Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение




Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их совместной деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, возникшей в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости, душевного облегчения у партнеров по общению. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Чаще всего общение рассматривается на следующих трех уровнях: общефилософском, социальном и психологическом.

Общефилософский смысл общения состоит в том, что общение выступает как форма жизнедеятельности организмов, наделенных психическим отражением.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта в историческом плане.

Психологический смысл общения состоит в том, что его результат заключается в следующем: субъективный мир одного человека раскрывается для другого; человек самоопределяется и самопредъявляется, выражая индивидуальные особенности; происходит значимое изменение в состоянии. Поведении, личностно-смысловых образованиях партнера по общению (намерения, установки, мнения, решения, представления, потребности, действия, активность и т.д.)

В общении различают три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Целями коммуникативного общения является намерение его участников обменяться информацией, повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идейную представленность в другом. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы, прежде всего речь, а также жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса, неречевые вкрапления в речь, например паузы, система организации пространства и времени коммуникации, наконец, система «контакта глазами».

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперацию и конкуренцию.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» физических характеристик человека, его психологических свойств и особенностей поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление данного человека известному, похожему на него) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъект познания другие люди), эмпатия (сочувствие, сопереживание).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть материальным (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен психическими или физиологическими состояниями ), мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями), деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести партнера в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или, напротив, испортить его, возбудить или успокоить собеседника, а, в конечном счете – оказать определенное воздействие на его самочувствие.

По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Среди видов общения можно выделить также деловое и интимно-личное общение. Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность. Интимно-личное общение имеет целью обмен сугубо личной информацией между близкими, знакомыми или родственными людьми.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета или продукта, а итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга.

Для осуществления общения необходимо иметь определенные способности и умения. Развитие способностей и навыков общения особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с процессом общения.

В процессе общения сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) каждый человек приобретает жизненный опыт. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.

Специфику межличностного общения характеризуют коммуникативные барьеры. Это психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватного восприятия информации.

Так, логический барье р возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. Неправильная организация сообщения порождает стилистический барьер между общающимися. К семантическому барьеру приводят: ограниченная лексика партнеров, социальные, культурные, психологические, национальные и другие различия. Фонетический барьер создается особенностями речи говорящего.

С точки зрения влияния характеристик объекта общения на межличностное восприятие выявлены различные «эффекты», которые возникают при восприятии людьми друг друга. Наиболее исследованы эффект ореола («галоэффект»), эффекты новизны и первичности, эффект стереотипизации, эффект самопроекции.

Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке и состоит в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого. Восприятие негативных качеств, наоборот, способствует преобладанию негативных оценок. Данный эффект наиболее ярко выражается при недостаточном знании общающимися друг друга или при характеристике моральных качеств человека. Эффект ореола мешает видеть действительные черты личности (так называемые «розовые очки»).

Впечатление о незнакомом человеке точно соответствует порядку предъявления информации о нем. Такой эффект получил название эффект первичности.

В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е., новая информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эффекты можно рассматривать как проявление особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком при общении, а именно явления стереотипизации.

Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга посредством общения имеет два следствия: упрощенное познание другого человека и возникновение предубеждения (если суждение строится на основе прошлого ограниченного или негативного опыта).

Эффект самопроекции состоит в том, что при оценке и познании другого человека люди часто проецируют не него свои качества и особенности и с этих позиций объясняют его поведение. Считается, что самопроекция присуща в наибольшей степени людям с низкой культурой и бедным внутренним миром. Оноре де Бальзак писал: «Нам свойственно прощать людям слабости, которыми обладаем сами, и сурово осуждать их за то, что у них нет наших достоинств». Корни самопроекции лежат в нашем представлении о самих себе, точнее, в концентрации на собственной Я-концепции. Человек не видит и не слышит другого в данном восприятии: его потребностно-мотивационная и смысловая сферы замкнуты только на самом себе.

В процессе межличностного общения люди не просто воспринимают друг друга, а формируют определенные отношения друг к другу. Данная область науки называется межличностная аттракция – процесс и результат формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего.

Психологическими способами воздействия называют: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Заражение – это распространение любой деятельности или настроения в группе; его можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Ярким примером этого способа воздействия является поведение спортивных болельщиков. Человек при этом, не испытывая давления со стороны, бессознательно усваивает образцы поведения окружающих – возникает «реакция заражения». Она проявляется и усиливается в больших открытых аудиториях. Наиболее эффектно такое поведение в неорганизованной общности, в толпе.

Внушение – это целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении процесс передачи информации основан на ее некритическом восприятии.

Убеждение – это целенаправленный логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенный набор ценностей, верований или отношений. Убеждение – это преимущественно интеллектуальное воздействие (внушение – преимущественно эмоционально-волевое воздействие).

Подражание – это воспроизведение индивидом образцов демонстративного поведения. Подражание имеет ряд общих черт с явлениями заражения и внушения. Однако оно обладает своей спецификой.

Французский ученый Г. Тард утверждал, что подражание является фундаментальным принципом возникновения групповых норм поведения и установления общественных ценностей.

Необходимо иметь в виду, что подражание ребенка взрослому развивается совсем по другим законам, нежели подражание одной социальной группы другой. Есть три стадии подражания: слепое подражание (раннее детство); копирование образцов поведения (подростки); мотивированное подражание. В последующем подражание детей сходно с подражанием у взрослых.

В каждом случае осуществление психического воздействия наталкивается на ту или иную степень критичности по отношению к оказываемым на нее воздействиям. Кроме того, существует и обратное влияние – личности на источник воздействия. Психологи выделяют два плана подражания: подражание конкретному человеку и подражание нормам поведения, выработанным группой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.