Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЮЛ. Социальная работа: ее сущность, функции и особенности развития




Многоплановость и противоречивость современных социо­культурных процессов усилили потребность в реформировании социальной сферы, создании эффективной системы социальной защиты населения. Начиная от идей Платона и Аристотеля, про­блема социальной справедливости рассматривалась как создание равных реальных жизненных возможностей для проявления и осуществления интеллектуальных творческих сил, что является важнейшим критерием цивилизованного общества.

Социальная политика, социальная помощь и защита, соци­альная работа - категории, которые за последние годы стали ак­туальнейшими для российского общества. Социальная работа занимает особое место среди современных типов профессио­нальной деятельности. Ее особенностью является то, что она возникла из непосредственно практической деятельности по обеспечению жизнедеятельности людей, оказанию им помощи, защите их прав и интересов. Содержание социальной работы от­ражается в многочисленных определениях, разработанных уче­ными разных стран. Американские ученые М. Саппс и К. Уэллс считают, что «социальная работа - это профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функ­ции, снимать состояние дискомфорта и стресса». Международ­ной федерацией социальных работников принято такое опреде­ление: «Социальная работа - это вид профессиональной дея­тельности, цель которой состоит в проведении социальных пре­образований в обществе» [5, с. 94]. Предметная сущность соци­альной работы воплощена в сложнейшем феномене «социаль­ная», который выражает многообразные способы и формы суще­ствования и взаимодействия в обществе как системе целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив,


общность, группа, классы и т.д.). Социальная деятельность слу­жит целям самоорганизации, самопознания, самоутверждения той или иной общности, создания для нее наиболее благоприят­ных условий жизни, защиты прав и интересов, регулирования отношений с другими общностями, группами, лицами.

Главная функция социальной сферы - воспроизводство и развитие общества и личности как творцов собственной жизне­деятельности. Проблемами социальной работы являются бед­ность, бездомность, безработица, социальная изоляция и одино­чество, сиротство; остро стоят проблемы беженцев, насилия над личностью, неравенства, алкоголизма, наркомании, преступно­сти, организации досуга подростков, защиты интересов семьи и детства, инвалидов и престарелых людей. Современное понима­ние миссии социальной работы таково: государство в цивилизо­ванном обществе осуществляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защиты населения, провод­никами которой являются социальные работники. На данном этапе развития общества существует две составляющие соци­альной работы: социальная защита и социальные услуги.

Современный социальный работник - это специалист в об­ласти социальной технологии, глубоко разбирающийся в право­вых, нравственных и психологических особенностях жизнедея­тельности человека, способный прийти на помощь. Он должен:

• знать исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной защиты населения;

• иметь навыки социальной диагностики условий жизне­деятельности различных групп населения;

• обладать организаторскими способностями, высокой общей культурой, иметь педагогическую наклонность;

• иметь высокую юридическую подготовленность;

• быть компетентным в медико-психологических вопросах (чувство сострадания, любви к человеку и др.);

• обладать высокой коммуникативной культурой;

• неукоснительно выполнять профессиональный этиче­ский кодекс, активно проводить в жизнь социальную политику государства по гармонизации личности и общества.

3?4


В нашей стране должность социальных работников офици­ально учреждена только в 1991 году по инициативе Комитета по делам семьи и демографической политики при Совете Минист­ров Российской Федерации. В экспериментальном порядке к подготовке социальных работников в России подключилось 32 учебных заведения. Для координации научной и учебной дея­тельности в Москве был создан Российский государственный социальный институт. Сегодня растет понимание того, что соци­альная работа должна быть научно обоснованной. Повышается престиж научных исследований в профессии, проводятся специ­альные межвузовские и международные конференции, обсуж­дающие эффективность использования результатов научных ис­следований.

Приказом Госкомобразования СССР от 1 августа 1991 г. №376 25 сентября был утвержден учебный план специальности 0312 — «социальная работа».

Успех в социальной работе, как показывает опыт, в решаю­щей степени зависит от социальной ориентированности кад­ров, которая предполагает:

• широкий социально-политический кругозор;

• навыки социального анализа ситуации и умение на его основе осуществлять обоснованный выбор наиболее эффектив­ных средств реализации социальной политики, форм и методов социальной работы с различными категориями населения;

• умение прогнозировать и предвидеть варианты развития социальных процессов и учитывать их в практической деятель­ности;

• коммуникабельность и навыки работы с людьми, способ­ность воздействия на интеллектуальный, психологический и фи­зический потенциал человека.

Социальная ориентированность является профессиональным качеством социального работника, которое вырабатывается в процессе практической деятельности путем уточнения и разви­тия теоретических положений на практике, в конкретных жиз­ненных обстоятельствах.

Для социального работника важным является наличие уме­ний и навыков по использованию различных методов работы с


индивидами, группами, разрешение проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Эффективным являет­ся комплексное практическое использование методов и теорий психологии.

Ослабление личностной, индивидуальной субъективности ставит человека в определенного рода зависимость и мешает его способности самозащиты, самосовершенствования. Возникает ряд проблем, связанных с возможностью реализовать свою субъ­ективность. Поэтому одна из главных целей и психологии, и со­циальной работы - создание условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, оказание помощи человеку, желающему измениться, решить проблемы, тормозящие его раз­витие. Именно эти вопросы, связанные с практическими аспек­тами психологии и социальной работы, становятся в данном слу­чае в центр внимания.

Основываясь на психологических данных, в социальной ра­боте может быть выбран путь снятия напряженности, предвари­тельное устранение объективной несправедливости в отношении притесняемых групп или придание неизбежно возникающим статусным различиям законного правового характера.

Психологическое обеспечение социальной работы важно и в том, что, несмотря на уменьшение общественного участия в соци­альной помощи, наблюдаемое в настоящее время в нашей стране, начинают возрождаться лучшие традиции благотворительности, меценатства, волонтерства и других форм участия в судьбе нуж­дающихся людей, которыми была богата Россия в прошлом.

Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:

• психодиагностика;

• психологическое консультирование;

• использование техник, методов и приемов психологиче­ского взаимодействия с клиентом.

Психология представляет большие возможности использо­вания в социальной работе различных способов воздействия на личность. Существует ряд психологических моделей, предла­гающих не только методологические и теоретические положе­ния, но и различные технологии.


Выбор в социальной работе психологических оснований и техники в значительной степени зависит от психологической компетентности, опыта специалиста и знания им психологии. Перед практикой социальной работы сегодня стоит серьезная за­дача использования различных технических приемов, техноло­гий воздействия на клиентов, нуждающихся в помощи. Это одно из направлений интеграции психологии и социальной работы.

Государство в своей деятельности прибегает к юридическо­му регулированию, имея в своем арсенале методы принуждения и наказания за нарушение уставных норм. Социальный работник не может использовать насильственные методы. Опыт подготов­ки профессионалов социальной сферы в нашей стране показывает, что пока трудно проследить сильную устойчивую мотивацию, влияющую на выбор именно этой специальности. Профессию социального работника, по мнению иностранных специалистов, выбирают люди, ориентированные своим воспитанием, личност­ными предпосылками, предшествующим жизненным опытом на оказание бескорыстной помощи и поддержки окружающим. Эта работа трудна и опасна, т.к., помимо социальной защиты, соци­ального обеспечения населения, приходится общаться с право­нарушителями, преступниками, социально ущербными элемен­тами. Семейные традиции, кризис в отношении с детьми или ро­дителями, бегство подростков из дома, «влияние улицы», дет­ские социальные болезни, порожденные нашим «бизнес-веком», случаются в наши дни как в семьях бедняков-иммигрантов, так и в семьях обеспеченной элиты. Роль социального работника -психолога и педагога в решении проблем общества, особенно среди молод ежи, трудно переоценить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.