Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров




Интерпретация полученных данных.

Если величина Крт лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что ис­пытуемый обладает достаточно пластичным и гибким мышлением, спо­собен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к дру­гому.


84 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

Если величина Кщг меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого.

Завершение задания. Обсудить с испытуемыми возможности повы­шения пластичности мышления путем специальных упражнений пси­хотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игро­вого характера.

Пояснения к теме. «Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведе­ния личности и в первую очередь в отношениях к людям, к делу, к са­мой себе»1. С позиций эмпирического подхода под характером лично­сти следует понимать ее «разнообразные черты, образующие типиче­ский ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике харак­тера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика»2. Спорт накладывает существенный отпечаток на формирование характера лич­ности в плане развития волевых качеств, терпимости к дискомфорту от переживания усталости, боли, тревоги. Упорные тренировки и уча­стие в соревнованиях вырабатывают у спортсменов определенные нрав­ственные привычки и поведенческие стереотипы здорового образа жиз­ни и строгого выполнения спортивного режима, что формирует со­знательный самоконтроль, совершенствует саморегуляцию состояний, определяет спортивную направленность личности. Вместе с тем спорт высших достижений, как особый вид профессиональной деятельно­сти, может вносить определенные дисгармонии в формирование и про­явление черт характера спортсменов, что обозначается в психологии термином «акцентуации характера». Изучение характерологических особенностей спортсменов представляет большой научно-практиче­ский и педагогический интерес ввиду мощного формирующего влия­ния спортивной деятельности на все свойства и состояния личности человека.

1 См.: Общая психология: Учеб. пос. — М.: Просвещение, 1981. — С. 344.

2 Волков П. В. Разнообразие человеческих миров // Основы и нюансы характероло­
гии. - М: АГРАФ, 2000. - С. 13.


_______________ Тема 2. Характерологические особенности личности 85

Задание 1. Типы человеческих характеров1

Вводные замечания. Цель и практическая значимость данной работы состоит в определении типов характера спортсменов, знание особен­ностей которого помогает взаимопониманию между людьми. Испы­туемым предлагается ознакомиться с 9 типами характера, черты кото­рого проявляются в их общении и в совместной деятельности с другими, в том числе в процессе занятий спортом: 1) гипертимный, 2) гипотим-ный, 3) циклоидный, 4) тревожно-мнительный, 5) демонстративный, 6) возбудимый, 7) неустойчивый, 8) застревающий, 9) замкнутый (са­модостаточный). Описание данных типов характера дано в работах К. Леонгарда (см. ниже), С. И. Подмазина, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Стимульный материал2

1. По характеру я оптимист. Настроение у меня всегда веселое. Воз­никают жизненные трудности — я не падаю духом, сохраняю жизне­радостность и уверенность в успехе. Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня ред­ко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активно­сти, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репу­тация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро сооб­ражаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискусси­ях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко сам залезаю в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний, больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожидан­ным и рискованным ситуациям. В общем, я мало кого могу поставить выше себя.

2. По характеру я пессимист. Настроение у меня почти всегда пони­женное. Мир я воспринимаю как сквозь темные очки; никак не могу

Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Диагностика типов акцентуации характера // Прак­тические занятия по психологии: Учеб. пос. — М.: ФиС, 1989. — С. 41-44. 2 Эйдемиллер Э. Г. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характе­рологическим портретам и его клиническая апробация // Патология нарушения по­ведения подростков. — Л.: НИИ им. Бехтерева, 1978. — С. 93-99.


86 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

избавиться от ощущения, что вот-вот может случиться что-то плохое. Постоянно мне кажется, что я в чем-то виноват, что делаю что-то не так, как следует, что я хуже других. Поэтому обычно я сторонюсь лю­дей, избегаю компаний, друзей у меня мало. Однако в кругу близких друзей жизнь делается для меня более светлой. Я охотно обсуждаю с ними свои личные проблемы: обращаюсь к ним за помощью и сам все­гда помогаю им чем могу. Я считаю, что в жизни слишком много труд­ностей, бороться с которыми у меня не всегда хватает сил. Здоровье у меня тоже не очень хорошее. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Жизнь моя трудна и напряженна, иногда приходят в голову мысли о ее ошибочности и пустоте.

3. По характеру я динамичный человек. Основной особенностью мое­го характера является частая смена настроения. В одни периоды своей жизни я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. В этом состоянии у меня все ладится, легко переношу какие-либо не­приятности. Однако по непонятным для меня причинам настроение у меня вдруг начинает портиться на долгое время — на недели и даже месяцы. Я не нравлюсь себе, делаюсь мрачным, угрюмым и недоволь­ным, необщительным. Мне все становится безразличным, а иногда по­являются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и не­приятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощуще­нием разбитости. В этом состоянии у меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется просто ничего не делать, лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого на­строения происходят чаще всего весной или осенью.

4. По характеру я тревожный человек и хотел бы от этого избавить­ся. Основной особенностью моего характера является тревожность. Тревога, беспокойство — вот что наполняет мою жизнь. Я часто боюсь за себя самого, за свое будущее, которое меня ожидает, за свое физиче­ское и психическое здоровье, за участь своих родных и близких. По­стоянное чувство тревожности сочетается у меня с неуверенностью в своих способностях. Всякое новое дело, всякая инициатива является для меня источником мучений; соревнования, экзамены, отчеты и про­верки особенно тревожат и беспокоят меня. Самое тяжелое для меня — принять какое-то самостоятельное решение. Но даже решившись на что-либо и уже начав действовать, я продолжаю сомневаться, так ли я


____________ Тема 2. Характерологические особенности ли чности 87

поступаю, то ли и правильно ли делаю? Эти вечные сомнения, все­гдашний контроль самого себя делает мою работу замедленной и не­редко мучительной из-за чувства ответственности. Особенно усили­ваются мои сомнения, когда работа носит ответственный или сроч­ный характер. В отношениях с незнакомыми людьми чувствую себя скованно и неловко, бывает, очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание, стараюсь никого не обременять, не причинять лишних хлопот и неприятностей, люблю быть один, читать, смотреть телевизор, гулять с собакой. Но в делах я аккуратен, добросовестен и исполнителен. Всякое отступление от заведенного привычного поряд­ка тревожит и сердит меня. Наверное, из-за этого некоторые люди счи­тают меня педантом и формалистом. Даже во сне я не могу отклю­читься от тревожащих меня мыслей. Засыпая, я подвергаю анализу все, что было сделано за день, и это меня успокаивает. Я люблю, когда кто-то меня успокаивает и поддерживает, не умею обходиться без дру­жеского участия, поэтому ценю своих друзей.

5. По характеру я человек активный. Люблю компании, танцы, дис­котеки, коллективные мероприятия. Люблю, когда с меня берут при­мер, мне подражают, люблю вызывать удивление у других. Люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше все­го не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают меня. В компаниях люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях выполняются все мои мечты. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат, я достигаю успеха в глазах других, и в этом мне завидуют. К сожалению, мне не удалось найти настоящего постоянного друга, но я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работать люблю с интере­сом, с игрой, чтобы не было скучно, чтобы меня ценили и ставили дру­гим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой «особый вкус», чтобы мною любовались окружающие.

6. По характеру я человек серьезный. Люблю спорт и физический труд. Для меня нет других интересов, кроме интересов в работе и моих собственных. За добросовестность, тщательность и аккуратность в ра­боте меня хвалят и ставят в пример. От других я требую того же. Если не быть требовательным, не критиковать недостатки, то никто не бу­дет работать как надо. Когда я руковожу, то требую скрупулезного со-


88 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

блюдения установленного порядка, не прощаю никаких отступлений от принятых правил. Убежден, что ни одного проступка работника нель­зя оставлять без наказания. Считаю своим долгом учить и давать со­веты, но совершенно не терплю повелительного, начальственного то­на, когда поучают меня, не зная моих способностей, не терплю также и пренебрежительного к себе отношения, замечаний и выговоров. Тер­петь не могу, когда меня перебивают, не дают досказать, торопят или возражают мне. Это приводит меня в состояние такого возбуждения, что мне во что бы то ни стало надо отреагировать, разрядиться. В та­кие моменты у меня возникает тревожное настроение и я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. Но такое настроение обычно про­должается у меня недолго, но именно в эти периоды у меня могут воз­никнуть неожиданные ссоры и конфликты. Вообще я не очень хорошо умею ладить с людьми, для этого я слишком требователен и принци­пиален, мне недостает гибкости, дипломатичности и хитрости, я привык действовать открыто, не кривя душой.

7. По характеру я человек компанейский. Очень скучаю, когда оста­
юсь один. Люблю всякие развлечения, встречи, вечеринки, танцы, дис­
котеки, знакомства, дружеское застолье. Всегда не прочь повеселить­
ся и развлечься. Работа и постоянные обязанности мне быстро надое­
дают, кажутся скучными и неинтересными. Вообще я быстро загора­
юсь новым делом, но почему-то и столь же быстро остываю, далеко не
всегда заканчивая начатое дело, особенно если меня никто не контро­
лирует и не заставляет доводить дело до конца. Мои домашние упре­
кают меня, что я работаю только «из-под палки», что я ленив, неакку­
ратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают, ведь я знаю
свои возможности. Меня тянет ко всему привлекательному и запрет­
ному, что толкает иногда на рискованные поступки. Сам я не могу удер­
жать себя от развлечений, удовольствий или пирушки в веселой ком­
пании. Бывало, когда немного выпью, становлюсь грубым, дерзким,
отчаянным. Потом раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но, по­
думав, понимаю, что моя вина не очень-то велика, ведь другие спрово­
цировали на это. Хотел бы иметь верного друга, который бы защищал
меня от бед. О своем будущем я думаю мало, особенно в те периоды,
когда мне хорошо и весело.

8. По характеру я человек деятельный и целеустремленный. Всегда
четко знаю, чего хочу и к чему следует стремиться. Если я ставлю пе­
ред собой какую-либо цель, то добиваюсь своего упорно, настойчиво,


________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 89

методично. Я очень чувствителен к правде и несправедливости. Если замечаю где-либо недостатки и несправедливость, не могу оставаться равнодушным, использую все свои силы и различные способы для то­го, чтобы добиться справедливости: пишу в газеты и вышестоящие ор­ганизации, хожу на приемы к руководству, выступаю на собраниях и т. п. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав. Одна­ко люди не всегда понимают цель моей борьбы с несправедливостью. У меня много завистников, мешающих мне осуществить свои идеи. Круг моих знакомых составляют люди, которые разделяют мои взгля­ды и убеждения. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несо­гласия со мною. В общем-то, я доволен собой, чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен и деятелен. Наблюдение за другими людьми не позволяет мне считать себя ниже их, наоборот, я вижу и чувствую, что выше многих.

9. По характеру я малообщительный человек. Знакомых мало. Тан­цы и пирушки не люблю. В обществе людей чувствую себя одиноким, в компании не могу найти себе место и правильно себя вести. Мне бы­вает трудно понять близких, их радости и огорчения, а им, в свою оче­редь, бывает трудно понять меня. Не раз приходилось слышать в свой адрес, что от меня «веет скукой и холодом», что со мной трудно. Я дей­ствительно часто бываю замкнут, но иногда неизвестно почему могу раскрыться перед случайным человеком, почему-то понравившимся мне. Но так бывает со мной редко. Подчас некоторые мои поступки кажутся окружающим странными, неожиданными, вызывают у них удивление. У меня на все есть свои взгляды, и то, что не соответствует им, я отбрасываю. Я человек принципов, люблю настоять на своем, не люблю чужих советов. Пусть мой внутренний мир, мои идеи непонят­ны для окружающих, за?о я всегда остаюсь самим собой, не поддаюсь внушению других. Поэтому я чаще всего оказываюсь в одиночестве, но это меня мало трогает, я не люблю подстраиваться под других. Методика работы. Изготавливается 9 карточек (листов) с текстом опи­сания вышеприведенных типов характера, которые предъявляются ис­пытуемому, с тем чтобы он внимательно прочел их и определил, к ка­кому типу характера он больше всего тяготеет, а какой тип ему совер­шенно не подходит. Этим выявляется биполярный континуум харак­терологических черт испытуемого. Затем дается вторая инструкция.

Инструкция. «Вы ознакомились с девятью типами характера лично­сти. Просим вас оценить по 100-балльной системе степень сходства Каждого из 9 типов характера с вашим собственным. Одновременно


90 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера

оценка может быть дана и товарищами в соответствии с прилагаемым списком членов вашей группы. Совершайте свои оценки на основе об­щего суммарного впечатления от типа характера, а не от каких-либо отдельных его черт».

Обработка и анализ данных. После оценивания типы характера ран­жируются по величине итогового показателя по каждому испытуемо­му. Интерпретация особенностей личности испытуемого производит­ся в соответствии с теми типами характера, которые заняли два пер­вых места. Работа может выполняться как домашнее задание.

Завершение работы. Сопоставляются результаты собственной оцен­ки с результатами оценки, данной другими испытуемыми.

Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций личности

Вводные замечания. Психологов в основном интересуют акцентуа­ции характера, ибо выявив их можно более обоснованно предсказы­вать поведение человека, судить о его способностях и возможностях в избранной деятельности. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт за счет ослабления других черт, что де­лает личность уязвимой по отношению к определенным видам вну-


__________________ Тема 2. Характерологические особеннос ти личности 91

шающих, психогенных и психотравмирующих воздействий'. Знание акцентуаций характера спортсмена может помочь психологически гра­мотному тренеру выбрать адекватные методы и средства воспитатель­ных воздействий и сделать психологическую подготовку данного спорт­смена к соревнованиям более продуктивной.

Методика исследования. Для выявления акцентуаций обычно исполь­зуют опросник К. Леонгарда2, который предназначен для определения типа характера испытуемого. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шка­ла характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вто­рая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала гово­рит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая шкала вы­являет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративном поведении ис­пытуемого, восьмая — о неуравновешенности, импульсивность пове­дения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведени­ем опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в груп­пе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. В сфере спорта опросник помогает составить достаточно информативную ха­рактеристику психологического портрета личности не только спорт­смена, но и его тренера. Психологическая совместимость спортсмена и его тренера в значительной мере обусловлена сходством и подобием черт их характера, что является залогом успешного их взаимопонима­ния в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Инструкция. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся ва­шего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номе­ром поставьте знак "+" ("да"), если не согласны — знак"-" ("нет"). Над ответами на вопросы долго не думайте, в этом тесте правильных и не­правильных ответов нет».

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981. 2

Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков — Киев 1994. -С. 35-51.


92 Раздел 2. Пс ихология личности спортсмена и тренера _______________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.