Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность использования сценария в рамках курса




Специфика применения.

Описание процедуры «Повышение стрессоустойчивости».

Цель процедуры. Используется для освоения и закрепления навыков снижения выраженности вегетативных проявлений и эмоциональной напряженности при воздействии стрессогенных факторов.

Показания и противопоказания. Рекомендуются для функционально-тренировочной терапии больных неврозом с тревожно–фобической симптоматикой, улучшения психической адаптации, повышения психической устойчивости человека к различным стрессогенным факторам. Рекомендуется также для преодоления внутренней психической напряженности, ощущения неопределенной тревоги и беспричинного страха. Процедура может быть использована практически здоровыми людьми, чья деятельность происходит в условиях повышенной ответственности, дефицита времени, вероятной опасности. Процедуры противопоказаны при острых психотических состояниях, неврозоподобных последствиях травмы головы, нейроинфекциях и других органических поражениях головного мозга. Следует учитывать, что, как и при использовании любых типов БОС, эффективность БОС по КГР снижена у больных с интеллектуально - мнестическими нарушениями. Поэтому при наличии данной патологии выраженной степени необходимо рассматривать вопрос о целесообразности назначения описываемого метода. Рекомендуется для испытуемых с избыточной вегетативной активацией в ответ на предъявление незначимого акустического раздражителя. Они могут быть использованы на завершающем этапе в курсе обучения навыкам релаксации в условиях воздействия мешающих раздражителей. Кроме того, нормализация скорости угашения ориентировочной реакции является одним из вспомогательных этапов в курсе повышения психической стрессоустойчивости.

Для провокации у испытуемого состояния тревожного ожидания используются электрокожные стимулы (ЭС), формируемые с помощью электростимулятора. Обязателен предварительный инструктаж, согласие испытуемого и индивидуальный подбор интенсивности элекростимула. Фетровые вкладыши электродов электростимулятора должны быть хорошо смочены водопроводной водой. По мере их высыхания интенсивность стимуляции снижается, поэтому, если тренировка продолжается более 30 минут, воспользуйтесь кнопкой «Пауза» и смочите их дополнительно. В одной процедуре не рекомендуется использование более 15 ЭС.

Условием успешного применения сценария является строгая последовательность реализации рабочих этапов в ходе обучающего курса, в котором выделяются 3 основные фазы. Важно помнить, что не допускается переход к следующей фазе обучения до тех пор, пока не будет достигнута цель текущей фазы. На первой фазе обучения (рабочий этап «Привыкание») угашается ориентировочная реакция на звуковые стимулы двух видов – повышающегося и понижающегося тона. Для этого может потребоваться всего несколько предъявлений звуковых стимулов или неоднократное выполнение этапа до тех пор, пока амплитуда КГР, обусловленная звуковыми стимулами не уменьшится до фоновых значений.

На второй фазе (рабочий этап «Дифференцировка») испытуемый обучается дифференцировать свои состояния эмоциональной напряженности при предъявлении случайной последовательности двух разных звуковых стимулов, причем стимул повышающегося тона всегда сопровождается электрокожной стимуляцией. Объективным проявлением выработки дифференцировки является наличие выраженной КГР при предъявлении повышающегося тона, сочетающегося с ЭС (отображается ухудшением аудиовизуального образа) и отсутствием всплесков КГР при звуковом стимуле понижающегося тона. При этом испытуемый устанавливает взаимосвязь между субъективными ощущениями и характером изменения сигнала КГР. Если цель этапа не достигнута, то после отдыха этот этап повторяется еще раз.

На третьей, основной, фазе обучения (рабочие этапы «Подавление КГР с предупреждением» и «Подавление КГР») испытуемому предлагается попробовать различные приемы релаксации, позволяющие уменьшить выраженность реакций КГР в ответ на предъявление стрессогенного звукового раздражителя. При этом испытуемому показывают график сигнала КГР, на котором цветом выделены интервалы возможной ЭС, совпадающие с действием звукового стимула высокого тона (НТ1). Испытуемый пытается уменьшить амплитуду КГР в периоды предъявления провоцирующего звукового стимула. При этом интенсивность ЭС (определяемая длительностью импульсов ЭС) пропорциональна амплитуде КГР – если она будет низкой, то испытуемый избежит (не почувствует) неприятной стимуляции.

Среднее количество сеансов обучения стойкому подавлению провоцируемых вегетативных реакций – 10.

Литература для самостоятельной подготовки:

 

1) Дементиенко В.В., Дорохов В.Б., Коренева Л.Г. и др. Гипотеза о природе элекродермальных явлений // Физиология человека. 2000. T.26. №2. C. 124-131.

2) Ивонин А.А., Попова Е.И., Шуваев В.Т. и др. Метод поведенческой психотерапии с использованием биологической обратной связи по кожно-гальванической реакции (КГР-БОС) при лечении больных невротическими фобическими синдромами. Биологическая обратная связь, 2000, 1, стр. 36-37.

3) Попова Е.И. и др., А.с. 950408. Способ регуляции эмоционального напряжения.

Работа 10. Демонстрация БОС по показателям кровообращения. [12]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.