Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика животных




Возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялась та деятельность животных, которая биологически была полезна. Таким образом, психика обеспечивала более эффективное приспособление к среде.

Установлены (русским естествоиспытателем А.П. Северцевым) принципиально два различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды: 1-й – путём изменения строения и функциональных органов, 2-й способ – путём изменения поведения без изменения организации.

Первый способ был общим у растений и животных, второй – имел место только у животных и был связан с развитием психики. Внутри второго способа приспособления было выделено, в свою очередь, два различных направления.

Одно из них состояло в медленных изменениях наследуемых форм поведения – инстинктов. Эволюция инстинктов происходила под влиянием медленно протекающих изменении условии внешней среды. Её темпы совпадали с темпами изменения структурной организации животных.

Другое направление состояло в развитии способности к приобретению индивидуального опыта, т.е. разумных действий». Под термином «разумные действия» понимается быстрое изменение поведения, или «изобретение» новых способов поведения в ответ на быстрое изменение среды, перед лицом которых инстинкт оказывается беспомощным.

Приобретенный индивидуальный опыт у животных не фиксировался настолько, чтобы передаваться по наследству. По наследству передавалась лишь способность к приобретению опыта.

Психика появилась тогда, когда появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

В Филогенезе (развитии) психики выделены три основные иерархические тенденции: 1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности); 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения.

В эволюции психики выделяют 3 стадии:

1-стадия элементарной, сенсорной психики,

2-стадия перцептивной психики,

3-стадия интеллекта.

Рассмотрим все три стадии.

1. На стадии сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий.

Например, уход простейших из зон повышенной температуры воды в более прохладную. У простейших обнаружены элементарные формы индивидуального научения. Оно проявляется в эффектах привыкания. Так, простейшие, заключенные в квадратный (или треугольный) сосуд и привыкшие плавать вдоль его стенок, сохраняют некоторое время квадратную (или соответственно треугольную) форму траектории и будучи перемещенными в круглый сосуд.

Другой опыт. Освещение части сосуда с водой, в которой находились туфельки, сочеталось с высокой температурой или электрическим током. В результате простейшие животные, ранее безразличные к освещению, стали предпочитать затемненную часть сосуда, даже тогда, когда освещение не подкреплялось отрицательными воздействиями. Таким образом, поведение простейших иллюстрирует ряд рассмотренных выше положений: простейшие реагируют на абиотическое воздействие внешней среды и на отдельные её свойства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.