Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологической помощи




Появление и развитие различных концепций и методов

История появления и развития направлений и методов психологической помощи

Неправильно лечить глаза без головы,

голову без тела, так же как тело без души.

Сократ

 

Первые научные концепции и соответствующие им методы психологической помощи складываются в конце XIX начале XX в. в рамках психотерапии, но уже с учетом психологических механизмов возникновения и течения различных болезней. Благодаря им психотерапия стала пониматься гораздо шире, чем просто одна из отраслей медицины. Даже если она и трактовалась как лечение, то при этом признавалось, что лечение это по задачам и методам является психологическим. Не случайно, например, Юнг назвал созданную им теорию и практику психотерапии аналитической психологией, а Адлер – индивидуальной психологией. Очевидной является связь с классическими направлениями академической психологии и возникших в последующем направлений психотерапии: например, гештальт-терапии с гештальт-психологией, поведенческой психотерапии с бихевиоризмом, когнитивной психотерапии с когнитивной психологией и др.

Выбор конкретной концепции и соответствующей ей модели оказания психологической помощи клиенту, с одной стороны, определяется особенностями состояния и проблемами клиента, а с другой – соответствием используемой концепции личностным особенностям и взглядам терапевта. В этой связи, возможны ситуации, когда имеет смысл переадресовать клиента коллеге, использующему подход более адекватный его проблемам. Например, обратиться в семейную консультацию, или же включиться в групповые формы работы.

Одной из первых форм психологической помощи является психоанализ. Это, пожалуй, наиболее сложная и емкая из всех психологических практик, особенностью которой является внимание к бессознательному аспекту душевной жизни (отсюда и интерес психоанализа - со времен его основателя Зигмунда Фрейда - к толкованию снов как арены, на которой проявляет себя бессознательное) и сексуальности (что не следует понимать в бытовом, общеупотребительном смысле: понятие сексуальности в психоанализе имеет строгие научные основания и границы). Высокая периодичность встреч, использование психоаналитической кушетки и ряд специальных правил ("основное правило" свободных ассоциаций, анализ сновидений, и др.) делают психоанализ исключительным методом, сложность использования которого компенсируется его непревзойденной ценностью в исцелении и самопознании.

Психоанализ З.Фрейда повлиял на появление значительного числа других концепций и, прежде всего, таких как индивидуальная психология Альфреда Адлера, аналитическая психология Карла Юнга, телесно-ориентированная психология Вильгельма Райха и мн.др. Также психоанализ и вышедшие непосредственно из него концепции оказали определенное влияние на логотерапиию и экзистенциальный анализ, на появление трансперсональной психотерапии в виде психосинтеза, холотропной терапии и ребефинга.

Особую ветвь в развитии теоретических основ психологической помощи составляет гуманистическая психология, которая представлена такими концепциями, как клиент-центрированная терапия Карла Роджерса, гештальт-терапия Фредерика Перлза, психодрама Якоба Морено и близкими к ним в понимании сущности человека и причин его проблем - транзактным анализом Эрика Берна, арттерапией - также учитывающими влияние неосознаваемых человеком процессов и переживаний.

Следующую ветвь в понимании психологических проблем человека и методов психологической помощи составила поведенческая психотерапия в виде классической поведенческой терапии (Джон Уотсон, Боррес Скиннер, Джозеф Вольпе и др.), рационально-эмотивного поведенческого консультирования Альберта Эллиса, когнитивного консультирования Аарона Бека и др.

Оказание квалифицированной психологической помощи человеку предполагает, как было отмечено выше, владение определенной теоретической концепцией, объясняющей проблемное поведение и определяющей конкретные действия психолога. Стремление помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобно «полету без ориентиров»[6]. Теория выполняет роль карты, которая открывает психологу перспективу понимания проблем клиента и указывает направления и способы их разрешения. Она позволяет психологу чувствовать себя уверенно и безопасно при столкновении с дезорганизованным, хаотичным внутренним миром некоторых клиентов.

Число концепций психологической помощи растет с каждым днем, что, естественно, ставит вопросы, как об их принципиальных различиях, так и востребованности и эффективности. Что касается выявления различий, то, к сожалению, они зачастую прописываются в критическом отношении различных концепций друг к другу. Для пользы дела все же, наверное, необходимо сначала определиться, какие параметры сравнивать. К тому же каждая из концепций имеет тесную согласованность всех элементов и для эффективного использования концепции необходимо понимать стержень, который ее составляет. Рассмотрим различия разных концепций по параметру понимания сущности психической нормы/психологического здоровья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.