Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционные методы диагностики волевых особенностей личности




МОДУЛЬ ВОЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая психодиагностика. Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара, Издательский дом «Бахрах»., 1998, с. с. 386

Лучшие психологические тесты./ Под ред. А.Ф.Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, с.120

Методические рекомендации «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций». Под ред. Б.Д.Карвасарского Ленинград, 1984.

Человек не только познает мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.

Создать усилие, удержать его так долго, как это необходимо, и призвана воля. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять движение, действие с заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Человек может организовать свою психическую деятельность и направит ее, например: воспринимать нужный в данный момент предмет
(преднамеренное восприятие), запомнить материал (преднамеренное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т.д. Человек может сдержать внешнее проявление эмоционального состояния. Воля – это процесс, помогающий направить действия человека или сдержать их.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия – наличие препятствий, преград. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели. Преграды могут быть внутренними и внешними. Внешние препятствия - время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей. Внутренние препятствия – отношения им установки человека, болезненное состояние, усталость. Внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей.

В ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности.

В психологии закрепившиеся у человека волевые свойства обозначают специальными терминами, например, целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Следует отметить, что далеко не при всех обстоятельствах может сформироваться и проявиться нужное волевое свойство. Например, для воспитания настойчивости не подходят кратковременные дела, для нее необходимы дела, выполняемые в длительные сроки. Для воспитания выдержки необходимы эмоциональное и физическое напряжение. Эти качества своеобразны в зависимости от характера дел. так, например, решительность спортсмена не тождественна решительности врача, смелость парашютиста – смелости ученого.

 

Д идактические рекомендации студентам для самостоятельной подготовки.

Организация практических занятий по диагностике волевых свойств личности связана с некоторыми трудностями. В частности, в учебных условиях невозможно воссоздать и продемонстрировать волевой акт во всех его звеньях. Поэтому второе занятие строится на демонстрации волевого регулирования познавательных психических процессов и физического напряжения у студентов. такой путь позволяет более или менее зримо представить сущность некоторых сторон воли.

 

 

Работа 27. Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения» (ССП-98, Моросанов)

 

Цель: диагностика стилевых особенностей саморегуляции поведения.

Материал: опросник из 46 утверждений. (см. Приложение 22. ССП-98)

Ход работы:

Инструкция: Предлагаем Вам ряд высказываний об особенностях поведения. Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “Верно”, “Пожалуй, верно”, “Пожалуй, неверно”, “Неверно” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Не пропускайте ни одного высказывания. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.

Обработка результатов: Подсчет показателей опросника производится по ключам, представленным ниже, где “Да” означает положительные ответы, а “Нет” — отрицательные.

Шкала планирования (Пл):

Да: 1, 8, 17, 22, 28, 31, 36

Нет: 15, 42

Шкала моделирования (М):

Да: 11, 37

Нет: 3, 7, 19, 23, 26, 33, 41

Шкала программирования (Пр):

Да: 12, 20, 25, 29, 38, 43

Нет: 5, 9, 32

Шкала оценки результатов (ОР):

Да: 30, 44

Нет: 6, 10, 13, 16, 24, 34, 39

Шкала гибкости (Г):

Да: 2, 11, 25, 35, 36, 45

Нет: 16, 18, 23

Шкала самостоятельности (С):

Да: 4, 12, 14, 21, 27, 31, 40, 46

Нет: 34

Шкала Общего уровня саморегуляции (ОУ):

Да: 1, 2, 4, 8, 11, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 40, 43, 44, 45, 46

Нет: 3, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 19, 23, 24, 26, 32, 33, 34, 39, 41, 42

Интерпретация:

Шкала “ Планирование ” (Пл) характеризует индивидуальные особенности целеполагания и удержания целей, уровень сформированности у человека осознанного планирования деятельности. При высоких показателях по этой шкале у субъекта сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны, детализированы, иерархичны, действенны и устойчивы, цели деятельности выдвигаются самостоятельно. У испытуемых с низкими показателями по шкале потребность в планировании развита слабо, планы подвержены частой смене, поставленная цель редко бывает достигнута, планирование не действенно, малореалистично. Такие испытуемые предпочитают не задумываться о своем будущем, цели выдвигают ситуативно и обычно несамостоятельно.

