглась и высшая школа. В 1918 г. были введены новые правила в вузах, предусматривавшие максимальную доступность и бесплатность обучения. При поступлении не требовалось сдавать экзамены и предъявлять документы о среднем образовании. Зачислялись преимущественно выходцы из рабочих и крестьян. В 1919 г. при вузах были организованы рабфаки для ликвидации пробелов в школьных знаниях и подготовки к учебе в высшей школе. В 1921 г. было введено новое положение о высших учебных заведениях, согласно которому упразднялась автономия вузов и вводилось правление через структуры Наркомпроса. Ликвидировались историко-филологические и юридические факультеты, они заменялись факультетами общественных наук. Все это и предопределило невысокий качественный уровень образования. Научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений. С 1920-х гг. он стал восстанавливаться. Росла численность научных работников. К 1927 г. их насчитывалось 25 тыс. человек, т.е. в два раза больше, чем до революции. В 1925 г. состоялось празднование 200-летия Академии наук. Она была признана высшим научным учреждением страны и переименована в Академию наук СССР. Для развития аграрной науки в 1928 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавил выдающийся ученый Н.И. Вавилов. Заметные достижения в 1920-е гг. имели авиа- и автостроение. В 1923 г. началось серийное производство первых отечественных тракторов. В 1927 г. прошли испытания первого легкового автомобиля НАМИ-1. В конструкторском бюро А.Н. Туполева был разработан самолет-моноплан АНТ-1. Появился первый советский истребитель И-1 (конструктор Н.Н. Поликарпов). В СССР продолжали трудиться выдающиеся ученые с мировыми именами. И.П. Павлов в 1925 г. стал руководителем Физиологического института Академии наук СССР, В.И. Вернадский в 1926 г. теоретически обосновал свое учение о биосфере. Художественную культуру большевики рассматривали как средство идеологического воздействия на массы, поэтому стремились контролировать творческие процессы. Но все-таки в 1920-е гг. еще сохранялся определенный художественный плюрализм в рамках революционного романтизма и коммунистических идеалов. Более 150 писателей заявили о себе в эти годы, наиболее известными из них стали В.А. Каверин, А.А. Фадеев, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов и др. Возникали литературные объединения: «Серапионовы братья» (М. Зощенко, Вс. Иванов, М. Слонимский, В. Каверин, 1920—1928), «Левый фронт искусства» (В. Маяковский, Н. Асеев, 1922); «Российская ассоциация пролетарских писателей» (куда вошло большинство писателей, 1925— 1928). Интенсивно развивался театр. Появилось большое количество новых театров: первый в мире Детский театр (1921) под руководством Н. Сац; 3-я студия МХАТ (с 1926 г. — театр им. Вахтангова); Театр революции (1922, ныне — им. В. Маяковского); Центральный театр рабочей молодежи (1927, ныне — Ленком). В 1920-е гг. появились первые советские пьесы: «Шторм» В. Биль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14—69»>Вс. Иванова, которые были написаны в реалистической традиции. Прочное место в репертуаре театров занимала также отечественная классика (А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, М. Горький). Кинематограф осваивал прежде всего историко-революционные темы в жанре немого кино. С.М. Эйзенштейном были сняты «Броненосец "Потемкин"» (1925) и «Октябрь» (1927), В. Пудовкиным — «Мать» (1926) и «Потомок Чингисхана» (1929). Фильмы этих выдающихся режиссеров стали классикой отечественного кино. В изобразительном искусстве в этот период наблюдается рассвет плакатного жанра, который по форме наиболее соответствовал данному периоду и являлся изобразительным инструментом для агитации. Наиболее известен плакат того времени «Ты записался добровольцем» (1920) Д.С. Моора. Бывшие художники-передвижники объединились в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Они стремились подать свое искусство в формах, доступных широким массам. Наиболее известны картины Б.В. Иогансона «Рабфак идет» (1928) и М.