Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение и функции нервной системы человека




Эволюция психической деятельности человека

Главные особенности психики животных, которые отличают ее от психики человека.

1. Вся активность животных определяется биологическими мотивами.

2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий.

3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида.

4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколениям в материальной форме, т.е. в форме предметов материальной культуры.

Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности, неизвестной и недоступной животным. Как в своем индивидуальном развитии, так и в общественной жизни, человек вышел из-под власти биологических законов и с определенного момента антропогенеза стал подчиняться законам социальным. В процессе роста человека его психика постепенно развивается от образного познания в детском возрасте к познанию отвлеченному, включающему построение обобщений и абстракций, характерного для более зрелого возраста. При этом переход на этап обобщений не снимает образного чувственного познания. Наоборот, чувственное познание служит основой для построения обобщений. Формированию психики у человека предшествовал длительный период, при этом определяющим фактором в развитии психики явился труд. Человек стал обладать таким уровнем психики, который позволил ему не только познавать мир, но и преобразовывать его.

Развитие психики человека связано с формированием высокоорганизованной структуры мозга человека.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всем органам расходятся нервные волокна – периферическая нервная система.

Основная функция нервной системы интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма. Структурной единицей нервной системы является нервная клетка – нейрон. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный. Все отделы мозга имеют свои функции.

Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса – центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).

У человека особенно развита кора больших полушарий – орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а площадь её в среднем равна 0,25 м2.

Кора состоит из шести слоев. Клетки мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов. Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц – полей, а по расположению его частей – на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную.

Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его области функционально специализированы. Так, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная – речевые, височная – слуховые. Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга связана с регуляцией движения органов труда (рук) и органов речи.

Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые проявляются в виде эмоций.

С функций коры больших полушарий также связано формированием эмоций. Функция височной зоны определяет память, теменной области – ориентировку в пространстве, лобной доли – прогнозирование, ассоциативное мышление и интеллект.

Как известно, у человека имеются две височные доли полушарий. Они принимают участие в сохранении памяти на прошлые события.

Гиппокамп – это парное образование, часть коры большого мозга, располагается на внутренней стенке боковых желудочков. Гиппокамп участвует в организации ориентировочного рефлекса и внимания, регулирует вегетативные реакции, мотивацию, эмоции, управление произвольными движениями, механизмами обучения и памяти.

Полагают, что гиппокамп участвует в регистрации новой информации, при этом вновь поступающая информация сравнивается с уже имеющейся, на основании чего происходит выявление сигналов, подлежащих записи.

Мозжечок – это часть заднего мозга, которая заполняет большую часть задней черепной ямки. К коре мозжечка подходят тактильные, акустические, зрительные и другие проводящие пути. Функции мозжечка связаны с рефлекторной координацией сокращений мышц туловища и конечностей, обеспечивающих поддержание равновесия тела в пространстве.

Миндалевидное тело (или миндалина мозжечкам) – это структура, входящая в нижнюю долю мозжечка.

Височная область и гиппокамп участвуют в формировании и временном сохранении следов памяти, но не служат местом постоянного хранения информации.

Больные с тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа не могут обучаться, не могут хранить в памяти то, что узнали, не способны вспомнить лицо человека, которого только что видели. Память о событиях, происходивших до болезни или травмы, полностью сохраняется.

В опытах на обезьянах было показано, что только одновременное удаление гиппокампа и миндалевидного тела уничтожает результаты недавнего обучения. Если удалялось только миндалевидное тело или только гиппокамп, то обучение новым формам поведения было возможным, хотя непосредственно предшествовавшее обучение практически забыто.

Таламус – образование, которое объединяет около 150 ядер. Физиологически их принято делить на специфические, ассоциативные и неспецифические.

Через специфические ядра таламуса в проекционные зоны коры поступает вся информация (за исключением обонятельной) о внутренней среде организма и окружающей его среде.

Функция ассоциативных ядер окончательно не выяснена. Неспецифические ядра являются промежуточным звеном между восходящими системами головного мозга, корой и другими структурами.

Неспецифические ядра таламуса полисенсорны (т.е. воспринимают большое количество разной информации), они обеспечивают коре больших полушарий тормозное влияние.

Роль этих структур мозга была выявлена в экспериментах на животных и при различных травматических повреждениях у человека.

Более существенна для организации памяти роль коры головного мозга. Медиальная (внутренняя) часть височной коры связана с запоминанием текущих событий и наравне с гиппокампом обеспечивает сохранение у человека следов недавних событий (рис. 6.3.3.).

