КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Малые группы
Понятие малой социальной группы является ключевым в психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности, может обозначаться как малая группа: семья, школьный класс, студенческая группа, компания друзей, производственный коллектив. Понимание малой группы связано с понятиями общности и совокупности. Малая группа – это такая группа, участники которой лично знают друг друга. Все сколько-нибудь существенные группы в жизни человека – малые группы. Существуют различные типологии групп. По общественному статусу малые группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства. Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, общественную активность и психологическое состояние человека. Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она выступает в качестве референтной, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, определяющим нормы. Основными признаками малой группы являются: интегральные психологические характеристики (общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и интересы), которые формируются с возникновением и развитием группы. Конкретный человек не обладает интегральной характеристикой группы – она является психологическим полем, возникающим при взаимодействии отдельных индивидов: иногда мнение отдельных людей может расходиться с общественным мнением. Общественный контроль, который существует в каждой группе, влияет на формирование и развитие интегральных психологических характеристик группы. Уровни развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее психологическую и общественную ценность. Существенным признаком малой группы является существование ее основных параметров как единого целого. Одним из основных признаков малой группы выступает способность индивидов к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя. Способность действовать независимо от группы и влиять на ее решения характеризует социальную силу личности. Причина образования малой группы чаще всего внешне задана функционированием общества. Этот процесс включает несколько стадий. На первой стадии происходит знакомство членов группы, затем формирование первоначальных представлений людей друг о друге. На этом же этапе происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности. Вторая стадия характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений, групповых норм. В процессе общения происходит выработка групповых правил поведения, ценностных ориентаций. На этом этапе группе свойственна лишь формальная целостность (например, набор класса, обусловленный приходом государственных стандартов нового поколения в систему образования). На данной стадии начинает складываться система взаимных симпатий и антипатий. На третьей стадии начинает оформляться групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. Однако на этой стадии возможно появление внутри формальных групп неформальных подгрупп. На четвертой стадии происходит формирование чувства «мы» - происходит психологическое оформление людей в группу.
5.3 Учебная деятельность
Деятельность студентов в процессе учения является подлинно учебной, если она сознательно направлена на осуществление целей обучения, принимаемых ими как личностно-значимые. Д.Б. Эльконин в своей работе «Психология обучения младшего школьника» указывал, что «учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в самом субъекте». Доминирующим мотивом учебной деятельности является внутренний учебно-познавательный мотив. Если же доминирующим мотивом учения студента является оценка, получение диплома и другие внешние мотивы, то процесс его учения в вузе не является учебной деятельностью. Важнейшим фактором мотивации учебной деятельности является интерес и склонность студента к своей будущей профессиональной деятельности. В этом случае процесс обучения приносит студенту большое эмоциональное удовлетворение, чувство радости от приобретаемых знаний, овладения общеучебными и профессиональными умениями и навыками. По мнению С.Л. Рубинштейна, «существует... два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Научение, доведенное до завершающих результатов, обычно осуществляется обоими способами, в том или ином соотношении». Учебная деятельность есть первый способ научения. Но, конечно, студенты в процессе обучения выполняют и другие виды деятельности, направленные на совсем иные цели (например, написание рефератов, проведение каких-то опытов, решение задач, производственная практика и т.д.). Овладение знаниями и умениями в этих случаях есть лишь побочный результат деятельности студентов. Давно установлено, что наиболее эффективной в смысле успешности и особенно развития студентов является учебная деятельность, поэтому она должна быть ведущей в учебном процессе вуза, хотя по времени может и не занимать первого места. Однако важно, чтобы при выполнении любых учебных заданий на выполнение некоторой деятельности студенты четко различали цель данной деятельности и ту учебную задачу, которая должна быть решена в процессе ее выполнения. Здесь под учебной задачей понимаются те знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть, выполняя ту или иную деятельность. Учебная деятельность осуществляется с помощью следующих учебных действий: 1) вычленение проблемы из поставленной перед студентами задачи (задания); 2) выявление общего способа разрешения проблемы; 3) моделирование общих отношений учебного материала и общих способов разрешения учебных проблем; 4) конкретизация и обогащение частными проявлениями общих отношений и способов действий; 5) самоконтроль за ходом и результатом учебной деятельности; 6) самооценка соответствия хода и результата деятельности поставленной перед студентами задачи (задания). Процесс обучения в соответствии с теорией учебной деятельности строится так, что на начальной ступени (во вводной лекции) изучения фундаментального понятия дается общее представление об этом понятии, которое на последующих лекциях и других занятиях обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |