КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Характерологические особенности личности спортсменов и тренеров
Интерпретация полученных данных. Если величина Крт лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что испытуемый обладает достаточно пластичным и гибким мышлением, способен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. 84 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера Если величина Кщг меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого. Завершение задания. Обсудить с испытуемыми возможности повышения пластичности мышления путем специальных упражнений психотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игрового характера. Пояснения к теме. «Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, к делу, к самой себе»1. С позиций эмпирического подхода под характером личности следует понимать ее «разнообразные черты, образующие типический ансамбль, сочетание, рисунок. Это не просто черты сами по себе, они связаны друг с другом и проникают друг в друга по логике характера. У каждого характера своя внутренняя связующая логика»2. Спорт накладывает существенный отпечаток на формирование характера личности в плане развития волевых качеств, терпимости к дискомфорту от переживания усталости, боли, тревоги. Упорные тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у спортсменов определенные нравственные привычки и поведенческие стереотипы здорового образа жизни и строгого выполнения спортивного режима, что формирует сознательный самоконтроль, совершенствует саморегуляцию состояний, определяет спортивную направленность личности. Вместе с тем спорт высших достижений, как особый вид профессиональной деятельности, может вносить определенные дисгармонии в формирование и проявление черт характера спортсменов, что обозначается в психологии термином «акцентуации характера». Изучение характерологических особенностей спортсменов представляет большой научно-практический и педагогический интерес ввиду мощного формирующего влияния спортивной деятельности на все свойства и состояния личности человека. 1 См.: Общая психология: Учеб. пос. — М.: Просвещение, 1981. — С. 344. 2 Волков П. В. Разнообразие человеческих миров // Основы и нюансы характероло _______________ Тема 2. Характерологические особенности личности 85 Задание 1. Типы человеческих характеров1 Вводные замечания. Цель и практическая значимость данной работы состоит в определении типов характера спортсменов, знание особенностей которого помогает взаимопониманию между людьми. Испытуемым предлагается ознакомиться с 9 типами характера, черты которого проявляются в их общении и в совместной деятельности с другими, в том числе в процессе занятий спортом: 1) гипертимный, 2) гипотим-ный, 3) циклоидный, 4) тревожно-мнительный, 5) демонстративный, 6) возбудимый, 7) неустойчивый, 8) застревающий, 9) замкнутый (самодостаточный). Описание данных типов характера дано в работах К. Леонгарда (см. ниже), С. И. Подмазина, Э. Г. Эйдемиллера и др. Стимульный материал2 1. По характеру я оптимист. Настроение у меня всегда веселое. Возникают жизненные трудности — я не падаю духом, сохраняю жизнерадостность и уверенность в успехе. Житейские невзгоды переношу легко, да и по-настоящему серьезные неприятности бывают у меня редко. Обычно они возникают из-за моей предприимчивости и активности, склонности к выдумкам и проделкам. В школе у меня была репутация шалуна. Учился я хорошо, но не потому, что старался, а потому, что мне все удавалось легко. У меня хорошая память, и я быстро соображаю, я не молчун, с удовольствием участвую в беседах и дискуссиях. Люблю бывать на людях, в компаниях. Со мной охотно дружат, мне подражают и меня слушаются. К друзьям и подругам отношусь тепло, принимаю активное участие в их судьбе, охотно всем помогаю, легко даю в долг деньги и так же легко сам залезаю в долги. Желая всем помочь, раздаю много обещаний, больше, чем могу выполнить. Не переношу однообразную, кропотливую работу, которая требует усидчивости. Меня постоянно тянет к новому, к острым, неожиданным и рискованным ситуациям. В общем, я мало кого могу поставить выше себя. 2. По характеру я пессимист. Настроение у меня почти всегда пониженное. Мир я воспринимаю как сквозь темные очки; никак не могу Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Диагностика типов акцентуации характера // Практические занятия по психологии: Учеб. пос. — М.: ФиС, 1989. — С. 41-44. 2 Эйдемиллер Э. Г. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам и его клиническая апробация // Патология нарушения поведения подростков. — Л.: НИИ им. Бехтерева, 1978. — С. 93-99. 86 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера избавиться от ощущения, что вот-вот может случиться что-то плохое. Постоянно мне кажется, что я в чем-то виноват, что делаю что-то не так, как следует, что я хуже других. Поэтому обычно я сторонюсь людей, избегаю компаний, друзей у меня мало. Однако в кругу близких друзей жизнь делается для меня более светлой. Я охотно обсуждаю с ними свои личные проблемы: обращаюсь к ним за помощью и сам всегда помогаю им чем могу. Я считаю, что в жизни слишком много трудностей, бороться с которыми у меня не всегда хватает сил. Здоровье у меня тоже не очень хорошее. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущением разбитости, несвежести. Жизнь моя трудна и напряженна, иногда приходят в голову мысли о ее ошибочности и пустоте. 