Шкала “ Моделирование ” (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности, детализированности и адекватности. Испытуемые с высокими показателями по шкале способны выделять значимые условия достижения целей как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, что проявляется в адекватности программ действий планам деятельности, соответствии получаемых результатов принятым целям. В условиях неожиданно меняющихся обстоятельств, при смене образа жизни, переходе на другую систему работы такие испытуемые способны гибко изменять модель значимых условий и, соответственно, программу действий. У испытуемых с низкими показателями по шкале слабая сформированность процессов моделирования приводит к неадекватной оценке значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, что проявляется в фантазировании, которое может сопровождаться резкими перепадами отношения к развитию ситуации, последствиям своих действий. У таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, они не всегда замечают изменение ситуации, что также часто приводит к неудачам.

Шкала “ Программирование ” (Пр) диагностирует индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. Высокие показатели по этой шкале говорят о сформировавшейся у человека потребности продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей, детализированности и развернутости разрабатываемых программ. Программы разрабатываются самостоятельно, они гибко изменяются в новых обстоятельствах и устойчивы в ситуации помех. При несоответствии полученных результатов целям производится коррекция программы действий до получения приемлемой для субъекта успешности. Низкие показатели по шкале программирования говорят о неумении и нежелании субъекта продумывать последовательность своих действий. Такие испытуемые предпочитают действовать импульсивно, они не могут самостоятельно сформировать программу действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий, действуя путем проб и ошибок.

Шкала “ Оценивание результатов ” (ОР) характеризует индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитости и адекватности самооценки, сформированности и устойчивости субъективных критериев оценки успешности достижения результатов. Субъект адекватно оценивает как сам факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности, так и приведшие к нему причины, гибко адаптируясь к изменению условий. При низких показателях по этой шкале испытуемый не замечает своих ошибок, некритичен к своим действиям. Субъективные критерии успешности недостаточно устойчивы, что ведет к резкому ухудшению качества результатов при увеличении объема работы, ухудшении состояния или возникновении внешних трудностей.

Шкала “ Гибкость ” (Г) диагностирует уровень сформированности регуляторной гибкости, т.е. способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий. При возникновении рассогласования полученных результатов с принятой целью своевременно оценивают сам факт рассогласования, вносят коррекцию в регуляцию. Гибкость регуляторики позволяет адекватно реагировать на быстрое изменение событий и успешно решать поставленную задачу в ситуации риска. Испытуемые с низкими показателями по шкале гибкости в динамичной, быстро меняющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, смене обстановки и образа жизни. В таких условиях несмотря даже на сформированность процессов регуляции, они не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценивать рассогласование полученных результатов с целью деятельности и вносить коррекции. В результате у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои и, как следствие, неудачи в выполнении деятельности.

Шкала “ Самостоятельность ” (С) характеризует развитость регуляторной автономности. Наличие высоких показателей по шкале самостоятельности свидетельствует об автономности в организации активности человека, его способности самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Испытуемые с низкими показателями по шкале самостоятельности зависимы от мнений и оценок окружающих. Планы и программы действий разрабатываются несамостоятельно, такие испытуемые часто и некритично следуют чужим советам. При отсутствии посторонней помощи у таких испытуемых неизбежно возникают регуляторные сбои.

Опросник в целом работает как единая шкала “ Общий уровень саморегуляции ” (ОУ), который характеризует общий уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Для испытуемых с высокими показателями общего уровня саморегуляции характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Такие испытуемые самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большой степени осознанно. При высокой мотивации достижения они способны формировать такой стиль саморегуляции, который позволяет компенсировать влияние личностных, характерологических особенностей, препятствующих достижению цели. Чем выше общий уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности. У испытуемых с низкими показателями по данной шкале потребность в осознанном планировании и программировании своего поведения не сформирована, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Возможность компенсации неблагоприятных для достижения поставленной цели личностных особенностей у таких испытуемых снижена по сравнению с испытуемыми с высоким уровнем регуляции. Соответственно успешность овладения новыми видами деятельности в большой степени зависит от соответствия стилевых особенностей регуляции и требований осваиваемого вида активности.

Шкала планирования позволяет характеризовать индивидуальную развитость самостоятельности и инициативности в планировании и постановке целей, гибкость изменения целей в соответствии с меняющимися обстоятельствами, их устойчивость в психологически сложных условиях.

Шкала моделирования диагностирует индивидуальную сформированность навыков, позволяющих правильно конкретизировать цель согласно сложившимся значимым условиям, быстро ориентироваться в меняющейся ситуации и выбирать соответственно условиям программу исполнительских действий или тактику поведения с окружающими, а также устойчивость этих процессов в условиях высокой и низкой психической напряженности.

Высокие показатели по шкале программирования свидетельствуют: 1) о развитости навыков определения и построения программы выполнения действий и умении выделить главное из них; 2) о способности быстро включаться в деятельность и выходить из нее, легко переключаться с одного вида деятельности на другой; 3) об устойчивости функционирования программы действий в условиях индивидуальной и групповой работы, во время повседневной работы и в экстремальных условиях деятельности.

Шкала оценки результатов диагностирует сформированность критериев успешности деятельности, гибкость их изменения в условиях меняющихся требований к работе, развитость процессов самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, устойчивость этих процессов в условиях повышенной и пониженной мотивации деятельности и психической напряженности.

Структура опросника такова, что большинство из утверждений, составивших шкалы гибкости, самостоятельности и надежности, относится также и к вышеописанным шкалам. Такая структура опросника связана с тем, что эти шкалы направлены на диагностику регуляторно-личностных свойств, которые являются сквозными, системными по своей структуре и, характеризуя субъект деятельности, соотносимы и с каждым из регуляторных процессов, соответствующих шкалам планирования, программирования, моделирования и оценки результатов.

Шкала самостоятельности диагностирует индивидуальные возможности самостоятельно выдвигать цели и программы действий, самостоятельно осуществлять эти программы в процессе служебной деятельности, во время выполнения заданий, независимо от внешних обстоятельств формировать индивидуальные критерии оценки результатов своих действий.

Шкала гибкости характеризует индивидуальные возможности учитывать значимые условия деятельности и в зависимости от этого гибко определять тактику поведения. Шкала характеризует также степень гибкости изменения целей и программы исполнительских действий, критериев успешности деятельности согласно сложившимся обстоятельствам, быстроту и легкость включения в деятельность, переключения с одного вида деятельности на другой.

Шкала надежности диагностирует индивидуальную устойчивость процессов моделирования значимых условий деятельности, процессов определения и постановки целей, функционирования программ действий, критериев оценки, процессов контроля, оценки и коррекции результатов деятельности в ситуации повышенной и заниженной мотивации деятельности, высокой и низкой психической напряженности.

"Автономные" – высокие показатели по шкале самостоятельности.

"Оперативные" – высокие показатели по шкале гибкости.

"Устойчивые" – высокие показатели по шкале надежности.

«Сильной стороной» регуляторного стиля автономных сотрудников, названных группой организованного типа, является осознанность и самостоятельность в выборе и постановке целей, определение последовательности их осуществления, стремление определить перспективы на длительное время. К их «слабой стороне» относятся недостаточный учет требований руководства и условий конкретной обстановки и, вследствие этого, трудности ориентации в быстро меняющейся ситуации. «Слабое место» стиля также заключается в недостаточной сформированности критериев успешности деятельности. Функциональная недостаточность процессов моделирования и оценки результатов компенсируется за счет развитого звена планирования: ситуации заранее планируются, продумываются задолго до того, как реализуются, критерии успешности деятельности заранее продумываются и четко определены для разных ситуаций.

К «сильной стороне» сотрудников с автономным стилем саморегуляции деятельности, названных группой контрольно-корректирующего типа, относятся автономность функционирования процессов звена оценки результатов, высокая сформированность критериев успешности деятельности. Их слабой стороной является низкая осознанность целей и, как следствие, низкая самоорганизация процесса работы. Они не пытаются планировать свою деятельность и не стремятся определить ее перспективы на достаточно длительное время. Компенсаторные отношения в регуляторном профиле данных испытуемых были обнаружены между особенностями процессов планирования и оценки результатов, что свидетельствует о том, что цели этих испытуемых в процессе работы подвергаются постоянному контролю и коррекции, чем и обеспечивается адекватность целей и их достижение.

