Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стимульный материал




Методика исследования. Наиболее распространенной в настоящее вре­мя для решения вышеуказанной задачи является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжиро­вании списка ценностей. Система ценностных ориентации определя­ет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, т. е. определяет основу характера и мировоззрения личности, синтез в субъективной сфере личности которых порождает мотива­цию жизненной активности, определяет жизненную Я-концепцию и «философию жизни» человека как личности — члена и гражданина общества.

Эмотшный тип.Это чувствительные и впечатлительные люди, от­личаются глубинойпереживаний в области тонких эмоций в ду­ховной жизни человека.

Задание 3. Направленность личности в спорте

Вводные замечания. Цель и научно-практическое значение предла­гаемого в данном задании экспериментального изучения ценностных ориентации спортсменов-студентов состоит в определении направлен­ности личности спортсмена, проявляющейся в структуре их ценност­ных ориентации. Как известно, ценностные ориентации личности пред­ставляют собой социально-психологический базис, на котором фор­мируется характер, сознание и самосознание спортсмена. Изучение ценностных ориентации спортсменов входит в задачу спортивной пси­хологии.

В тесте М. Рокича различаются два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель ин­дивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ дейст­вий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности- цели и ценности-средства.

Методика работы. Каждая «ценность» напечатана на отдельной кар­точке, всего 2 х 18, итого 36 карточек. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), на карточках, разложенных в алфавитном порядке. Находя нужную ему ценность, испытуемый присваивает каждой выбранной ценности ранговый номер, расклады-


_________________ Тема 2. Характерологические особе нности личности 99

вает карточки с ценностями по порядку значимости в один ряд. Кар­точная форма подачи материала дает более надежные результаты, чем списочная. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем предъ­является набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку зна­чимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в ва­шей жизни. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже со всеми оставшимися карточками. Наименее важ­ная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдум­чиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете ис­править свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию в отношении ранжирова­ния представленных ценностей от первой (1) до последней (18)».

Список А (терминальные ценности).

• Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщен­ность жизни).

• Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, дости­гаемые жизненным опытом).

• Здоровье (физическое и психическое).

• Интересная работа.

• Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

• Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).

• Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных за­труднений).

• Наличие хороших и верных друзей.

• Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, то­варищей по работе).

• Познание (возможность расширения своего образования, кругозо­ра, общей культуры, интеллектуальное развитие).

• Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).


100 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

• Развитие себя (работа над собой, постоянное физические и духов­ное совершенствование).

• Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).

• Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступ­ках).

• Счастливая семейная жизнь.

• Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).

• Творчество (возможность творческой деятельности).

• Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности).

• Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке ве­щи, порядок в делах.

• Воспитанность (хорошие манеры).

• Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притяза­ния).

• Жизнерадостность (чувство юмора).

• Исполнительность (дисциплинированность).

• Независимость (способность действовать самостоятельно, реши­тельно).

• Непримиримость к недостаткам в себе и других.

• Образованность (широта знаний, высокая общая культура).

• Ответственность (чувство долга, умение держать слово).

• Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обду­манные, рациональные решения).

• Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).

• Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.

• Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед труд­ностями).

• Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).

• Широта взглядов (умение понять чужую точку зрений, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).


Тема 2. Характерологические особенности личности 101

• Честность (правдивость, искренность).

• Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).

• Чуткость (заботливость).

Обработка данных и методика их анализа. Достоинством данной ме­тодики является ее универсальность, удобство и экономичность в про­ведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценно­стей), так и инструкции. Существенным же ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискрен­ности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсменов и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагно­стики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тес­тирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объявлять и применять в целях спортивного или педагогического отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в ис­следовательских целях можно внести итоговые показатели ранжиро­вания ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценност­ной (направленность личности) спортсмена с показателями его харак­тера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортив­ной квалификации.

Для преодоления указанных недостатков данной методики и бо­лее глубокого проникновения в систему ценностных ориентации ис­пытуемых возможны изменения инструкции, которые дают дополни­тельную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы по итогам сравнительного исследования. Так, после основной серии испытаний можно попросить испытуемого сно­ва проранжировать карточки, приняв позицию при ответе на следую­щие вопросы:

• «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»

• «Как бы Вы расположили бы эти ценности, если бы стали таким, ка­ким мечтаете стать?»

• «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный, с вашей точки зрения, во всех отношениях?»

• «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»


102 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

• «Как разложил бы эти карточки ваш тренер?»

• «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад? (или: 5 или 10 лет спус­тя?)»

• «Как ранжировали бы эти карточки очень близкие Вам люди?» и др.

Психологическая интерпретация данных. Анализируя иерархию цен­ностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группи­ровку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональ­ной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные цен­ности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации испытуемых.

Наряду с вышеуказанным можно предложить экспериментатору (преподавателю) разработать свой список терминальных и инстру­ментальных ценностей применительно к сфере физической культуры и спорта, затем предъявить его испытуемым в форме карточек, что расширит и сделает более творческой процедуру психодиагностики ценностных ориентации спортсменов. Психолог, проводящий тести­рование, должен сам попытаться уловить индивидуальную закономер­ность в получаемых от испытуемых данных. Если психологу не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформи-рованность у респондента системы его ценностей или его неискрен­ность (ролевую игру, психологическую закрытость) либо профессио­нальную некомпетентность самого психолога. В связи с вышесказан­ным обследование данным тестом лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Завершение работы. Полученные индивидуальные данные, как пра­вило, не обсуждаются публично, поскольку представляют своего рода «тайну личности». Поэтому в условиях групповой процедуры тести­рования экспериментатор должен ограничиться лишь общими выво­дами об итогах эксперимента и поблагодарить всех его участников за искренность в ответах. Полезно завершить данное задание обсужде­нием следующих вопросов: 1) Что такое ценностные ориентации лич: ности спортсмена? 2) Каким образом можно классифицировать цен­ности как элементы мировоззренческой сферы личности? В чем выра­жается направленность личности спортсмена?


Тема 2. Характерологические особенности личности 103

Задание 4. Изучение агрессивности личности в спорте

Вводные замечания. Агрессивность' — свойство личности спортсме­нов, которое проявляется в тактике их нападающих действий в сорев­нованиях. Это свойство личности проявляется у людей в склонности часто и интенсивно переживать чувство гнева, враждебности, в стрем­лении причинять какому-либо лицу (лицам) или предмету (предме­там) физический или моральный ущерб. Агрессивность может являться чертой характера и симптомом различных психических дисгармоний и акцентуаций личности. Многие психологи, работающие в области спорта, утверждают, что для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессив­ности, что ставит агрессивность в ранг спортивно-важных качеств, тре­бующих изучения и соответствующих методов спортивного воспита­ния. У мужчин в целом агрессивность выше, чем у женщин. Каждый вид спорта и правила соревнований в нем строятся с учетом прояв­ления и социального контроля различных проявлений агрессивности спортсменов. Бокс или фехтование требуют от спортсменов более ак­тивной и разнообразной по двигательным формам проявлений агрес­сивности в соревнованиях, чем волейбол или спортивное плавание и т. п. Ниже предлагаются две методики измерения склонности спортсме­нов к проявлениям различных видов и компонентов агрессивности как спортивно-важного качества.

Опросник А. Басса и А. Дарки2

Инструкция. Прочитав или прослушав зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте в протоколе опыта одним из четы­рех возможных ответов: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

Сурков Е. Н. Агрессивность // Психология спорта в терминах, понятиях, междисцип-линарных связях. Словарь-справочник. — СПб.: СП6ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. — С. 9.

Тест адаптирован А. К. Осницким. См.: Практическая диагностика. Методики и тес­ты. - Самара, 1999. - С. 174-180.


104 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувство­вать.

8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

 

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоя­тельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дру­желюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нра­вится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

 

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелк­нули по носу.


Тема 2. Характерологические особенности личности 105

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с кото­рым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей де­лать что-нибудь приятное для меня.

 

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал пер­вую попавшуюся пбд руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорят правду, но теперь этому не верю.

■ 60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.


106 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслужи­вает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются ра­зозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре часто повышаю голос.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.