3. По характеру я динамичный человек. Основной особенностью моего характера является частая смена настроения. В одни периоды своей жизни я длительное время чувствую себя очень хорошо, испытываю прилив сил, с аппетитом ем, хорошо сплю, много и успешно работаю, хожу на вечеринки, в кино, участвую в коллективных мероприятиях. В этом состоянии у меня все ладится, легко переношу какие-либо неприятности. Однако по непонятным для меня причинам настроение у меня вдруг начинает портиться на долгое время — на недели и даже месяцы. Я не нравлюсь себе, делаюсь мрачным, угрюмым и недовольным, необщительным. Мне все становится безразличным, а иногда появляются опасения, что случится что-то плохое. От трудностей и неприятностей впадаю в уныние, плохо ем, сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости. В этом состоянии у меня нет желания встречаться с людьми, что-нибудь делать, хочется просто ничего не делать, лежать в постели и забыть обо всем. Смены периодов хорошего и плохого настроения происходят чаще всего весной или осенью. 4. По характеру я тревожный человек и хотел бы от этого избавиться. Основной особенностью моего характера является тревожность. Тревога, беспокойство — вот что наполняет мою жизнь. Я часто боюсь за себя самого, за свое будущее, которое меня ожидает, за свое физическое и психическое здоровье, за участь своих родных и близких. Постоянное чувство тревожности сочетается у меня с неуверенностью в своих способностях. Всякое новое дело, всякая инициатива является для меня источником мучений; соревнования, экзамены, отчеты и проверки особенно тревожат и беспокоят меня. Самое тяжелое для меня — принять какое-то самостоятельное решение. Но даже решившись на что-либо и уже начав действовать, я продолжаю сомневаться, так ли я ____________ Тема 2. Характерологические особенности ли чности 87 поступаю, то ли и правильно ли делаю? Эти вечные сомнения, всегдашний контроль самого себя делает мою работу замедленной и нередко мучительной из-за чувства ответственности. Особенно усиливаются мои сомнения, когда работа носит ответственный или срочный характер. В отношениях с незнакомыми людьми чувствую себя скованно и неловко, бывает, очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание, стараюсь никого не обременять, не причинять лишних хлопот и неприятностей, люблю быть один, читать, смотреть телевизор, гулять с собакой. Но в делах я аккуратен, добросовестен и исполнителен. Всякое отступление от заведенного привычного порядка тревожит и сердит меня. Наверное, из-за этого некоторые люди считают меня педантом и формалистом. Даже во сне я не могу отключиться от тревожащих меня мыслей. Засыпая, я подвергаю анализу все, что было сделано за день, и это меня успокаивает. Я люблю, когда кто-то меня успокаивает и поддерживает, не умею обходиться без дружеского участия, поэтому ценю своих друзей. 5. По характеру я человек активный. Люблю компании, танцы, дискотеки, коллективные мероприятия. Люблю, когда с меня берут пример, мне подражают, люблю вызывать удивление у других. Люблю, когда мной восхищаются и обращают на меня внимание. Больше всего не выношу равнодушного отношения к себе окружающих. Лучше пусть уж ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают меня. В компаниях люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Люблю сочинять и фантазировать. В моих фантазиях выполняются все мои мечты. Я хорошо чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мной охотно дружат, я достигаю успеха в глазах других, и в этом мне завидуют. К сожалению, мне не удалось найти настоящего постоянного друга, но я ценю такого друга, который всегда внимателен ко мне. Работать люблю с интересом, с игрой, чтобы не было скучно, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. Одеваться люблю модно и красиво, так, чтобы всем был виден мой «особый вкус», чтобы мною любовались окружающие. 6. По характеру я человек серьезный. Люблю спорт и физический труд. Для меня нет других интересов, кроме интересов в работе и моих собственных. За добросовестность, тщательность и аккуратность в работе меня хвалят и ставят в пример. От других я требую того же. Если не быть требовательным, не критиковать недостатки, то никто не будет работать как надо. Когда я руковожу, то требую скрупулезного со- 88 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера блюдения установленного порядка, не прощаю никаких отступлений от принятых правил. Убежден, что ни одного проступка работника нельзя оставлять без наказания. Считаю своим долгом учить и давать советы, но совершенно не терплю повелительного, начальственного тона, когда поучают меня, не зная моих способностей, не терплю также и пренебрежительного к себе отношения, замечаний и выговоров. Терпеть не могу, когда меня перебивают, не дают досказать, торопят или возражают мне. Это приводит меня в состояние такого возбуждения, что мне во что бы то ни стало надо отреагировать, разрядиться. В такие моменты у меня возникает тревожное настроение и я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. Но такое настроение обычно продолжается у меня недолго, но именно в эти периоды у меня могут возникнуть неожиданные ссоры и конфликты. Вообще я не очень хорошо умею ладить с людьми, для этого я слишком требователен и принципиален, мне недостает гибкости, дипломатичности и хитрости, я привык действовать открыто, не кривя душой. 7. По характеру я человек компанейский. Очень скучаю, когда оста 8. По характеру я человек деятельный и целеустремленный. Всегда ________________ Тема 2. Характерологические особенности личности 89 методично. Я очень чувствителен к правде и несправедливости. Если замечаю где-либо недостатки и несправедливость, не могу оставаться равнодушным, использую все свои силы и различные способы для того, чтобы добиться справедливости: пишу в газеты и вышестоящие организации, хожу на приемы к руководству, выступаю на собраниях и т. п. Жизнь убеждает меня в том, что я всегда оказываюсь прав. Однако люди не всегда понимают цель моей борьбы с несправедливостью. У меня много завистников, мешающих мне осуществить свои идеи. Круг моих знакомых составляют люди, которые разделяют мои взгляды и убеждения. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе, ни несогласия со мною. В общем-то, я доволен собой, чувствую себя хорошо, всегда бодр, активен и деятелен. Наблюдение за другими людьми не позволяет мне считать себя ниже их, наоборот, я вижу и чувствую, что выше многих. 9. По характеру я малообщительный человек. Знакомых мало. Танцы и пирушки не люблю. В обществе людей чувствую себя одиноким, в компании не могу найти себе место и правильно себя вести. Мне бывает трудно понять близких, их радости и огорчения, а им, в свою очередь, бывает трудно понять меня. Не раз приходилось слышать в свой адрес, что от меня «веет скукой и холодом», что со мной трудно. Я действительно часто бываю замкнут, но иногда неизвестно почему могу раскрыться перед случайным человеком, почему-то понравившимся мне. Но так бывает со мной редко. Подчас некоторые мои поступки кажутся окружающим странными, неожиданными, вызывают у них удивление. У меня на все есть свои взгляды, и то, что не соответствует им, я отбрасываю. Я человек принципов, люблю настоять на своем, не люблю чужих советов. Пусть мой внутренний мир, мои идеи непонятны для окружающих, за?о я всегда остаюсь самим собой, не поддаюсь внушению других. Поэтому я чаще всего оказываюсь в одиночестве, но это меня мало трогает, я не люблю подстраиваться под других. Методика работы. Изготавливается 9 карточек (листов) с текстом описания вышеприведенных типов характера, которые предъявляются испытуемому, с тем чтобы он внимательно прочел их и определил, к какому типу характера он больше всего тяготеет, а какой тип ему совершенно не подходит. Этим выявляется биполярный континуум характерологических черт испытуемого. Затем дается вторая инструкция. Инструкция. «Вы ознакомились с девятью типами характера личности. Просим вас оценить по 100-балльной системе степень сходства Каждого из 9 типов характера с вашим собственным. Одновременно 90 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера оценка может быть дана и товарищами в соответствии с прилагаемым списком членов вашей группы. Совершайте свои оценки на основе общего суммарного впечатления от типа характера, а не от каких-либо отдельных его черт». Обработка и анализ данных. После оценивания типы характера ранжируются по величине итогового показателя по каждому испытуемому. Интерпретация особенностей личности испытуемого производится в соответствии с теми типами характера, которые заняли два первых места. Работа может выполняться как домашнее задание. Завершение работы. Сопоставляются результаты собственной оценки с результатами оценки, данной другими испытуемыми. Задание 2. Выявление характерологических акцентуаций личности Вводные замечания. Психологов в основном интересуют акцентуации характера, ибо выявив их можно более обоснованно предсказывать поведение человека, судить о его способностях и возможностях в избранной деятельности. Акцентуация характера — это чрезмерное усиление отдельных его черт за счет ослабления других черт, что делает личность уязвимой по отношению к определенным видам вну- __________________ Тема 2. Характерологические особеннос ти личности 91 шающих, психогенных и психотравмирующих воздействий'. Знание акцентуаций характера спортсмена может помочь психологически грамотному тренеру выбрать адекватные методы и средства воспитательных воздействий и сделать психологическую подготовку данного спортсмена к соревнованиям более продуктивной. Методика исследования. Для выявления акцентуаций обычно используют опросник К. Леонгарда2, который предназначен для определения типа характера испытуемого. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью. Вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративном поведении испытуемого, восьмая — о неуравновешенности, импульсивность поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. В сфере спорта опросник помогает составить достаточно информативную характеристику психологического портрета личности не только спортсмена, но и его тренера. Психологическая совместимость спортсмена и его тренера в значительной мере обусловлена сходством и подобием черт их характера, что является залогом успешного их взаимопонимания в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Инструкция. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" ("да"), если не согласны — знак"-" ("нет"). Над ответами на вопросы долго не думайте, в этом тесте правильных и неправильных ответов нет». Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1981. 2 Подмазин С. И. Тесты для диагностики акцентуаций характера у подростков — Киев 1994. -С. 35-51. 92 Раздел 2. Пс ихология личности спортсмена и тренера _______________
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |