Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство картофеля и овоще-бахчевых культур




Производство картофеля и овоще-бахчевых культур - третья важная отрасль растениеводства Украины, продукция которой является необходимыми и ценными компонентами питания, а также сырьем для спиртовой, крахмало-паточной и плодово-овощной промышленное Вокруг больших промышленных центров - Донбасса, Приднепровья, а также Киева, Харькова, Одессы, Херсона, Львова, Николаева созданы картофеле-овощные базы, которые обеспечивают поставки как обычных, так и ранних сортов овощей и картофеля. Создано большое теплично-парниковое овощеводство для круглогодичного снабжен населения городов свежими овощами. Среди хозяйств возле городов, как правило, преобладают специализированные фирмы молочно-овоще-картофельного направления, объединенные в овоще-молочные тресты.

Картофель выращивают в стране везде, но наиболее благоприятны для него почвенно-климатические условия в полесской и частично лесостепной зоне. Наибольшая себестоимость картофеля в степных областях. Большие площади под картофелем (более 10% всех посевов в Закарпатской, Волынской, Ивано-Франковской, Ривненской, Черниговской, Житомирской, Львовской и Киевской областях. Несколько повышенная концентрация площадей этой культуры также на орошаемых землях возле больших городов, промышленных и рекреационных центров (ранние сорта), в сырьевых зонах перерабатывающих предприятий, на пойменных землях, низменных участках и осушенных торфяниках.

Средняя урожайность картофеля - 110 ц/га. Украина дает ежегодно около 20 млн. т товарного картофеля.

Овощеводство и бахчеводство издавна являются товарными подотрослями. Выращивание овощей в открытом грунте распространено повсюду. Более всего товарных посевов в хозяйствах степной и лесостепной природно-экономических зонах, в особенности в Донецкой, Николаевской, Харьковской, Днепропетровской, Луганской, Киевской, Закарпатской, Черновицкой, Львовской областях и в Республике Крым. Помидоры, перец, баклажаны выращивают в южных областях, огурцы и прочие огородные культуры для промышленного консервирования и соления – в северной части Лесостепи и в Полесье. Морковь, лук, чеснок, капусту, редис, пастернак, салат, щавель, хрен и прочие культуры выращивают повсеместно.

Под посевы овощных культур отведено 0,5 млн. га, или 1,5% посевов. Низкая транспортабельность овощей обусловила их высочайшую концентрацию производства в пригородных АПК, сырьевых зонах овощеконсервных предприятий, а также на орошаемых землях в степной зоне. Тем не менее, основную, товарную, продукцию овощей как в открытом, так и в закрытом грунте выращивают пригородные хозяйства в Донбассе и Приднепровье, а также вблизи городов - Киева, Харькова, Львова. На базе использования тепловых отходов промышленных предприятий и электростанций здесь построены большие овощ­ные фабрики, которые круглогодично обеспечивают население горо­дов свежими овощами. Товарные овощи, которые идут на консервирование, выращивают в хозяйствах овощеконсервных предприятий.

Сравнительно низкий уровень механизации овощеводства и небольшая средняя урожайность овощей (150 ц/га) делают овощную продук­цию дорогой. Нестандартная продукция овощеводства идет на переработку, на хозяйственные или межхозяйственные овощеконсервные предприятия.

Бахчевые культуры выращивают преимущественно в южных степных регионах (около 80% валового сбора), частично - в лесостепных. Больше всего бахчи в Херсонской, Николаевской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой и Одесской областях и в Крыму. Средние урожаи в степных хозяйствах составляют 70-80 ц/га.

 

Садоводство, плодоводство и виноградарство

 

Садоводство, плодоводство и виноградарство - важные отрасли растениеводства. Под садами занято свыше 1 млн. га, в том числе больше 800 тыс. га в плодоносном возрасте. Почти на всей территории Украи­ны большой ассортимент плодово-ягодных насаждений, но наибольшая концентрация их в правобережной Лесостепи, Крыму и других южно-степных и западных областях.

Раньше в структуре садов преобладали семечковые (яблоко, груша, айва). Последние годы выросла доля косточковых (слива, вишня, черешня, персик, абрикос) и орехоплодных. Основные массивы семеч­ковых насаждений сосредоточены в лесостепных и полесских областях, а косточковых – в степных. В яблоневых садах преобладают осенние и зимние сорта. В последние годы в индустриальных регионах и южных областях созданы новые промышленные сады. Ягодники раз­мещаются большей частью вокруг больших городов и промышленных центров.

Виноградные насаждения занимают территориально около 260 тыс. га, в том числе около 180 тыс. га в плодоносном возрасте. При урожай­ности 40-50 ц/га Украина вырабатывает в среднем около 1 млн. т винограда.

Почти 90% товарного винограда выращивают преиму-щественно хо­зяйства южно-степных регионов - Республики Крым, Одесской, Херсонской, Николаевской и Закарпатской областей. Наибольшая концентрация виноградников (около 11% всей площади сельскохозяйственных угодий) в специализированных хозяйствах предгорных районов Крыма и Одесской области, которые стали фактически агропромышленными комбинатами. Основное количество виноматериалов вырабатывают в Крыму и Одесской области.

 

Характеристика и размещение отраслей животноводства

 

Украина принадлежит к районам наиболее интенсивного развития многоотраслевого животноводства. Основными отраслями продуктивного животноводства Украины являются скотоводство, свиноводство птицеводство и овцеводство. Меньшую роль играют рабочее коневодство, меховое животноводство, пчеловодство, прудовое рыбоводство, шелководство и т.п. Особенностью современной отраслевой структуры животноводства является высокая доля в нем скотоводства - свыше 3/4 условного поголовья скота.

 

Кормовая база животноводства

 

Территориальные отличия кормопроизводства - один из важных факторов, который влияет на структуру, размещение и специализацию животноводства. Около 40% посевной площади кормовых культур занимает кукуруза; по содержанию углеводов она занимает одно из ведущих мест, но в ней недостаточно протеина, поэтому в Лесостепи ее выращивают совместно с посевами сои, в Полесье - с кормовым люпином, а в западных областях - с кормовыми бобами. На орошаемых землях кукуруза наиболее урожайная кормовая культура.

Прочие посевы кормовых составляют одногодичные травы и зерновые озимые на зеленый корм (27 %), многолетние травы (23 %), кормовые корнеплоды и кормовые бахчевые культуры (7 %). В валовом сборе кормовых культур корнеплоды занимают второе место, уступая лишь кукурузе.

Основными одногодичными злаковыми и бобовыми культурами, которые идут на зеленый корм, в Полесье являются озимая рожь, пшеница, люпин, кукуруза, вика; в Лесостепи, кроме названных, но без люпина, – соя, суданка; в Степи - кукуруза, суданка, соя, сорго. Их смеси повышают протеин в кормах на каждую единицу площади – 25-30%, что уменьшает стоимость кормов на единицу животноводческой продукции. Одногодичные культуры часто выращивают в повторных посевах. Наиболее распространенными многолетними кормовыми культурами являются клевер, люцерна, эспарцет, тимофеевка; вместе с бобовыми и зерновыми они существенным образом улучшают белковый баланс кормов. Клевер распространен преимущественно в Полесье и в западных областях, а люцерна, эспарцет - в степных. Многолетние кормовые культуры более урожайные. Зеленая масса из многолетних трав - наиболее дешевый корм во всех природно-экономических зонах. Наличие корнеплодов в кормовых рационах улучшает усвоение грубых, концентрированных кормов и силоса. Из кормовых корнеплодов выращивают кормовую и сахарную свеклу, морковь, брюкву, турнепс. Кормовые бахчевые наиболее часто используют зимой, если в кормах значительный дефицит каротина.

Вторым важным источником кормов являются естественные кормовые угодья - покосные луга и пастбища. Большой удельный вес их в структуре сельскохозяйственных угодий в предгорных и горных районах Карпат и Полесья. Коренное улучшение естественных кормовых угодий, а также создание многолетних культурных пастбищ является важнейшим направлением резкого повышения их производительности. Значительные площади продуктивных покосных лугов характерны для Черниговской, Житомирской, Волынской, Львовской, Сумской, Ривненской, Полтавской и Киевской областей. Доля покосных лугов высока в полесских и лесостепных областях, а пастбищ - в степных: Крыма, Одесской, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой.

 

Скотоводство

 

Скотоводство во всех природно-экономических зонах является ведущей отраслью животноводства. Оно обеспечивает потребности населения в молоке, говядине и телятине, дает сырье для пищевой и легкой промышленности, а также органические удобрения для полей. Это сравнительно эффективная отрасль, которая в значительном количестве использует более дешевые сочные зеленые и грубые корма. Осу­ществляемые мероприятия по усилению концентрации и углублению специализации на базе межхозяйственной кооперации, агропромышленной интеграции усиливают ее экономическую эффективность.

Производственные направления скотоводства и их территориальная организация зависят от структуры реализованной продукции и кормопроизводства, доли коров в стаде и их породного состава, размещения в больших городах, промышленных и рекреационных центрах промышленных предприятий по переработке молока и мяса.

Важнейшими породами молочно-мясного направления скотоводства являются симментальская, лебединская, белоголовая украинская и черно-рябая, бурая карпатская, красная степная и джерсийская. Отдельные из этих пород при соответствующем типе кормления могут иметь исключительные молочные продукты. Все молокоперерабатывающие предприятия ориентируются преимущественно на сырьевой фактор (производство молока).

При молочно-мясной специализации скотоводства производство говядины является сопутствующим товарным продуктом. Тем не менее, именно в этом типе хозяйств ее пока что наибольшее количество. Зональная мясо-молочная специализация скотоводства сохранилась в хозяйствах в юго-восточных, засушливых областях со значительными площадями естественных пастбищ.

Говядина и телятина в структуре производства мяса в государстве играют ведущую роль. Дальнейшее развитие мясного скотоводства является одним из основных направлений развития животноводства.

 

Свиноводство, птицеводство, овцеводство и прочие отрасли животноводства

 

Свиноводство - вторая по хозяйственному значению отрасль продуктивного животноводства. Она дает до 40% объема производства мяса и сала всех видов. Кроме того, поставляет кожу и щетину. Благодаря скороспелости свиноводство является эффективным средством увеличения производства мяса.

Птицеводство - третья по хозяйственному значению отрасль продуктивного животноводства. Она достигла наибольшего уровня индустриального развития. Яйца и мясо птицы – высокопотребительские диетические продукты питания, которые содержат жиры, полноценные белки и минеральные вещества. Эта отрасль дает также перо и пух. Для птицеводства характерна высокая забойная масса (больше 85%). Эта отрасль лучше всего окупает корма.

Продукцию птицеводства несколько более высокой себестоимости вырабатывают в западных полесских и лесостепных хозяйствах. Разводят кур яичного и яйце-мясного (универсального) направлений, дру­гие виды птицы - мясного. В государстве более всего распространены такие породы кур: русская белая и леггорны (яйценосные), а также пер­вомайская, украинская, кукушечья, черная. Из пород уток распространены пекинские, украинские серые; из гусей - роменские и большие белые; из индюков - бронзовые, широкогрудые и московские.

Зональное размещение птицеводства теряет свое ведущее значение в производстве птицеводческой продукции; эта отрасль играет преиму­щественно вспомогательную роль в производственных типах хозяйств. Развитие птицеводства в границах природно-экономических зон осно­вывается на производстве зерна. Птицефермы в хозяйствах лучше всего объединяются с молочным скотоводством или овцеводством, которые не являются «конкурентами» в потреблении концентратов.

Овцеводство - традиционная область продуктивного животноводства, которая производит шерсть, ценное сырьё для текстильной про­мышленности, а также мясо, жир, молоко и овчину. Отрасль менее тру­доемкая сравнительно с другими. Эта отрасль лучше других использует естественные кормовые угодья, от которых зависит размещение самой отрасли и ее производственных направлений. Тем не менее, почти всюду, за исключением специализированных хозяйств и хозяйств в горных местностях, овцеводство является вспомогательной отраслью.

Хорошо выражена зональная специализация овцеводства: в степных областях - шерстяная, в лесостепной, полесских и горных - мясо-шер­стяная. Этим основным направлениям отвечает и породный состав овец: в степных областях разводят асканийскую тонкорунную, цыганскую полутонкорунную, в лесостепных - прекос, каракульскую, в полес­ских – прекос. Породный состав овец в государстве развивается в направлении увеличения поголовья тонкорунных овец и уменьшения грубошерстных.

Козоводство преимущественно молочного направления распространено как местная отрасль в хозяйствах, которые прилегают к большим промышленным центрам, рабочим поселениям и курортам.

Украина отличается производством меха, мехового сырья. Интенсивное клеточное звероводство наиболее распространено в лесостеп­ных областях, в частности, в западных.

Кролиководство распространено преимущественно в лесостепных и полесских областях.

Пчеловодство наиболее сконцентрировано в Степи, Лесостепи и Карпатах. Рост производства меда в государстве происходит за счет повы­шения производительности пчелосемей и увеличения размеров пасек.

 

 


Лекция 14. Транспортный комплекс и связь Украины

 

От работы транспорта зависит работа всех отраслей народного хозяйства, обороноспособность страны, удовлетворение возрастающих социально-культурных потребностей людей. Важное значение транспорт имеет в международных связях, в индустриализации страны, в осуществлении производственных связей между регионами в условиях хозяйственного Комплексного развития экономических районов страны, а также в сти­рании различий между городом и селом. Транспорт играет большую роль в территориальном разделении труда, выступает активным фактором экономической специализации отдельных районов, которая невозможна без обмена продукцией между ними. Чем более усовершенство­ванней транспорт, тем больше возможностей для углубления общественно-территориального разделения труда. Чем меньше транспортные затраты, тем выше производительность общественной работы.

В Украине развиты все виды современного транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, трубопроводный, электронный. На 10 тыс. км2 территории приходится: железнодорожных путей - 372 км, внутренних водных путей - 78 км, автомо­бильных с твердым покрытием - 1933 км.

Транспорт является важнейшей сферой инфраструктурного обеспечения населения и народного хозяйства Украины, составной частью его коммуникационной инфраструктуры (наряду со связью и электропередачей).

Важнейшая функция транспорта - перемещение людей и грузов. Отсюда вытекает дифференциация транспорта по объектам перемеще­ния на пассажирский и грузовой. По способу перемещения выделяют сухопутный, водный и воздушный транспорт. Вышеназванные виды транспорта можно дифференцировать по способу перемещения. В сухопутном транспорте это - автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. В водном - речной и морской. Воздушный представленный одним видом – авиационным транспортом.

Украина относительно транспортно-географического положения находится в чрезвычайно выгодном положении. Это в особенности касается направления запад - восток (из Западной и Северной Европы в Восточную Европу, Европу и Азию, и наоборот), а также север - юг (из Северной Европы на Ближний Восток и наоборот). До этого времени эти преимущества транспортно-географического положения нашего государства практически не использовались.

В отправлениях пассажиров преобладает автомобильный транспорт. Заметна доля железнодорожного и очень незначительна морского, речного и авиационного. Городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен) является специфическим видом, так как осуществляет перевозки исключительно внутри населённых пунктов.

Среди перевозок грузов наибольшая часть отправлений приходится на автомобильный транспорт (44%), на втором месте - железнодорожный (39%), на третьем - трубопроводный (12%). Незначительна доля речного и морского и совсем мизерна авиационного. Итак, важнейшим видом транспорта по перевозке пассажиров и грузов являете автомобильный. Его роль в будущем - это процесс интеграции Украины в европейские структуры - будет возрастать. Генетически он является продолжением древнейшего вида транспорта – гужевого, и сейчас кое-где с ним взаимодействует.

Строить железные дороги в Украине начали во второй половине XIX ст. Первая железная дорога была построена в 1861 г. на территории нынешней Львовской области. Вторая железная дорога, которая пролегла от Одессы к Балте, начала работать в 1865 году. В 1869 г. ее продолжили к Кременчугу. Назначением этой железной дороги был подвоз хлеба и другой сельскохозяйственной продукции к Одесскому порту (на экспорт). В конце 60-х годов выстроили магистральную железную дорогу Курск – Харьков - Ростов-на-Дону для перевозки хлебных грузов, а со временем и донецкого угля, и металла к промышленному центру. В 1870 г. Одессу соединили железной дорогой (через Киев-Курск) с Москвой. В 70-х годах была построена железная дорога Знаменка – Николаев и ряд железных дорог, которые соединили Россию с Румынией и Австро-Венгрией (для перевозки хлеба). В 1872 году построили Либаво-Роменскую железную дорогу – от незамерзающего портового города Либава (Лиепая) к хлебным Херсонской, Таврийской, Екатеринославской губерниям. В 1873 г. была проложена железная дорога Брест-Киев и дальше к Граеву (на бывшей границе с Германией, к западу от Белостока), также для перевозки хлеба к портам Балтийского моря. В 1874 г. приведена в действие железнодорожная магистраль Севастополь – Синельниково - Лозовая. В первой половине 80-х годов достроена железная дорога, которая соединила угольный Донбасс с Криворожским железорудным бассейном. По этой железной дороге пере­возили в Криворожье уголь, в Донбасс - железную руду. Строитель­ство железной дороги положительно повлияло на развитие черной металлургии и оказало содействие становлению Юга как главного металлургического региона Российской империи.

В 90-х годах построили железную дорогу Харьков-Балашов для пе­ревозки угля в Поволжье. В начале 1900-х годов связь Донбасса с Кри­вым Рогом усиливается с прокладкой железной дороги Долгинцево - Волноваха. Линия Лихая - Красный Лиман-Харьков-Львов дала новый выход донецкому углю на север и запад. Кроме основных желез­ных дорог, в Украине был построен ряд веток и подъездных путей для перевозки сахара, хлеба, каменного угля, строительных и лесоматериа­лов. Общая протяжённость железных дорог в Украине (в современных границах) составляла в 1913 г. 15,6 тыс. км. Строили железные дороги без общего плана, часто с нерациональными отклонениями от основного направления, вследствие чего они размещались на территории Украины неравномерно. Оборудование и пропускная способность железных дорог, а также мощность паровозов были явно недостаточны­ми. Во время Первой мировой, гражданской войн, а также иностран­ной интервенции железнодорожное хозяйство было подорвано, большинство железных дорог и подвижного состава разрушено. В 20-30-е годы развернулись огромные работы по восстановлению железнодорожного транспорта. Началось строительство новых железных дорог для выпрямления и разгрузки основных магистралей. Новая железная дорога Херсон-Апостолово, которую со временем продолжили на Нижнеднепровск – Харьков, дала выход из Приднепровья и Кривого Рога к северо-востоку в направлении Харькова и на юг - к Херсону и Николаеву.

Плотность железнодорожных путей соединения в Украине составляет 38 км на 1 тыс. км2. Сеть железных дорог плотнее всего на юго-востоке (Донбасс), а также на западе Украины. Общая длина железно­дорожных путей общего пользования - 22,8 тыс. км, из них 8,3 тыс. км (или 37%) электрифицированы, 8,0 тыс. км (или 35%) являются многопутными. Важнейшими железнодорожными магистралями Украины являются Киев – Фастов – Казатин – Здолбунов – Львов, Казатин - Жмеринка-Одесса, Киев – Конотоп - Шостка, Киев – Полтава – Харьков -Дебальцево, Фастов-Днепропетровск, Кривой Рог – Днепропетровск - Запорожье – Симферополь - Севастополь, Львов - Мукачево и др. Наибольшее количество перевозок осуществляется в пригородном, намного меньше в местном и ещё меньше в прямом соединениях. Организационно в железнодорожном транспорте Украины выделяют шесть железных дорог: Юго-Западная (центр-Киев), Львовская, Южная (Харьков), Донецкая, Приднепровская (Днепропетровск), Одесская. Основными грузами являются минеральные строительные материалы, каменный уголь и руда, в частности, железная. Важное место занимают также разнообразные металлы и нефтяные грузы. Эти грузы составляют около четверти всех перевозок. Наиболее напряжеными линиями грузопотоков являются: Кривой Рог – Днепропетровск - Дебальцево, Кривой Рог – Фастов - Львов, а также линии к морским портам Одессе, Бердянску, Мариуполю и др. Важнейшей проблемой для Украины, относительно ее интеграции в Европейскую единую железнодорожную систему, является приведение ширины украинского железнодорожного пути (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм), как в Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и др. Сейчас на границе с этими государствами существуют сложные системы перевода локомотивов и подвижного состава поездов из колеи на колею, что значительно снижает эффективность работы железнодорожного транспорта, в частности, во времени. Необходимо также включиться в европейскую программу строительства скоростных железнодорожных магистралей (скорость 200-300 км/ч) и формирования транспортных коридоров, которые пройдут через территорию Украины. Открыто скоростное пассажирское движение по маршруту Киев-Харьков. Создается система автоматического перевода поездов с широкой колеи на узкую и наоборот.

Автомобильный транспорт

 

Вследствие преимущественно равнинного характера и рельефа Украины автомобильный транспорт развивался более или менее равномерно по всей ее территории, правда, немного плотнее - сеть автодорог на западе страны. Общая длина автомобильных дорог составляет 169,0 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 159,1 тыс. км, или 94%. Важнейшие автомобильные дороги (автомагистрали) – это:

* Киев – Житомир – Ривне - Львов;

* Киев – Полтава – Харьков - Дебальцево;

* Киев – Умань - Одесса;

* Киев – Глухов;

* Львов – Мукачево;

* Харьков – Новомосковск – Запорожье – Симферополь.

Большими узлами автомобильных дорог являются Киев, Харьков, Львов, Хмельницкий и др.

Перевозка пассажиров осуществляется преимущественно в международном и пригородном соединениях. В перевозке грузов важное значение в последние годы приобретает специализированный автомобильный транспорт (контейнерный, рефрижераторный и др.). В перспективе автомобильный транспорт Украины все теснее будет интегрироваться в высокоразвитую Европейскую автомобильную коммуникационную систему. Это предусматривает строительство в стране первоклассных автострад, в частности, трансевропейской широтной «Киев-Мадрид». Сегодня автотранспорт тесно кооперируется с железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки).

 

Трубопроводный транспорт

 

Этот вид транспорта выполняет важные функции по перемещению нефти, газа, продуктов их переработки. Трубопроводный транспорт занимает третье место по объемам перемещения грузов - 270 млн. т, или 1%. Из них 178 млн. т, или 66%, перемещается газа и 92 млн. т, или 34%, нефти и нефтепродуктов. Первыми трубопроводами (газопроводами) в Украине были Дашава - Дрогобыч (1924 г.) и Дашава - Львов (1929). В послевоенные годы в Украине стремительно возрастает сеть тру­бопроводов. Начало этому положено введением в действие газопровода Дашава - Киев (1948 г.) и нефтепровода «Дружба» (1963 г.). Трубопроводный транспорт выполняет важные функции во внутригосударственных и в особенности межгосударственных связях.

Наибольшая плотность трубопроводного транспорта на западе и востоке страны, несколько меньшая - в ее центральной части. В сред­нем по Украине 67 км трубопроводов приходится на 1тыс. км2 территории. Общая длина трубопроводов Украины 40,2 тыс. км, во Франции – 28 (1998 г.), из них на газопроводы приходится 34,8 тыс. км, или 87%, нефтепроводов - 2,5 тыс. км, или 6%, нефтепродуктопроводов - 2,9, или 7%..Среди довольно плотной сети газопроводов выделяют: «Братство» из Долины (Ивано-Франковская обл.) в Венгрию и Словакию, «Союз» - из России (Оренбург) в Венгрию и Словакию и далее в страны Западной Европы. Он пересекает Украину в широтном направлении с востока (Луганская обл.) на крайний запад (Закарпатская обл.). «Прогресс» - из России (Сибирь) в Венгрию и Словакию и далее в страны Западной Европы, Уренгой – Помары - Ужгород - из России (Сибирь) в Венгрию и Словакию и далее в страны Западной Европы, Ивацевичи (Белоруссия) - Долина, который является связующим звеном между газопроводами «Сияние Севера» (Россия, Сибирь) - Ивацевичи и «Братство», Шатпик (Туркмения) - Саратов (Россия) - Шебелинка (Харьковская обл.), Шебелинка - Киев, Шебелинка - Харьков, Шебелинка – Днепропетровск - Кривой Рог - Одесса, Ставрополь (Россия)-Луганск и др.

Сеть нефтепроводов менее плотная, чем газопроводов. Основными из них являются: «Дружба» - из России (Поволжье, Сибирь) через запад Украины в Венгрию, Самара (Россия) – Лисичанск – Кременчуг – Херсон - Одесса, Прилуки-Кременчуг, Грозный (Россия) – Луганск - Лисичанск, Долина - Дрогобыч.

Существует небольшая сеть продуктопроводов, среди них аммиакопровод Тольятти (Россия) - Горловка-Одесса, этиленопровод Калуш - Дунауйварош (Венгрия) и др.

Трубопроводным транспортом перемещаются газ, нефть и продук­ты ее переработки. В перспективе планируется строительство больших трансевроазиатских трубопроводов (газо- и нефтепроводов) из Ирана через Азербайджан к черноморским портам Грузии (Очамчира или Поти) и далее морским транспортом в Украину. Ныне ведутся работы по строительству одесского нефтяного терминала и трубопровода Одесса - Броды с выходом в Восточную Европу.

 

Речной транспорт

 

Речной транспорт в структуре перевозок пассажиров занимает, вместе с авиационным, последнее место (0,1%), перевозит 18 млн. пас. По структуре перевозки грузов занимает четвертое место (3%) и перевозит 60 млн. т. В основном это внутригосударственные перевозки и в небольшом количестве межгосударственные, в частности, Украинского Дунайского пароходства.

Общая длина речных судоходных путей страны 3,9 тыс. км (Франция - 8,6 тыс. км). Важнейшей речной судоходной артерией являет Днепр (в пределах Украины - 1018 км), а также его притоки Днестр и Припять. Другие речные судоходные магистрали Украины: Южный Буг, в особенности на отрезке Николаев - Александровка, Днестр, в целом до Залищика Тернопольской обл., Северский Донец от г. Счастье Луганской обл., Дунай на отрезке от Вилково к Рени и др. По речным судоходным магистралям Днепра (к г. Орша) осуществляются межгосударственные перевозки с Белоруссией, Северского Донца - с Россией. Особое значение в этом плане имеет Дунай, который связывает Украину с Румынией, Болгарией, Сербией, Венгрией, Словакией, Австрией и Германией. Важнейшими речными портами Украины является Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Киев, а также Рени.

Основными видами грузов, которые перевозятся речным транспортом, являются минеральные строительные материалы - 51,8 млн. т (86%), далее идут руда - 2,4 млн. т (4%) и каменный уголь - 1,3 млн. тонн.

В перспективе, в контексте Черноморско-Балтийского интеграционного проекта транспортных коридоров, целесообразным является строительство в Белоруссии судоходного Днепровско - Двинского канала (Орша - Бешенковый), который мог бы дать выход Украине и другим черноморским государствам к Балтийскому морю, а балтийским - Черному морю. С введением в действие в Германии (1992 г.) судоходного канала Рейн – Майн - Дунай Украина объединилась речными артериями с Нидерландами и другими странами Северного моря.

 

Морской транспорт

 

Морской транспорт в структуре перевозок пассажиров занимает предпоследнее место (кроме городского электрического) - 21 млн. т, или 0,2%. По перевозкам грузов этот транспорт находится также на предпоследнем месте - 44 млн. т, или 2%.

Морской транспорт концентрируется исключительно на юге страны - на побережье Черного и Азовского морей, в так называемом Азово-Черноморском бассейне, который через проливы Босфор и Дарданеллы связан со Средиземноморьем. Выделяют три вида перевозок:

а) малый каботаж - перевоз между портами одного государства од­ного моря (например, Черного);

б) большой каботаж - перевоз между портами одного государства разных морей (например, Черного и Азовского);

в) заграничные (например, между портами Украины и России, Украины и Франции и т.п.).

Организационно морской транспорт Украины состоит из трех морских пароходств: Черноморского, Азовского и Украинского Дунайского. Сегодня они имеют статус судоходных компаний. В состав Чер­номорского морского пароходства входят морские порты Одесса, Ильичевск, Южный, Белгород - Днестровский, Николаев, Очаков, Херсон, Скадовск, Евпатория, Севастополь, Ялта, Феодосия. Наибольшим портом, в том числе и всей страны, является Одесса - морская столица Украины. Грузовой оборот Одессы около 20 млн. т, а вместе с Ильичевским и Южным около 40 млн. т. Вместе эти порты образовывают мощный Одесский портовый комплекс. Азовскому морскому пароходству (управление в Мариуполе) подчинены морские порты Мариуполь, Бердянск, Керчь. В состав Украинского Дунайского морского пароходства 48 (управление в Измаиле) входят морские порты Измаил, Килия, Ренни. Существует три международные морские переправы: украинско-болгарская - Одесса-Варна, украинско-российская – Керчь - Тамань. Основными грузами являются нефть и нефтепродукты, железная руда, хлебные грузы, строительные материалы и др. Третья паромная переправа Ильичевск - Поти (Грузия).

В перспективе роль Одесского портового комплекса (Одесса, Ильичевск, Южный) в Украине будет возрастать. Южный порт планируется превратить в мощный нефтяной терминал по приему нефти из танкеров в объёме 40 млн. т в год. На морском транспорте будет углубляться специализация, контейнеризация, возрастет использование танкеров, лихтеровозов, балтанкеров и других категорий судов.

 

Авиационный транспорт

 

По объему отправлений пассажиров авиационный транспорт находится, наряду с речным, на последнем месте (не принимая во внимание городской электрический транспорт) - 14 млн. пас., или 0,1%. По объему отправлений грузов также удерживает последнее место - 0,1 млн. т, или 0,01%. Авиационный транспорт выполняет важные функции в связях нашей страны с другими государствами, в особенности на западе, востоке и юге. Велика его роль и во внутригосударственных сообщениях, в частности, запад-восток (Львов-Харьков, Львов-Донецк).

Генетически авиационный транспорт наиболее молодой вид транспорта. Он единственный, который полностью не требует создания путей соединения, а только транспортных узлов - авиагаваней (аэропортов).

Самые большие авиагавани Украины: Киев (2 аэропорта - Борисполь и Жуляны), Одесса, Симферополь, Харьков, Львов. На Киев приходится 1/7 перевозок пассажиров авиатранспортом, около 2 млн. т пассажиров в год.

Для перевозок пассажиров характерна ярко выраженная сезонная неравномерность. Объем отправлений пассажиров летом в 3-4 раза превышает объем отправлений зимой. Основным видом перевозок грузов является почта. В перспективе в процессе все более тесной интеграции Украины в европейские и мировые социально-экономические струк­туры роль авиатранспорта будет возрастать. В этом плане необходима коренная реконструкция международных авиагаваней, расширение их числа минимум до семи (Киев, Львов, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Одесса, Симферополь), обновление подвижного состава (авиалайнеров) и т.п.

 

Характеристика транспортных узлов и магистралей

 

По сравнению с другими видами хозяйства транспорт имеет линейно-узловой характер размещения. Он предопределяет наличие двух элементов транспортной сети - транспортных узлов и транспортных магистралей. Вместе они образуют транспортные системы.

Транспортный узел - это место стыка не менее трех линий и пото­ков одного или нескольких видов транспорта. Различают специализированные и интегральные транспортные узлы. Специализированные представлены одним видом транспорта. Например, Умань - большой специализированный автомобильный транспортный узел, Смела - железнодорожный, Дашава - трубопроводный и т.п. Интегральные представлены узлами, в которых объединяются четыре, три и два вида транспорта. Выделяется один узел транспорта: автомобильно-железнодорожно-реко-авиационный - Киев. Наибольшие транспортные узлы: автомобильно-железнодорожно-авиационный - Львов, Харьков, Днепропетровск; автомобильно-железнодорожно-трубопроводный – Кременчуг, Мукачево, Стрый; железнодорожно-авиационно-морской - Одесса. Двутранспортных узлов много. Среди них выделяют: автомобильно-железнодорожные - Тернополь, Ивано-Франковск, Черновцы, Ковель, Хмельницкий, Коростень, Николаев, Запорожье, Дебальцево; автомобильно-трубопроводный - Долина; автомобильно-авиационный - Симферополь и др.

Среди транспортных магистралей особое значение имеют транспортные полимагистрали. Транспортные полимагистрали представлены, как правило, объединением линий и потоков двух (битранспортные) и реже трех (тритранспортные) видов транспорта. Важнейшие битранспортные полимагистрали Украины - автомобильно-железнодорожные: Киев – Винница – Хмельницкий – Тернополь - Львов; Киев – Житомир – Ривне - Львов; Киев -Конотоп; Киев – Полтава – Харьков - Дебальцево; Киев – Смела – Александрия - Днепропетровск; Львов - Мукачево; Хмельниц­кий - Черновцы; Полтава – Кременчуг – Кировоград - Котовск; Харьков – Днепропетровск - Запорожье-Симферополь-Севастополь; Днепропетровск – Донецк – Дебальцево - Луганск; автомобильно-речные – Киев - Кременчуг-Днепропетровск-Запорожье. Среди транспортных магистралей заслуживает внимания автомобильно-железнодорожно-трубопроводная линия Ривне-Львов-Мукачево.

 

Районирование транспорта

 

Районирование транспорта, учитывая его специфику, является самым сложным в региональной экономике. В наиболее общем виде в Украине можно выделить четыре транспортно-экономических района: Приднепровский, Прикарпатский, Причерноморский, Приазовский. Они имеют определенные общие черты относительно количества и степени развития представленных здесь видов транспорта.

Приднепровский: автомобильно-железнодорожно-реко-авиационый транспортно-экономический район включает: Киевскую, Житомирскую, Черниговскую, Сумскую, Винницкую, Черкасскую, Кировоградскую, Полтавскую области и г. Киев. Важнейшие транспортные узлы - Киев, Казатин, Полтава, Кременчуг и др.

Прикарпатский: автомобильно-железнодорожно-трубопровод-но-авиационный транспортно-экономический район включает: Львовскую, Волынскую, Ривненскую, Тернопольскую, Хмельницкую, Закарпатскую, Ивано-Франковскую и Черновицкую области. Важнейшие транспортные узлы - Львов, Ривне, Мукачево, Ивано-Франковск, Тернополь, Черновцы, Хмельницкий, Стрый, Ковель, Красное и др.

Причерноморский: автомобильно-железнодорожно-авиацион-но-реко-морской транспортно-экономический район, в отличие от двух предшествующих представлен не четырьмя, а пятью видами транспорта, следовательно, является более развитым. Район включает: Одесскую, Николаевскую, Херсонскую области, Республику Крым, Севастополь. Важнейшие транспортные узлы - Одесса, Николаев, Херсон, Симферополь, Джанкой и др.

Приазовский: автомобильно-железнодорожно-трубопроводно-авиационно-реко-морской транспортно-экономический район. В его состав входят все шесть видов транспорта, и он является наиболее развитым в Украине. Включает в себя Харьковскую, Запорожскую, Днепропетровскую области.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.