Люди с поврежденной височной долей (медиальная часть коры и гиппокамп) живут только в настоящем времени, у них нет недавнего прошлого. Существует в памяти только та часть жизни, которая произошла до травмы. Все, что произошло в момент или после травмы, человек не помнит.

О роли различных областей коры мозга в процессах памяти косвенно свидетельствует то, что у животных, выращенных в условиях воздействия множества раздражителей и обучения, слои коры головного мозга толще, структура нервных клеток (нейронов) сложнее.

Найти определенное место в коре больших полушарий, где хранится информация, пока не удалось. Полагают, что память хранится в лобной части коры головного мозга и ядрах таламуса.

У человека с повреждением заднемедиального ядра в результате травмы память на события, предшествовавшие травме, полностью сохраняется, но возможность усвоения нового словесного материала практически исчезает. При одновременном поражении внутренних ядер таламуса и нейронов лобной части коры и мозжечка у человека исчезает способность решать задачи, возможность переучиваться.

В сохранении результатов обучения двигательным условным рефлексам большое значение имеет мозжечок. Удаление зоны мозжечка, приводит к полному исчезновению условного рефлекса. Разрушение определенной области мозжечка ликвидирует не только следы обучения, но и блокирует образование новых условных рефлексов. Разрушение глубинных мозжечковых ядер гибельно для следов памяти об обучении движениям.

Изменение памяти, особенно ее эмоциональных аспектов, связаны с миндалевидным телом. Нормальное функционирование височной доли коры является условиям сохранения памяти, как на недавние, так и отдаленные события. Все, что содержится в памяти более одной минуты, переводится в систему долговременной памяти. Переход от кратковременной к долговременной памяти – это преобразование процесса получения информации в процесс ее сохранения. Одна из систем мозга, обеспечивающих подобное преобразование – гиппокамп.

Длительному хранению информации способствует внимание (сознательный компонент психики), которое контролируется ретикулярной формацией мозга. Часть информации запоминается непроизвольно (подсознательный компонент). Запоминание осуществляется с участием медиальной височной доли и гиппокампа.

Накопление и хранение информации в памяти обеспечивается за счет электрических и химических процессов. В процессе запоминания усиливается синтез рибонуклеиновых кислот (РНК) и белков, в т.ч. эндогенных пептидов (морфиноподобных веществ).

 

Варианты психической деятельности человека

Психическое состояние человека – это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1) мотивационные (желание, стремление, интересы, влечения и страсти);

2) эмоциональные (настроение, эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явление действительности, конфликтные эмоциональные состояния – стресс, аффект);

3) волевые состояния – инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость;

4) состояния разных уровней организованности сознания. Они проявляются в различных уровнях внимательности.

Стресс – продолжительное состояние тревоги, связанное с ожиданием событий, при котором организм вынужден затрачивать дополнительную энергию для поддержания своей «дееспособности».

Стресс нередко приводит к различным физиологическим нарушениям, таким как головные боли, нарушение сна и способствуют обострению хронических заболеваний.

Аффект – это кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внешних или внутренних факторов и сопровождающаяся изменениями со стороны деятельности вегетативной нервной системы и внутренних органов.

Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающуюся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; сопровождается частичной потерей памяти на прошедшие события.

Эмоции – это реакции организма на раздражители, исходящие из внутренней и внешней среды, направленные на усиление или ослабление состояний, вызванных этими раздражителями. Взаимодействуя между собой эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (тревожность, депрессию, любовь, враждебность). Эмоции имеют четкие выражения в мимике. Изучение эмоций осуществлялось при электрической стимуляции и хирургическом удалении участков мозга у животных. Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, снижению сексуальной активности. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно-оборонительным поведением.

Память – одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно вводить эту информацию в область сознания и поведения. Обучение и память – это две стороны одного процесса. Пространственная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего, это височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело мозжечка, а также связанные с ними структуры мозжечка, коры больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра.

Память человека и животных включает четыре характеристики – запоминание информации, её сохранение, извлечение и воспроизведение. Благодаря свойствам памяти человек использует свои индивидуальный опыт в своей будущей деятельности. У человека существует три различных типа памяти: непосредственный отпечаток сенсорной информации, кратковременная и долговременная память. В зависимости от рецепторов, воспринимающих раздражения, выделяют зрительную память, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.