Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. Практическая психодиагностика




МОДУЛЬ ВОЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая психодиагностика. Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара, Издательский дом «Бахрах»., 1998, с. с. 386

Лучшие психологические тесты./ Под ред. А.Ф.Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, с.120

Методические рекомендации «Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций». Под ред. Б.Д.Карвасарского Ленинград, 1984.

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций Розенцвейга.

 

1. Гуревич К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М.: Высшая школа, 1966

2.Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова. М.:Просвещение, 1990, с.221-222.

3. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003, с. 226.

4. Селиванов В.И. Психология волевой активности. – Рязань, 1974, с. 98-112.

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1976. С. 4-19.

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ СОЗДАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ.

1. Альтман Я.А., Гузиков Б.М., Захарова Л.Е, Полторак С.В. Эмоциональная оценка испытуемыми коротких музыкальных фрагментов // Журн.высш. нервн. деятельности. 1999. Т. 49. Вып. 6.

2. Альтман Я.А.. Гузиков Б.М., Голубев А.А. Влияние разных форм депрессивных состояний на эмоциональную оценку коротких музыкальных отрывков человеком // Физиология человека. 2004. Т. 30. № 4.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методические материалы к курсу «Общая психология»: Учебное пособие для студентов пед.институтов. М.: Просвещение, 1986.

4. Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с биологической обратной связью «Реакор» Методические указания.

5. Лучшие психологические тесты Петроком

6. Объективный психологический анализ и тестирование «Эгоскоп». Методический справочник. НКПФ «Медиком МТД», Таганрог, Россия, 2007

7. Петровский А.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1976.

8. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов /А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др. Под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1990.

9. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.:Прогресс, 1979.

10. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. ООО Речь, 2001.

11. Эгоскоп. Объективный психологический анализ и тестирование. Руководство пользователя. НПКФ «Медиком МТД», Таганрог, Россия, 2007

12. Эгоскоп. Объективный психологический анализ и тестирование. Методические указания. НПКФ «Медиком МТД», Таганрог, Россия, 2007

13. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л., ЛНИИТЕК, 1976

14. Харламенкова Н.Е. Электронный учебник «Психология личности», 2002 год.

Адекватность (неадекватность) ответных реакций -ответ связан (не связан) с ситуацией.

Аффект – эмоциональное состояние, характеризующееся быстрым протеканием высоким эмоциональным напряжением.

Аффективные комплексы – реакции на аффективные слова.

Биологическая обратная связь (БОС) (от греч. biо – жизнь + logos – учение) – процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции.

Векторы X, Y, Z – векторы виртуального трехмерного пространства, отражающего условно ментальную (X – на основе сигналов ЭЭГ), соматическую (Y – на основе полиграфических сигналов) и поведенческую (Z – на основе данных от электронного планшета) составляющие.

Детектор лжи (инструментальная детекция лжи) – аппаратный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей (КГР, ЭЭГ, плетизмограммы и так далее) в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога.

Диастолическое давление – минимальное давление при расширении сердца

Интенция (от лат. intentio – внимание, стремление) – направленность сознания на тот или иной предмет.

Интропунитивная реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

Импунитивная реакция - фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Критические слова - связанные с аффективными переживаниями.

Кожно-гальваническая реакция – биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи, обусловленная деятельностью потовых желез и выступающая компонентом ориентировочного рефлекса, эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошвы ног. Служит для анализа состояний человека, его эмоционально–волевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие: уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние, реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд, и «спонтанная» реакция, не связанная с каким–либо определенным раздражителем. При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального состояния центральной нервной системы: сопротивление кожи повышается при расслабленном состоянии, понижается при активации.

Латентный период – это скрытый период времени.

Метод свободных ассоциаций – метод исследования психического, разработанный в психоанализе. Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимания на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично.

Неспецифический «комплекс активации», который выражается в уменьшении или полном подавлении α-ритма и появлении или увеличении низкоамплитудных высокочастотных ритмов коры головного мозга.

Нейротизм – понятие синонимичное тревожности – проявляется как эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Нормальные комплексы - реакции на нормальные слова.

Нейтральные (нормальные) слова – не связанные с эмоциональным переживанием.

