КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы и методы социальной работы
Вопросы для самопроверки 1. Сформулировать сущность социальной работы. 2. Что является объектом социальной работы? 3. Каковы основные функции социального работника? 4. Дать понятие социальной ориентированности кадров. Список рекомендуемой литер атуры 1. Актуальные проблемы социальной политики в условиях перестройки. М., 1989. 2. Барулин B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М., 1987. 3. Григорьев СИ. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991. 4. Зайнышев И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М, 1994. 5. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. М., 1996. 6. Куличенко P.M. Социальная работа и подготовка социальных работников в России: Учеб. пособие. Тамбов, 1997. Одно из центральных мест в содержании социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект, которые обеспечивают ее научность. Принципы социальной работы - это основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. В учебно-методическом плане целесообразно объединить все принципы социальной работы в три группы (социально-политические, организационные, психолого-педагогические). К первой группе могут быть отнесены: гуманизм и демократизм социальной работы; взаимодействие содержания и форм социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности, социальной группы; законность и справедливость и др. Принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного и всестороннего проявления способностей личности. Демократизм социальной работы требует умения устанавливать психологический контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважения и внимания к личности. Наряду с гуманизмом и демократизмом одним из важнейших принципов социальной работы является ее тесная связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей (единство теории и практики). Принцип законности предполагает строгое исполне- ние законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Успешное воплощение мер, направленных на социальную защиту населения, во многом определяется соблюдением в социальной работе организационных принципов. Социально-технологическая компетентность - один из важнейших принципов, сущность которого состоит в глубокой осведомленности социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умении грамотно реализовать свои знания на практике. К этому же разряду принципов относится и стимулирование - побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала. Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения, смысл которых заключается в обеспечении реализации гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Большое место в теории и практике социальной работы отводится психолого-педагогическим принципам, которые по существу выражают основные требования к формам и методам социальной работы. Среди психолого-педагогических принципов особо следует выделить дифференцированный подход к людям, который предполагает установку на максимальный и конкретный учет специфики интересов, актуальных потребностей, традиций, вкусов и привычек личности в социальной работе. Важное значение в этой группе имеют принципы целенаправленности и комплексного подхода к решению социальных проблем. В социальной работе на современном этапе сложилась система методов, классификации которых зависят от признаков, положенных в их основание (степень общности, сфера применения, содержание и характер деятельности и др.). Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы и приемы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Данные методы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; морального поощрения, санкций и др. Отличительной чертой организационно-распорядительных методов является их прямой характер воздействия. К этой группе методов можно отнести регламентирование, нормирование и инструктирование. Регламентирование - довольно жесткий способ организационной методики, заключающийся в разработке и введении в действие различных положений, обязательных для исполнения (приказы, инструктирование, штаты и др.). Нормирование и инструктирование являются менее жесткими способами организационного воздействия. Сущность нормирования - в определении и установлении нормативов в деятельности человека. Инструктирование в социальной работе обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод. К организационно-распорядительным методам социальной работы также относятся подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль и проверка исполнения. В практике социальной работы широкое распространение получили психолого-педагогические методы. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий. Убеждение, как главный метод развития духовного мира личности, реализуется в практике социальной работы в различных, формах (разъяснение, совет, рекомендация, положительный пример или опыт и др.). В данном случае от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на окружающую его микросреду. Для этого используются социально-психологические методы воздействия (социологические исследования, наблюдение, внушение, информирование, гуманизация условий труда и быта, расширение возможностей индивида для проявления творческих возможностей и др.). Социальная работа требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от ее целей и задач. Существенное различие между методами и принципами социальной работы состоит в том, что принципы постоянны и носят обязательный характер, а методы - более подвижны и зависят от изменения социальных условий. Современная система методов также многообразна, как и сама система знаний об окружающем мире. Без умения использовать выявленные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, невозможно успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |