Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и




Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

 

Адаптация ( в области ощущений) – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

 

Активность - психическое свойство, о котором судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания.

 

Акцентуация характера – возникает тогда, когда количественная выраженность той или иной четы характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы.

 

Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нем отдельных признаков и свойств.

 

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта.

 

Аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.

 

Бессознательное – состояние, характеризующееся отсутствием осознания.

 

Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение.

 

Влечение (как неосознанный мотив) – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

 

Внимание – есть направленность, настроенность, сосредоточенность и концентрация психической деятельности человека на своем объекте.

Воля – проявляется в преодолении трудностей на пути к реализации цели.

 

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Воображение активное – связанное с конкретной практической деятельностью.

 

Воображение воссоздающее – процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу.

 

Воображение непроизвольное – без каких-либо усилий.

 

Воображение пассивное – характеризуется отрывом (полным или почти полным) от практической деятельности. Оно не связано с волей, направленной на воплощение рождающихся образов в жизнь.

 

Воображение произвольное – связано с волевым усилием.

 

Воображение творческое – самостоятельное создание новых образов.

 

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отраженного.

 

Воспроизведение – процесс актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала.

 

Дедуктивный способ умозаключения – рассуждение от общего суждения к частному суждению.

 

Действие – это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.

 

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, достижение поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности.

Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию.

 

Забывание - естественный процесс, имеющий избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет жизненного значения, не вызывает интереса.

 

Задатки – анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие предпосылки для развития способностей.

 

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

 

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.

 

Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

 

Иллюзии – искажение отражения при восприятии.

 

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах и т.п.

 

Индуктивный способ умозаключения – рассуждение от более частных суждений к более общему суждению.

 

Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

 

Интероцептивные ощущения – имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

 

Интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

 

Компенсация в области ощущений проявляется тогда, когда сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных.

 

Конкретизация – это мысленный переход от обобщенного знания к единичному, отдельному случаю.

 

Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

 

Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на данном объекте.

 

Личность – «…субъект и объект общественных отношений» (А.Г.Ковалев).

 

Личность – «…субъект деятельности» (А.Н.Леонтьев).

 

Личность – «…дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К.Платонов).

 

Личность – «…совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С.Л.Рубинштейн).

 

Мечта – образ желаемого будущего.

 

Мировоззрение – система (философских, этических, эстетических, естественно - научных, политических, экономических психолого-педагогических и др) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.

 

Мышление – процесс познания сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

 

Мышление наглядно-действенное – особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

 

Мышление наглядно-образное – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

 

Мышление образное – это вид мыслительного процесса в котором используются образы.

 

Мышление понятийное – это такое мышление, в котором используются понятия.

 

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, определяющая избирательность отношений и активность человека.

 

Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

 

Обобщение – есть мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

 

Объем внимания – число ясно воспринимаемых одновременно объектов.

 

Осмысленность и обобщенность восприятия – осознание выделенного объекта, понимание его сущности.

 

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

 

Ощущения – это психический процесс отражения отдельных свойств объекта реального мира, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (анализаторы).

 

Память – запечатлениие (запоминание), сохранение и последующее узнавание следов прошлого опыта.

 

Память двигательная (моторная) – это запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (ходьба, письмо, пользование инструментом, машинами, механизмами и т.п.).

 

Память образная – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

 

Память эмоциональная – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния.

 

Память словесно-логическая – запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий (присуща только человеку).

 

Память произвольная – прилагается волевое усилие для запоминания.

 

Память долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

 

Память непроизвольная - запоминаются и воспроизводятся без волевых усилий (само собой) чаще всего события, явления ярко эмоционально положительно или негативно окрашенные.

 

Память долговременная – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала

 

Память кратковременная – обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного очень непродолжительного восприятия.

 

Память оперативная – служит для осуществления человеком действий, операций, когда он выполняет сложную деятельность; осуществляется такая деятельность по частям– одно действие за другим, одна операция за другой; при этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты.

 

Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

 

Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.

 

Поведение - социально обусловленная деятельность, предметом которой являются другие люди или отношения с ними.

Подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

 

Подсознание – некоторое пограничное состоянии е между сознанием человека и бессознательным восприятием окружающего мира (гипноз, медитационное проявление психики, сон и т.п.).

 

Понятие – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

 

Порог различения (дифференциальный порог чувствительности) – минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений.

 

Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

 

Представления – образы предметов или явлений реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим.

 

Принцип психологии – это кратко сформулированная теория психологии отражающая ее закономерность, подытоживающая ее прошлый опыт, проверенный практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений ее дальнейших теорий.

 

Принцип генетического (или исторического) подхода к пониманию психического. Сущность его состоит в том, что изучаемые психические явления рассматриваются в динамике как процессы, и психолог стремится восстановить все моменты развития психики индивида, изучить все психологические факты в их конкретной истории.

 

Принцип детерминизма – этот принцип исходит из того, что психика определяется также образом жизни и изменяется вместе с изменением образа жизни.

 

Принцип единства сознания личности и деятельности. Суть его заключается в том, что сознание и деятельность индивида не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство.

 

Принцип личностного подхода предполагает учет индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Принцип развития психики, сознания в деятельности – психические явления могут быть правильно и адекватно объяснены, если они рассматриваются как продукт и результат деятельности человека.

 

Принцип системности – все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга.

 

Проприоцептивные ощущения – рецепторы, которых расположены в мышцах и суставах, они дают информацию о движении и положении тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестезическими или кинестетическими.

 

Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Таким образом психика выполняет две функции: отражательную (возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную (конкретная регуляция поведения человека).

 

Психология – наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Объект психологии – психика, а предмет – различные ее проявления.

 

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

 

Рассеянность внимания – неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.

Репродуктивный уровень способностей – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью.

 

Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

 

Сензитивность или чувствительность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

 

Сенсибилизация – это взаимодействие ощущений, когда работа одного анализатора влияет на работу другого анализатора (усиливает или ослабляет ее).

 

Сила нервной системы – работоспособность нервной клетки и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки.

 

Синтез – это мысленное соединение частей предметов и явлений, или мысленное сочетание их признаков, свойств или сторон.

 

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

 

Систематизация или классификация – мысленное распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом.

 

Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, причем эта деятельность не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.

 

Сознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание - это отношение людей к миру «со знанием» его объективных закономерностей, высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. Сознание обладает следующими характеристиками: совокупность знаний об окружающем нас мире; закрепленное в сознании различение субъекта и объекта («Я – не Я»); обеспечение целеполагающей деятельности человека; наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. Сознание позволяет планировать и осуществлять конкретную деятельность, но вместе с тем сознание посредством этой деятельности формируется и развивается. Поэтому в психологии говорят о единстве сознания человека и его деятельности.

 

Сохранение – удержание заученного в памяти.

 

Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления конкретной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

 

Способности общие (умственные) – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

 

Способности специальные – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой –либо области деятельности.

 

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

 

Страсти – это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

 

Стресс – близкое состояние к аффекту, а по длительности протекания к настроению – возникает в необычной, трудной ситуации обиды, опасности, стыда, угрозы и др.

 

Стремление – осознанный мотив, возникает при включении в структуру желания волевого компонента

 

Суждение – это форма мышления, позволяющая устанавливать простейшие связи между познаваемыми явлениями как связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира, их свойствами и признаками.

 

Творческий уровень развития способностей - обеспечивает создание нового, оригинального.

 

Темп психических реакций – скорость протекания психических процессов.

 

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

 

Убеждения – определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни.

 

Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии.

 

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

 

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения т.е. соотношение этих процессов.

 

Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

 

Устойчивость внимания - способность задерживаться на восприятии одного объекта.

 

Филогенез – это процесс возникновения и развития психики, а также форм сознания в ходе эволюции. Выделяют следующие этапы развития психики: а) элементарная сенсорная психика, которая характеризуется реакцией животного (насекомые, рыбы) на отдельные свойства объекта; перцептивная психика - эта стадия отличается развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий (большинство позвоночных животных) и способна реагировать не на отдельные свойства объектов, а на целые предметы; интеллект у альная стадия развития психики наблюдается у высокоорганизованных животных (антропоидов и дельфинов), для нее характерно: активное использование «орудий»; явление инсайта (мгновенное решение задачи); закрепление удачного варианта решения задачи; способность использовать при решении одной задачи две усвоенные операции.

 

Фрустрация – крайняя неудовлетворенность, блокада стремлений, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание.

 

Характер – индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

 

Черты характера – индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

 

Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг, речь. Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать окружающий мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

 

Чувства – отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру, к удовлетворению сложных потребностей, возникающих в процессе развития личности.

 

Целостность восприятия – объединение отдельных элементов предмета в единое целое.

 

Экстероцептивные ощущения – отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности кожи.

 

Экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события.

 

Эмоции – реакция человека на предметы и явления окружающей действительности в данный конкретный момент.

 

Эмоциональная возбудимость - о ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции.

Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

 

«Я – концепция» - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно своей личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.