Б. Грекова «Тачанка» (1923). Группа ОСТ (Общество станковистов) ставило своей задачей воплощение в образах взаимоотношений человека и производства. Их новаторство выразилось в произведениях А. Дейнеки «На стройке новых цехов» (1926), Ю. Пименова «Даешь тяжелую индустрию» (1927). Группы «Четыре искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения, отличавшихся друг от друга своей творческой манерой. В них входили К. Петров-Водкин, В. Фаворский, А. Лентулов, Р. Фальк, П. Кончаловский и др., стремившиеся в рамках прежних авангардистских представлений осмыслить революционную действительность. В архитектуре 1920-х гг. начал зарождаться новый стиль — советский конструктивизм, в основе которого лежала не художественная композиция, а конструкция, состоящая из разных форм. В этом жанре работали братья А., Л. и В. Веснины, осуществлявшие коллективные проекты (например, здание универмага в Москве на Красной Пресне, 1927). Своего расцвета конструктивизм достиг в 1930-е гг. Скульптура в значительной степени соответствовала плану монументальной пропаганды. Были заложены и открыты десятки памятников К. Марксу, Ф. Энгельсу, В.И. Ленину, французским революционерам и т.п. Завершение многочисленных скульптурных работ было приурочено к 10-летию Октябрьской революции: «Булыжник — орудие пролетариата» (скульптор Н. Шадр, 1927), «Октябрь» (скульптор А. Матвеев, 1927), «Крестьянка» (скульптор В. Мухина, 1927). Контрольные вопросы 1. В чем заключались причины кризиса и каковы его проявления в стране в начале 1920-х гг.? 2. Какова сущность нэпа?. 3. Как создавался СССР? 4. С чем связано обострение внутриполитической борьбы за власть и почему И.В. Сталин одержал в ней победу? 5. Каковы особенности внешней политики Советского государства в 1920-е гг.? 6. Какой была политика большевиков в области культуры в 1917—1920 гг.? Литература Байбаков СЛ. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. М., 1997. Виноградов С.В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996. Волкогонов ДЛ. Сталин. Политический портрет: В 2 кн. М., 1997. Волкогонов ДЛ. Троцкий. Политический портрет: В 2 кн. М„ 1997. Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития. М., 1990. Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры. М., 1986. НЭП: Приобретения и потери. М., 1994. Новиков М.Н. Исторический опыт нэпа: идеи и реальность. М., 1997. Планенборг Г. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева: В 2 т. М., 1997. Т. 1. От вооруженного восстания в Петрограде до второй сверхдержавы мира. Такер Р. Сталин: Путь к власти. 1879—1929 гг. М., 1994. Трукан Г. А. Путь к тоталитаризму: 1917—1929 гг. М., 1994. Цакунов С.В. В лабиринте доктрин. Из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. М., 1994. Шишкин В.А. Власть, политика, экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928). СПб., 1997. Шишкин В.А. Становление внешней политики послереволюционной России (1917—1930 годы) и капиталистический мир: от революционного «западничества» к «национал-большевизму». СПб., 2002. 17. ФОРСИРОВАННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В 1930-е ГОДЫ 17.1. Свертывание нэпа Непосредственным поводом для свертывания нэпа послужил очередной кризис хлебозаготовок зимой 1927—1928 гг. В ноябре поставки сельскохозяйственных продуктов государственным учреждениям резко сократились, а в декабре положение стало просто катастрофическим. Страна оказалась в очень тяжелом положении. Еще в октябре 1927 г. И.В. Сталин говорил о «великолепных отношениях» с крестьянством. А в январе пришлось взглянуть правде в глаза: несмотря на хороший урожай, крестьяне поставили только 300 млн пудов зерна (это было на 130 млн меньше, чем в предыдущем году). Экспорт хлеба был поставлен под угрозу. Страна оставалась без валюты, необходимой для индустриализации. Вопрос о продовольственном снабжении городов оставался открытым. Серьезно осложниласть ситуация из-за снижения закупочных цен, дороговизны и дефицита промышленных товаров, неразберихи на пунктах сдачи зерна, слухов о начале войны, распространяемых в деревне. И.