Оперативный стиль саморегуляции представлен двумя разновидностями. При первой разновидности для индивидуальных регуляторных профилей характерна высокая развитость процессов моделирования и низкая - планирования и программирования. Испытуемые с оперативным стилем первой разновидности ("оперативные в учете условий") отличаются гибкостью учета в поведении значимых условий деятельности. Низкие осознанность и устойчивость служебных целей компенсируются быстротой включения в ситуацию и легкостью ориентации в ней. Трудности построения программ действий и их недостаточная детализация компенсируются за счет легкости приспособления к требованиям руководителей и условиям ситуации.

Группа сотрудников с оперативным стилем саморегуляции включает две подгруппы, или типа. Первый тип отличается гибкостью учета значимых условий деятельности. Сильная сторона регуляции данных испытуемых связана с высокой сформированностью процессов моделирования. Для них характерна быстрота включения в рабочую ситуацию, легкость ориентации в быстро меняющейся обстановке, оперативность учета требований руководителей и условий обучения, умение найти правильную тактику во время выполнения служебных заданий. Их слабой стороной является низкая осознанность и устойчивость целей, низкая самоорганизация процесса деятельности, трудности, связанные с построением программ действий, их недостаточная детализация.

«Слабое место» регуляции данных сотрудников компенсируется выраженным развитием процессов моделирования. Низкая осознанность и устойчивость целей компенсируется за счет быстроты включения в служебную ситуацию и легкости ориентации в ней. Трудности построения программ действий и их недостаточная детализация компенсируются легкостью приспособления к требованиям руководителей и условиям ситуации.

Вторая разновидность оперативного стиля саморегуляции характеризуется высокой развитостью звена программирования и недостаточной - планирования и моделирования. Сотрудники с этим стилем ("оперативные в программировании") отличаются высокой степенью детализации программ поведения и действий, гибкостью их перестройки, а в случае необходимости и их замены, когда программа неверна и не приводит к ожидаемым результатам. Они легко включаются в деятельность и быстро могут переключиться на другую. Недостаточные осознанность и устойчивость целей компенсируются за счет легкости включения в работу. Трудности ориентации и учета условий в служебных ситуациях компенсируются за счет оперативности построения и перестройки программ исполнительских действий.

Второй тип сотрудников с оперативным стилем саморегуляции характеризуется оперативностью построения программ действий. Испытуемые этой группы отличаются высокой степенью детализации программ, гибкостью их перестройки в случае необходимости и их заменой, когда нет ожидаемых результатов. Сотрудники этого типа легко включаются в служебную деятельность и могут быстро переключаться. К их «слабой стороне» относится низкая осознанность и устойчивость целей и, как следствие, слабая самоорганизация труда: трудности, связанные с ориентацией в ситуации и определением целей с учетом требований руководителей и конкретной обстановки. У данных сотрудников в профиле регуляторных особенностей обозначились компенсаторные отношения между особенностями процессов планирования и программирования, моделирования, что свидетельствует о том, что «слабая сторона» их регуляторного стиля компенсируется за счет особенностей звена программирования. Недостаточная осознанность и устойчивость целей компенсируются за счет быстроты включения в работу. Трудности ориентации и учета условий в служебных ситуациях компенсируются за счет оперативности построения и перестройки программ исполнительских действий.

Группа устойчивых сотрудников характеризуется устойчивостью функционирования процессов оценки результатов, строгостью и устойчивостью критериев успешности в психологически сложных условиях. Их сильной стороной является также осознанность целей и устойчивость в ситуации напряжения, в обстановке заниженной и повышенной мотивации деятельности. Слабой стороной стиля саморегуляции данных испытуемых являются трудности, связанные с поиском и построением программ служебных действий, их недостаточная детализация. Слабое звено регуляции компенсируется за счет развитости процессов оценки результатов: программы действий в процессе работы контролируются и корректируются до тех пор, пока это не приведет к планируемым результатам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.