Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды клубов по интересам и любительских объединений




Читайте также:
  1. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  2. Административно-правовой статус общественных объединений.
  3. Административно-правовой статус религиозных объединений.
  4. Виды общественных объединений.
  5. Вопрос 36. Административно-правовой статус общественных объединений.
  6. Вопрос 8. Понятие организации. Ее признаки и законы. Виды организационных структур и объединений.
  7. Вопрос: Понятие и виды общественных объединений, правовое регулирование их деятельности.
  8. Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов 1 страница
  9. Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов 2 страница
  10. И уж в совсем уникальных случаях матери учат сыновей жить прежде всего собственными интересами, даже в отношениях с женщинами.
  11. Какими-то интересами, чтобы так запросто отдать то, что намечено и

Сложившаяся практика формирования и деятельности люби­тельских объединений и клубов по интересам представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное вре­мяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Время «перестройки» внутри страны и его позитивные и не­гативные стороны неоднозначно воспринимаются народом. Зна­чительное сокращение вложений государственных средств в раз­витие детско-юношеских, молодежных досуговых учреждений открыли путь прогрессирующему росту подростково-молодеж­ной преступности. В поисках различных средств повышения эф­фективности воспитания подрастающего поколения, возможно­сти расширения сферы досуга, особое внимание отводится лю­бительским объединениям, клубам по интересам, работе по мес­ту жительства. Немаловажным фактором, отмеченным многими теоретиками и практиками в области социокультурной сферы, является включение населения в различные виды деятельности. Во многих регионах осуществляются поддержка и стимулирование творческих инициатив различных возрастных групп населения.

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развива­ются новые организационнные формы клубов - детские, много­профильные досуговые, семейного общения, работаюгцие по ав­торским программам. Их много и они разделяются в зависимости от целевой установки, от возрастных особенностей, а главное - по


направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учеб-ная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ - комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных цен­тров и т.п.» [9, с. 311]. Действуют в настоящее время и отдель­ные типы клубов, которых еще очень мало, - клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

В городе Тамбове и ее области за 2000-2001 годы отмечается незначительное сокращение любительских объединений, клубов по интересам, кружков, студий. Заметное перепрофилирование многих Домов культуры в коммерческие структуры вылилось в сокращение деятельности многих клубных объединений, произо­шел отток профессиональных руководителей художественной са­модеятельности, энтузиастов социокультурной сферы. Наряду с этим отмечается активная работа Домов творчества, станции юн­натов, клубов по месту жительства, общественных организаций, студий и клубов по интересам при образовательных учреждениях города. Все они имеют различную направленность деятельности.

Рассмотрим основные виды любительских объединений и клу­бов по интересам, которые официально зафиксированы в Положе­нии о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).



/. Общественно-политические (политические клубы, клу­бы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просве­тительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-полити-ческие клубы, которые организуют встречи с ветерана­ми, создают поисковые отряды. При многих школах созданы му­зеи боевой славы. В Тамбове действует региональное общест­венно-политическое движение «Возрождение Тамбовщины». Большую работу в этом направлении проводит Комитет по де­лам молодежи при администрации области, на базе которого действует комплексная программа «Молодежь». Главным разде­лом программы является содействие гражданскому и патриоти-


ческому воспитанию молодежи. В рамках данного направления проходят крупные мероприятия - фестивали солдатской песни, встречи с ветеранами и другое. В современной России происхо­дят радикальные изменения во всех сферах жизни общества. Мы являемся свидетелями изменения общественного мнения, наря­ду с изменением системы ценностей. Сегодня все больше внима­ния стало уделяться человеческим ценностям и личным запросам в сфере образования. Это, в свою очередь, привело к большей дифференциации учебных заведений и услуг, которые являются причиной и следствием расслоения общества. Становится оче­видным, что наиболее острой потребностью государства и обще­ства является воспитание в духе демократических ценностей граждан России, которые могли бы активно участвовать в по­строении правового государства.

В настоящее время необходимо найти равновесие между по­требностями каждого человека, социальных групп, регионов и т.д. и необходимостью обеспечения национальной безопасности, тем более что сейчас как регионы, так и каждое образовательное уч­реждение могут свободно выбирать свой собственный путь раз­вития. Подобное равновесие также необходимо поддерживать между сохранением традиций и обновлением содержания обра­зования. Одной из актуальных задач воспитания молодежи явля­ется формирование культуры мира, которая требует всесторон­них действий в области образования, культуры и социального развития, конечная цель которых сделать так, чтобы культура мира была неотделима от культуры вообще, чтобы она глубоко укоренилась в умах и сердцах людей. Первостепенную роль в распространении идей культуры мира играют политические ли­деры, деятели науки, культуры и образования.

Образование и воспитание молодежи, как целостный педаго­гический процесс, предстающий в виде самых разнообразных организационно-методических проявлений, оказывающих конст­руктивное влияние на формируемую личность конкретного мо­лодого человека и на молодежь в целом как социальную группу, является главным инструментом по строительству культуры ми­ра. Необходимо использовать все аспекты образования: содер­жание, формы, методы, организацию, отношения между админи-


страцией, педагогами и учащимися, между учебными заведения­ми и семьями - для активного содействия развитию и укрепле­нию в умах людей идей терпимости, добрососедства, равнопра­вия. Воспитание молодежи в духе культуры мира является мно­гоуровневой системой адаптации личности к условиям социума и способом активного преобразования собственной жизнедея­тельности в конкретной ситуации, под воздействием форми­рующих принципов культуры мира.

В связи с этим разработка программ формирования культу­ры мира учитывает специфику разных возрастных групп, начи­ная с дошкольного возраста, так как основы воспитания закла­дываются в раннем детстве. Отсутствие таких программ и мето­дик для воспитания в духе мира с раннего возраста отрицательно сказывается на процессе формировании мировоззрения и пове­дения детей и в дальнейшем ведет к восприятию мира через призму воинствующих отношений, так как общество на данной ступени развития отличается агрессивностью. Руководящая роль в воспитании должна принадлежать высшим учебным заведени­ям, особенно занимающимся подготовкой преподавателей, пси­хологов и социально-культурных работников.

Нами на протяжении трех лет проводилось эксперименталь­ное научное исследование, посвященное изучению социально-педагогических проблем образования и воспитания молодежи в духе культуры мира. Разработанная и апробированная на прак­тике программа учебного курса «Культура мира» позволила оз­накомить студентов со следующими проблемами:

• историческим развитием проблемы мира и опыта между­народного сотрудничества в этом направлении;

• процессом развития концепций культуры мира за рубе­жом и в России;

• рассмотреть основные этапы распространения движения «На пути к культуре мира»;

• ознакомить с социально-педагогическими проблемами образования и воспитания молодежи в духе культуры мира;

• рассмотреть методы популяризации и распространения идеи культуры мира и ненасилия.


Помимо этого, в ТГУ был создан клуб ЮНЕСКО «Юнона», который явился центром духовной жизни студентов и аспиран­тов, вовлекающим молодежь в мир культуры и миротворчества.

Членами клуба были разработаны и внедрены культурно-досуговые программы для учреждений социально-культурной сферы, которые позволили познакомить работников различных социальных институтов с основными проблемами, возникающи­ми на пути движения к культуре мира.

Основными направлениями работы клуба являются:

• Расширение содержания образовательных программ и учебных курсов.

• Взаимодействие и переписка с университетами - клубами ЮНЕСКО в России и за рубежом.

• Изучение различных культур народов мира.

• Проведение семинаров и научно-практических конференций.

• Участие в изучении, охране и использовании культурно-исторического наследия родного края.

• Организация праздников, концертов, фестивалей.

• Сбор фольклорного материала, предметов старины.

• Организация выставок, конкурсов художественного и де­коративно-прикладного искусства.

• Взаимодействие с различными центрами детского и юношеского творчества.

• Организация семинаров, лекций, конференций для педа­гогов дополнительного образования и организаторов социально-культурной деятельности.

• Участие в проведении летнего оздоровительного отдыха детей.

Таким образом, четкое выявление социально-педагогического аспекта образования и воспитания молодежи в духе культуры мира как в образовательных учреждениях, так и социально-культурных институтах, а также комплексная разработка и внедрение программ учебных курсов, позволяют добиться понимания возможности раз­вития человечества в соответствии с концепцией культуры мира, как альтернативы существующему направлению развития, что в свою очередь является определяющим фактором выхода человече­ства из сложившегося всестороннего кризиса.


В последние время стала возрождаться военно-спортивная игра «Зарница», которая успешно проходит во многих городах и рай­онах Тамбовской области. Интересен опыт создания в 1991 году школы «демократической культуры», которая первоначально оформилась как движение юных парламентариев, а затем пере­росла в Ассоциацию. Это 24 организации, которые действуют в 41 регионе - Московской области, Кемерово. Оренбурге, Перми, Липецке, Челябинске, Краснодаре, Рязани, Екатеринбурге и ряде других городов России. Движение считает своей целью форми­рование гражданственности у подрастающего поколения, а ко­нечным результатом должно стать самоопределение членов ас­социации посредством эффективной демократии. Данная Ассо­циация объединяет старшеклассников государственных и част­ных школ, лицеев, гимназий, клубов. Здесь стремятся к углуб­ленному изучению политологии, экономики, права; в ее рядах педагоги вышеуказанных учебных заведений, студенты-выпуск­ники Ассоциации, а также ученые, в первую очередь - специали­сты в области педагогики, истории, права, политологии.

В последнее время заметно проявилась тенденция к интегра­ции, различных клубов и групп в решении каких-то общих задач. И здесь заметную роль играют экологические, историко-патриотические и национально-культурные объединения. Граж­данское и патриотическое воспитание молодежи всегда было первоочередным делом организаций, занимающихся работой с детьми и молодежью.

Не исключением являются и ныне действующие по всей России Комитеты по делам молодежи, которые проводят боль­шую работу в этом направлении. Для того, чтобы полнее пока­зать все многообразие досуговых ориентации подрастающего поколения по общественно-политическому воспитанию, приве­дем в качестве иллюстрации лишь некоторые фрагменты из ин­формации Комитета по делам молодежи администрации Тамбов­ской области об этой деятельности в 1997 году. Данные материа­лы свидетельствуют о том, что работа по общественно-поли­тическому и патриотическому воспитанию молодежи велась по нескольким направлениям. Это, в первую очередь, работа обла­стного поискового благотворительного центра «Искатель»,


сформированного из студентов и школьников города Тамбова, которые неоднократно выезжали в Брянскую, Калужскую и Смоленскую области с целью поиска захоронений останков со­ветских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, продолжалась работа военно-патриотического клуба десантного профиля «Рейд», в котором занимается свыше 50 кур­сантов военных училищ. Также был создан военно-патриотиче­ский клуб пограничного профиля. В-третьих, Комитет по делам молодежи совместно с поисковым центром «Искатель» организо­вали и провели IX Международный молодежный лагерь по уходу за военными могилами, в работе которого приняли участие более 40 молодых людей из Германии, Англии, России.

2. Производственно-технические (клубы технического творчества - радио, моделирование, автомототехника, кар­тинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; ком­пьютерная техника; клубы профессиональной направленно­сти и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще мало­доступным направлением является техническое творчество. Уча­стие подростков и молодежи в техническом творчестве способ­ствует не только формированию у них разносторонней техниче­ской культуры, навыков конструктивного мышления и деятель­ности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.

Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреж­дений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зави­сит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров (руководители, преподаватели, обще­ственники). Сегодня мы уже не всегда можем говорить о развитии технического творчества детей и подростков, которое совсем не­давно являлось частью общеобразовательного педагогического процесса многих учреждений культуры и досуга. Тем, не менее, в Академии детства города Тамбова 40 лет работает клуб радиолю­бителей. В 1961 году их было создано сразу четыре по области. В настоящее время существует коллективная радиостанция Акаде­мии детства, которая является одной из лучших в России и веду­щей в Тамбовской области. Действует и детская радиостанция коллективного пользования, которая своей задачей ставит профес-


сиональное ориентирование школьников и учащихся по приобре­тению необходимых навыков радистов. Здесь осуществляется практическая работа по проведению радиосвязи, подготовке и участию в соревнованиях по радиоспорту. Участники детской ра­диостанции изучают основы радиотехники, электроники, приоб­ретают практические навыки радиоконструирования, работы с электроизмерительными приборами. Они изучают телеграфную азбуку и иностранные языки для ведения радиолюбительской свя­зи, приобретают навыки операторской работы в эфире. В сущест­вующем отделе технического творчества и спорта действуют дет­ские объединения - телерадиомеханика, школа юных летчиков, обучение на компьютере, делопроизводство и программирование.

Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры, Академиях детства. .Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь иг­ровыми программами, созданием новых образов - озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Хорошо поставлена работа по развитию научно-технического творчества в высших учебных заведениях и лицеях. Так, например, под руководством аспиран­тов и студентов технического университета (ТГТУ) в инноваци­ях студенческого конструкторского бюро принимают участие и школьники. При ТГТУ существует совет ВОИР (Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов). Члены совета -организаторы городских, областных и зональных выставок-ярма­рок изобретений и конкурсов инноваций учащихся, студентов и молодых ученых. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчест­ва. К таким причинам можно отнести:

1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необхо­димыми материалами и инструментами;

2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;

3) малооплачиваемая должность руководителя.


3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собако­водов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотни­ков, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, му­зеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с уча­стниками краеведческих и экологических экспедиций, стать оче­видцами различных событий, самостоятельно проводить краевед­ческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экс­педициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.

Серьезная озабоченность по поводу экологических проблем находится в центре внимания многих зарубежных и российских ученых. Последние 80 лет объявлены решением ЮНЕСКО годами экологического образования и воспитания. В целях формирования экологической культуры подрастающего поколения предприни­маются различные меры учреждениями образования, социально-культурными институтами. Среди них наиболее важными являются:

• создание системы непрерывного экологического образо­вания и воспитания;

• пересмотр учебных курсов по экологии и введение разде­лов «экологическая культура» и «экологическая этика»;

• подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам эколого-валеологического образования.

Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объеди­нения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России. Остановимся на работе экологических клубов для детей молодежи, которые работают по программе «Экология и дети». В ее основе лежит разработка системы деятельности детских и молодежных экологических объединений в регионе, способных


выбирать посильные экологические проблемы и решать их. На­зовем основные направления деятельности, которые пытаются решать участники этих клубов:

• общение с природой. На этом пути юным экологам и их руководителям предстоит вернуться к тому изначальному пони­манию, что воробьи и одуванчики столь же интересны, как и люди;

• наблюдение за происходящим в природе;

• слежение за состоянием окружающей среды - экологиче­ский мониторинг;

• экологические игры, которые позволяют сделать более доступными для детей и молодежи экологические связи, законы, проблемы;

• деловые игры. Назначение этих игр - моделирование ре­альных ситуаций во взаимоотношениях людей при разрешении экологических конфликтов;

• сбор и анализ экологической информации;

• экологические акции, которые могут включать операции «Ель», «Первоцвет», «Чистая вода» и многое другое.

При этом следует отметить, что основными задачами таких клубов является необходимость пробудить в молодом поколении стремление к изучению законов экологии. А для этого следует со­блюдать правовые и этические нормы отношения к природе; углуб­лять знания об окружающей среде родного края; способствовать формированию экологической чистой зоны по месту жительства.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направ­ленности относят: клубы закаливания, любителей бега, ту­ризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спор­тивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Сфера свободного времени представляет огромные возмож­ности выбора человеком направлений деятельности. Все они осуществляются по-разному - на отдыхе или в результате труда, которые объединяет понятие «досуг».

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозраст­ных групп населения, а особое внимание уделялось организацион­ной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день -





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3192; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединений.
  2. Административно-правовой статус общественных объединений.
  3. Административно-правовой статус религиозных объединений.
  4. Виды общественных объединений.
  5. Вопрос 36. Административно-правовой статус общественных объединений.
  6. Вопрос 8. Понятие организации. Ее признаки и законы. Виды организационных структур и объединений.
  7. Вопрос: Понятие и виды общественных объединений, правовое регулирование их деятельности.
  8. Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов 1 страница
  9. Жизненно важные интересы личности, общества, государства. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. Пути достижения баланса интересов 2 страница
  10. И уж в совсем уникальных случаях матери учат сыновей жить прежде всего собственными интересами, даже в отношениях с женщинами.
  11. Какими-то интересами, чтобы так запросто отдать то, что намечено и

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.