В. Сталин, видя происходящее, выдвинул теорию об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к строительству социализма и призвал «отбросить» нэп. Для выхода из создавшегося положения И.В. Сталин и его окружение решили прибегнуть к срочным и чрезвычайным мерам, похожим на продразверстку времен военного комунизма и Гражданской войны. Он лично поехал в Сибирь с инспекционной проверкой. Остальные члены Политбюро ЦК РКП(б) направились в другие регионы страны (Поволжье, Урал, Северный Кавказ). На хлебозаготовки были мобилизованы 30 тыс. коммунистов в качестве «оперуполномоченных». Им поручалось осуществить чистку в ненадежных сельсоветах и партийных ячейках, создать на местах «тройки», которым надлежало найти спря- тайные излишки, заручившись поддержкой бедняков (получавших 25% зерна, изъятого у более зажиточных крестьян), и на основе ст. 107 Уголовного кодекса, согласно которой любое действие, «способствующее поднятию цен», каралось лишением свободы сроком до трех лет, привлечь к уголовной ответственности всех неблагонадежных. В итоге начали закрываться рынки, что было серьезным ударом не только для зажиточных крестьян, но и для всех сельских жителей. Изъятие излишков и репрессии углубили кризис. В ответ на это крестьяне на следующий год уменьшили посевные площади. Из уроков хлебозаготовительного кризиса зимы 1927—1928 гг. И.В. Сталин сделал ряд выводов, которые прозвучали во многих его выступлениях в мае — июне 1928 г. Основной из них состоял в следующем: необходимо сместить акцент с кооперации (которую в своих последних письмах и статьях так горячо защищал В.И. Ленин) на создание «опор социализма» в деревне в виде колхозов и машинно-трак- торных станций (МТС). Следовательно, кооперация как один из главнейших принципов нэпа заменялось на другие формы взаимоотношений между государством и крестьянами (прежде всего на принудительно-административные). И.В. Сталин 1928 г. уже не верил в нэп и готовился к его ликвидации (схема 218). Показатели сельского хозяйства в 1928—1929 гг. были катастрофическими. Несмотря на целый ряд репрессивных мер по отношению не только к зажиточным крестьянам, но и, в основном, к середнякам (конфискация хлеба в случае отказа продавать продукцию государству по закупочным ценам, в три раза меньшим, чем рыночные), зимой 1928— 1929 гг. страна получила хлеба меньше, чем год назад. Обстановка в деревне стала крайне напряженной. Поголовье скота уменьшилось. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточки, отмененные после окончания Гражданской войны. После закрытия большинства частных лавочек и кустарных мастерских как «капиталистических предприятий» дефицит продовольствия стал тотальным. В глазах большинства руководителей, и в первую очередь И.В. Сталина, сельское хозяйство несло ответственность за экономические трудности еще и потому, что в промышленности показатели роста были вполне удовлетворительные (началась индустриализация и большая часть материальных средств вкладывалась именно в промышленность). Видимое отставание сельского хозяйства позволило И.В. Сталину объявить аграрный сектор главным и единственным виновником кризиса, поэтому аграрный сектор, по мнению большевиков, должен был быть реорганизован самым радикальным способом, заключавшимся в быстрой и решительной коллективизации. Большую часть крестьян-
единоличников предполагалось объединить в коллективные хозяйства, и таким образом ликвидировать зависимость государства от частных хлебопоставок. 17.2. Индустриализация страны К середине 1920-х гг. было завершено восстановление народного хозяйства, что означало достижение довоенного (т.е. 1913 г.) уровня экономического развития. Однако Советское государство продолжало отставать от ведущих мировых держав по основным промышленным показателям, поэтому основными стали проблемы модернизации промышленности — эта экономическая политика получила название «социалистическая индустриализация» (схема 219).