Пиктографический планшет – электронное устройство, входящее в поставку «Эгоскопа», предназначенное для выполнения любой пиктографической деятельности (рисования, написания и так далее). Пиктографический планшет содержит электронный графический планшет с функциональными клавишами, беспроводную электромагнитную ручку и шнур «планшет-компьютер», с помощью которого в ПК передается дополнительная информацию о действиях испытуемого в виде количественных показателей, характеризующих скорость и размашистость перемещения пера; степень давления на перо, при выполнении пиктографической деятельности, длительности паузы перед выполнением задания после получения инструкции и перед переходом на следующее задание после выполнения предыдущего задания.

Проекция (от лат. projectio – бросание вперед) – психологический механизм, впервые рассмотренный З.Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Проективные тесты (от лат. projectio – бросание вперед) – тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и так далее. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики, прежде всего, характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. В литературе по проективным методикам приводятся разные классификации этих методов. Одна из них приводится ниже:

1. Методики дополнения.

1.1. Стимульный материал представляет собой набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые «приходят на ум» в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

1.2. Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения («Неоконченные предложения»).

1.3. Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов («Кто Я?»).

2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, РАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные неприятные / картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Мало структурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г. Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Два дома», «Рисунок семьи», «Пиктограмма», «Автопортрет», «Картина мира», «Свободный рисунок», «Несуществующее животное»).

Психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий) – раздел психологии, изучающий развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств.

Психосоматика (от греч. psyche – душа и soma – тело) – раздел медицинской психологии, занимающийся изучением психических факторов в развитии функциональных и органических расстройств.

Пульсовое давление – разница между показателями систолического и диастолического давления.

Стресс – понятие, введенное Г.Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать как положительное влияние на деятельность, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Систолическое – максимальное давление во время сокращения сердца.

Тревожность личностная (ЛТ) -относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, характеризующее степень беспокойства, озабоченности, психоэмоционального напряжения при действии стрессовых факторов.

Тревож­ность реактивная (РТ) -это состояние индивида, которое характеризует сте­пень его беспокойства, озабоченности, психоэмоционального напря­жения, развившегося при действии конкретной стрессовой ситуации.

Типичные характерные реакции на нейтральные слова – это тенденция отвечать словом, противоположным по значению.

Эмпатия ( сопереживание)- умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Эмоции (1) - это процессы, отражающие в форме переживания личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека и их оценку». [14]

Эмоции (2) (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которые образовались прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание.

Экспрессия – выразительность; сила проявления чувств, переживаний.

Экспрессивный – выразительный, способный отразить эмоциональное состояние.

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Экстрапунитивная реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

Экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир.

«Эгоскоп» – опция «объективного психологического анализа и тестирования», поставляемая с реабилитационным комплексом «Реакор».

Эгоскопия – методологический прием, базируется на пиктополиграфическом подходе и является синтезом самодокументированного варианта проективных методик с использованием

специального графического планшета, подключаемого к ПК и метода инструментальной детекции лжи (полиграфии) с использованием различных физиологических сигналов (ЭЭГ, ЭКГ, КГР, ФПГ, дыхание, ЭМГ).

Электромиография (от греч. mys – мышца и grapho – пишу) – метод исследования функционального состояния мышц при помощи регистрации их биопотенциалов.

Электрофизиологические методы – методы анализа активности органических систем на основе регистрации биопотенциалов, изменение которых может происходить спонтанно или в ответ на внешний раздражитель. Биотоки мозга анализируются при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и вызванных потенциалов (ВП), мышц – при помощи электромиограммы (ЭМГ), кожи – при помощи кожно-гальванической реакции (КГР), сердца – электрокардиограммы (ЭКГ), сосудов - фотоплетизмограммы (ФПГ).

Электроэнцефалография (от греч. enkephalos – головной мозг) – метод исследования деятельности головного мозга при помощи регистрации суммарной биоэлектрической активности, фиксируемой на поверхности головы.

Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

Фотоплетизмография (от греч. plethysmos – набухание и grapho – пишу) – методика регистрации сосудистых реакций организма посредством специального фотоплетизмографического датчика, регистрирующего прохождение или отражение сигнала от биологических тканей в видимом или инфракрасном диапазоне.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.