Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая норма и психологическое здоровье личности




 

Психологическая помощь, как собственно и психологически ориентированная модель психотерапии отличаются от медицинской модели психотерапии.

Термин «терапия» традиционно связан с медицинским профессиональным взглядом на человека как на предмет воздействия практической лечебной системы. Терапия – это то, что противостоит болезни, то есть лечение. Соответственно, необходимо наличие медицинского диагноза, удостоверяющего то или иное психическое расстройство/заболевание. Задача терапии - устранение имеющихся у человека болезненных проявлений психики. Соответственно, нормой психического здоровья является отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе.

Целью и критерием успешности психологической помощи, согласно И.В. Дубровиной, является психологическое здоровье личности. «Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию»[7]. Направления развития и реализации человека в обществе безграничны. И если в психиатрии вопрос о психической болезни/норме решается чаще всего конвенционально, психологическое здоровье и психологическая норма не предполагают однозначного ответа.

Проведенный нами анализ наиболее известных психологически ориентированных зарубежных концепций психотерапии позволил выявить отличия в понимании психологически здоровой/нормальной личности и присущих ей специфических особенностей. Рассмотрим их.

В психоанализе Зигмунда Фрейда здоровая личность характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные сексуальные и межличностные отношения. При этом способность работать предполагает умение ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой. Удовлетворительные сексуальные отношения означают способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение сексуальных и агрессивных побуждений.

В аналитической психологии Карла Юнгапсихической нормой (идеалом) считается «пластичность», то есть умение человека пользоваться любой из ориентаций (интроверсией или экстраверсией) там, где она подходит. Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира требует также гармоничного сочетания всех четырех психических функций (мышление, ощущение, чувства, интуиция). К тому же, согласно К. Юнгу, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношения с окружающей средой.

В индивидуальной психологии Альфреда Адлераздоровая личность – это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предполагает наличие социального интереса, социально-ориентированного поведения и когнитивных социально-ориентированных допущений.

В телесно-ориентированном подходе Вильгельма Райха здоровая личность обладает генитальным характером. Для нее свойственны: способность отдаваться потоку энергии безо всякого ее подавления; способность к полной разрядке накопленного сексуального возбуждения в непроизвольных, приносящих удовольствие движениях тела; способность к истинной саморегуляции, когда он и только он принимает каждое конкретное решение о том, как ему поступить; способность к настоящей любви и стремление к продолжительным и полноценным отношениям.

В поведенческом консультировании (Джон Уотсон, Боррес Скиннер, Джозеф Вольпе и др.)психически здоровый человек способен выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, что также является важнейшей особенностью приспособления.

В концепции рационально-эмотивного (когнитивно-поведенческого) консультирования Альберта Эллисау нормально функционирующего человека имеется рациональная система оценочных когниций. Человек, пересмотревший иррациональные установки, характеризуется адекватностью эмоционального реагирования в плане частоты, интенсивности и длительности негативных его проявлений.

В когнитивном консультировании Аарона Бекахорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором правил (когнитивных схем), позволяющих соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Неадаптивные когниции носят характер «автоматических мыслей».

Согласно клиент-центрированному подходу К. Роджерса,основу психического здоровья составляет соответствие Я-реального Я-идеальному, достигаемое реализацией потенциала собственной личности, стремлением к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности. Ключевыми характеристиками полноценно функционирующей личности являются: открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность.

Согласно логотерапии В. Франкла, люди становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего «Я», либо осуществляя смысл, либо с любовью встречаясь с другим человеком. Гиперрефлексия и гиперинтенция – два главных способа, которые используют люди, чтобы не выходить за рамки своего «Я». Гиперрефлексия – это тенденция к чрезмерной рефлексии. Гиперинтенция – это тенденция уделять чрезмерное внимание удовлетворению своих желаний.

В психодраме Якоба Морено в ходе разыгрывания в группе пережитых ранее человеком жизненных ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта в решении проблем.

В транзактном анализе Эрика Берна идеал заключается в достижении личностью автономии. Для автономных людей свойственны: осознание – открытость для ощущений, способность видеть и слышать непосредственно, а не в соответствии с тем, как человек был воспитан; спонтанность – способность чувствовать непосредственно и выражать свои чувства открыто, способность произвольно выбирать чувства, будь то чувства Родителя, Взрослого или Ребенка; интимность – способность поддерживать отношения с другим человеком или несколькими людьми осознанно, спонтанно, с любовью и без игры.

В гештальт-консультировании Фрица Перлзасостояние оптимального здоровья называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Если индивидуум не рискует, то у него актуализируются ролевые поведенческие стереотипы, позволяющие манипулировать другими: он может выбрать роль «беспомощного», чтобы стать зависимым, или роль «глупца», чтобы получить интеллектуальную поддержку.

Примечательно, что в рамках своих концептуальных моделей здоровой личности, названные исследователи выявляют как причины отклонений от нормы, так и разрабатывают конкретные процедуры и методы, позволяющие добиться желаемых изменений. В дополнение к перечисленным моделям можно также назвать концепции психологов Гордона Олпорта и Абрахама Маслоу. Первый говорил о зрелой личности, противопоставляя ее незрелой, или невротической личности: поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами; поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. А. Маслоу говорил о самоактуализирующихся людях, как о здоровых, полноценных людях, максимально реализующих свой потенциал, также характеризующихся определенным набором личностных черт, таких как: высшая степень восприятия реальности; развитая способность принимать себя, других и мир; повышенная спонтанность, непосредственность, простота и естественность; развитая способность сосредоточиваться на проблеме; склонность к уединению; автономность, самодостаточность; противостояние приобщения к какой-то одной культуре; свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций; вершинные, пиковые переживания; отождествление себя со всем родом человеческим; глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; философское чувство юмора; креативность; определенные изменения в системе ценностей

Делаются попытки сопоставить различные концепции, построить наиболее оптимальную модель психологической помощи на основе обобщения имеющихся процедур и техник. Определенную работу в этом направлении проделали основоположники нейролингвистического программирования (НЛП): математик Ричард Бендлер и лингвист Джон Гриндер. Они также говорят о том идеале личности, на достижение которой направлены многочисленные психотехнические процедуры. Для того чтобы добиться успеха в жизни, согласно основоположникам НЛП, необходимо: 1) знать чего вы хотите, иметь ясное представление о предполагаемом результате; 2) быть внимательным и держать свои чувства открытыми для того, чтобы заметить, что вы движетесь к результату; 3) иметь достаточно гибкости, чтобы настойчиво изменять свои действия до тех пор, пока вы не получите то, чего хотите.

В отечественной психологии О.В. Хухлаева рассматривает психологическое здоровье как «динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностью индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи»[8]. Психологическое здоровье рассматривается как система, включаяющая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

При этом аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Необходимыми качествами являются умение разглядеть в каждом из окружающих «светлое начало», даже если оно не сразу заметно, по возможности взаимодействовать именно с этим «светлым началом» и дать право на существование «темному началу» в другом индивидууме так же, как и в себе. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других, возможность свободного и открытого проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития[9]. О.В. Хухлаевой разработана система мероприятий по обеспечению психологического здоровья школьников, проводимых в рамках психологической службы в школе.

Насколько правомерно такое разнообразие подходов в понимании психологического здоровья? Следует отметить, что в отношении обеспечения психического здоровья особых разногласий не возникает, психиатры с готовностью договариваются друг с другом, как по поводу выявления симптомов психических расстройств, их названий, так и разработки методов лечения. В отношении психологического здоровья такого единства мнений, как мы видим, нет. И это вполне оправдано.

Психически здоровый человек куда более многообразен в своем поведении, чем психически больной. Он способен критически оценить действия и указания психотерапевта/психолога, проявляет собственную активность в решении своих проблем, не приемлет манипуляций и хочет, прежде всего, понимания и поддержки. То, что каждая из представленных концепций по-своему характеризует сущность человека, причины переживаемых им проблем, на деле показывает многогранность личности и способов ее жизнедеятельности. К тому же, важную роль играет многогранность личности самого психотерапевта/психолога и его жизненного опыта.

Важным условием эффективной психологической помощи является владение психологом целостной концепцией, в которой четко прослеживаются: понимание сущности человека, его основных стремлений; специфика психологической нормы; причины возможных отклонений от нормы; цель психологической помощи и соответствующие ей условия, методы и техники оказания психологической помощи.

В этой связи, практикующий психолог, помимо базового образования, должен иметь специальную подготовку хотя бы по одной из таких концепций, а также иметь гибкое и многогранное мышление, позволяющее смотреть на человека через призму различных подходов одновременно. Это обеспечит ему максимальное осознание проблем клиента и выбор наиболее оптимальной стратегии взаимодействия и психологической помощи. Для решения данных задач и предназначено это учебное пособие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.