Традиционно считается, что курс на индустриализацию был определен на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 г., где была поставлена задача превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Предполагалось, что такое решение позволит достичь экономической независимости от капиталистических стран, укрепить обороноспособность. К началу 1928 г. было разработано два варианта плановых заданий — отправной и оптимальный — первой пятилетки. Оптимальный вариант по плановым заданиям на 20% превышал отправной. И.В. Сталин и его окружение, разгромившие к тому времени почти всю оппозицию, сделали ставку на более высокие показатели оптималь- ного варианта плана, который и был утвержден XVI партийной конференцией в апреле 1929 г. и V Всесоюзным съездом Советов в мае 1929 г. Первая пятилетка (1928—1932). Она начала осуществляться уже с 1 октября 1928 г. Главными особенностями индустриализации в этот период были высокие темпы, сжатые сроки, акцент на строительство предприятий тяжелой промышленности, использование внутренних источников накопления (перекачка средств из деревни, займы у населения и др.). За время пятилетки было построено 1500 промышленных объектов (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде и др.). Этому способствовал небывалый искренний энтузиазм людей, которые самоотверженно трудились на стройках первой пятилетки, несмотря на утверждение командно-административной системы управления экономикой и становление тоталитарно-репрессивного режима в стране. В январе 1933 г. И.В. Сталин торжественно объявил о досрочном выполнении первого пятилетнего плана за четыре года и три месяца. Это на долгие годы стало аксиомой. И только в конце 1980-х гг. отечественные экономисты (прежде всего О.Р. Лацис) сумели доказать, что на самом деле большинство заданий не были выполнены в связи с их нереальностью и завышенными темпами роста. Вторая пятилетка (1933—1937). В эти годы по-прежнему сохранялась тенденция приоритетного развития тяжелой промышленности. Всего было введено в действие 4500 крупных народнохозяйственных предприятий. Вступили в строй Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метрополитена. Началось стахановское движение, направленное на повышение производительности труда. Шахтер из Донбасса Алексей Стаханов в августе 1935 г. во время одной из смен добыл 102 т угля, превысив норму в 14,5 раза. Этот рекорд был установлен в результате правильной организации труда (ему помогали в забое подсобные рабочие, ставившие крепежный лес) и максимального использования отбойного молотка. В пропагандистских целях при поддержке И.В. Сталина и Г. Орджоникидзе рекорд А. Стаханова получил всесоюзную известность, и его последователи вскоре появились по всей стране. Было объявлено, что плановые задания второй пятилетки также выполнены за четыре года и три месяца, хотя этЬ и не соответствовало действительности, так как по ряду показателей (производству металла и товаров народного потребления, добыче угля и др.) достичь запланированных рубежей не удалось. Третья пятилетка (1938—1942) осталась незавершенной из-за нападения Германии на СССР. Вместе с тем удалось стимулировать развитие промышленности, и прежде всего оборонной, в преддверии надвигавшейся военной угрозы. В восточных регионах страны создавались заводы-дублеры, формировались стратегические запасы. В целом за 13 неполных лет индустриализации наша страна сумела осуществить форсированную модернизацию, создав прочную промышленную базу, обеспечив обороноспособность и экономическую неуязвимость. В то же время достигнуто все это было слишком высокой ценой, которую заплатил наш народ: и колоссальные лишения, и низкий уровень жизни, и репрессии (система ГУЛАГа имела крупные плановые задания по строительству объектов индустриализации), и складывание административно-командной системы управления. 17.3. Коллективизация сельского хозяйства Курс на коллективизацию, как традиционно считалось в отечественной историографии, был провозглашен на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г. Однако в решениях съезда говорилось о развитии всех форм кооперации, а не одной (ставшей доминирующей позднее), производственной, т.е. колхозов. Поднимался также вопрос и о «наступлении» на кулачество, но речь о его ликвидации как класса не шла. Предполагалось вытеснение кулаков экономическими методами (применением налогов, изменением условий аренды земли и найма работников и т.д.). Но, как отмечалось выше, в 1928—1929 гг. был взят курс на свертывание нэпа и сплошную коллективизацию (схема 220), поэтому решения XV съезда, по существу, были ревизованы. И.В. Сталин назвал это процесс «революцией сверху».
С весны 1928 г. началось форсированное создание колхозов (см. табл. 44). В 1929 г. был провозглашен лозунг, призывающий к сплошной коллективизации, а 7 ноября 1929 г. И.В. Сталин в статье «Год великого перелома» теоретически обосновал такую политику. Он утверждал, что в колхозы в массовом порядке пошли крестьяне-середняки (на самом деле их было всего 6—7% от общего количества крестьянства). Таблица 44 Хроника коллективизации
5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором определялись сроки проведения сплошной коллективизации в стране. Северный Кавказ и Поволжье должны были завершить ее к весне 1931 г., Украина, Черноземные области, Урал и Сибирь — к весне 1932 г., остальные зерновые районы — к 1933 г. 30 января 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) было утверждено решение о ликвидации кулачества. Партийные директивы активно исполнялись на местах, что привело к быстрому увеличению числа колхозов и одновременному нарастанию недовольства крестьян проводимой политикой, осуществлявшейся преимущественно насильственными методами. Раскулачивание, конфискация имущества, аресты и высылки в отдаленные районы олицетворяли политику сплошной коллективизации. В стране нарастало массовое крестьянское недовольство. Опасаясь этого, 2 марта 1930 г. И.В. Сталин опубликовал статью «Головокружение от успехов», в которой осудил «перегибы» в колхозном строительстве и возложил вину за них на Лестное руководство. Но по сути политика в отношении деревни и крестьянства осталась прежней. 7 августа 1932 г. вступило в действие постановление ЦИК и СНК СССР «Об охране имуществ государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», получившее в народе название «закон о колосках». Предусматривался расстрел за хищения в особо крупных размерах либо высылка сроком до 10 лет за хищения колхозного или коллективного имущества. На практике этот закон применялся без учета различий между крупными хищениями и мелкими кражами. Одной из самых трагических страниц коллективизации стал голод 1932—1933 гг., охвативший Украину, Поволжье, Северный Кавказ, Южный Урал и Казахстан. Голодало, как впоследствии признал сам И.В. Сталин, 25—30 млн человек. Такая ситуация сложилась из-за принудительного изъятия государством хлеба в деревне для экспорта и обеспечения нужд индустриализации. Сложившаяся обстановка тщательно скрывалась сталинским руководством как от своего народа, так и от всего мира. По разным оценкам, от голода в это время погибли от 3 до 8 млн крестьян. Коллективизацию фактически пришлось приостановить. В 1934 г. коллективизация возобновилась. На этом этапе развернули широкое «наступление» на крестьян-единоличников. Для них был установлен непосильный административный налог. Таким образом их хозяйства подводились под разорение. У крестьянина оставалось два пути: либо идти в колхоз, либо уходить в город на стройки первых пятилеток. В феврале 1935 г. на II Всероссийском съезде колхозников был принят новый примерный устав сельскохозяйственной артели (колхоза), который стал рубежом в коллективизации и закрепил колхозы как основную форму сельскохозяйственного производителя в стране. Постепенно деревня смирилась с колхозным строем. К 1937 г. индивидуальное хозяйство фактически сошло на нет (93% всех дворов было объединено в колхозы).
Коллективизация, по оценкам большинства историков, имела тяжелые последствия для страны (схема 221). Был уничтожен слой зажиточных крестьян — кулаков, которые умели успешно работать на земле, ликвидировано до 15% хозяйств, признанных кулацкими, хотя, по данным переписи 1929 г., их было всего 3%. Произошло отчуждение сельских жителей от собственности и результатов своего труда на земле. Сократились урожайность, поголовье скота, потребление продовольствия на душу населения. С 1928 по 1935 г. в стране действовала карточная система распределения продуктов среди населения. Колхозы были лишены самостоятельности и являлись бесправным придатком административно-бюрократического аппарата власти. А обостренная продовольственная проблема при советской власти стала постоянным атрибутом существования наших людей. 17.4. Характеристика советского общества В настоящее время историография дает исключительно разные, а порой и прямо противоположные оценки советского общества в 1930-е гг. Одни авторы считают, что созданное общество было отрицанием марк- сизма-ленинизма и не имело ничего общего с истинным социализмом. Другие, наоборот, утверждают, что сформированная в 1930-е гг. система есть органическое воплощение на практике коммунистической теории как утопической программы социально-экономического и политического переустройства общества. Самой распространенной концепцией интерпретации общественного строя, возникшего в СССР, стал тоталитаризм, т.е. государственный строй, осуществлявший полный контроль над всеми сферами общественной жизни. Сталинский режим был разновидностью государственного тоталитаризма, в условиях которого оформилась общественная система мобилизационного типа (схема 222). Одной из главных форм в управлении и функционировании советского общества в 1930-е гг. были репрессии. Все трудности и провалы в осуществлении модернизации, внутренней и внешней политики объяснялись происками многочисленных врагов (предателей, вредителей и саботажников), которых с помощью народа выявляли органы госбезопасности и над которыми проводились открытые и закрытые судебные процессы. Для оправдания репрессий И.В. Сталин в июне 1928 г. выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму. Истинные причины формирования культа личности и массовых репрессий сформулированы в схеме 223.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |