Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местные государственные администрации




Административно-территориальные единицы

Географические данные

АРК как субъект Украины

Лекция 17. Региональная экономика АРК

 

Общие сведения об Автономной Республике Крым.

Площадь (без г. Севастополя) 26,08 тыс. кв. км, 4,3 % территории Украины, 13-е место среди областей. Расстояние от Симферополя до Киева:

- по железной дороге 865 км;

- по шоссейным дорогам 1000 км.

 

 

Республика расположена на крайнем юге Восточно-Европейской равнины, примерно одинаково удалена от экватора и Северного полюса. На юге полуострова поднимаются Крымские горы (до 1545 м над ур. моря).

Географически Крым расположен между 44023 и 46015 с.ш. и 32040 в.д.

Климат умеренный. Среднегодовые температуры: летняя + 210С, зимняя – 20 С. Количество осадков 407 мм (среднегодовое).

По территории республики протекает 257 рек длиной более 5 км. Наиболее крупная – Салгир, длиною 220 км, а самая полноводная – Бельбек (расход воды до 150 литров в секунду).

 

Границы (вместе с г. Севастополем)

 

Граничит с Херсонской областью. По территории республики проходит государственная граница, в том числе морская граница – 292 км.

На границе расположено 9 пунктов перехода: авиа (г. Симферополь, Евпатория, Керчь, Камыш-Бурун, Крым-Кубань, Севастополь, Феодосия, Черноморское, Ялта).

 

Количество районов – 14: Бахчисарайский, Белогорский, Джанкойский, Кировский, Красногвардейский, Красноперекопский, Ленинский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский, Черноморский.

 

Города республиканского подчинения – 11: Алушта – 61,0 тыс. чел., Армянск – 27,6 тыс. чел., Джанкой – 48,5 тыс. чел., Евпатория – 130,6 тыс. чел., Керчь – 165,74 чел., Красноперекопск – 31,8 тыс. чел., Саки – 31,9 тыс. чел., Симферополь 364 тыс. чел., Судак – 36,4 тыс. чел., Феодосия – 115,4 тыс. чел., Ялта – 160,4 тыс. чел.

 

Совет министров – 1, работников – 992 чел.

Районные государственные администрации – 14, работников – 1509 чел.

 

Всего местных Советов – 314, в них депутатов – 6774 чел.

Районные – 14; 779

Городские (городов республиканского подчинения) – 11; 428

Районные в городах – 3; 128

Поселковые – 37; 917

Сельские – 243; 4285

Городские в районах – 5;137

 

Население (по состоянию на 01.01.02 г., без г. Севастополя) (в числителе наличное население, в знаменателе – постоянное)

2 млн. 157,7 тыс. чел./2 млн. 129,3 тыс. чел., 4,3 % населения Украины (8-е место среди областей), в том числе:

- городское – 1 млн. 353,9 тыс. чел.

- сельское – 803,8 тыс. чел.

- мужчин 1 млн. 76,4 тыс. чел., 46,7 %

- женщин 1 млн. 81,3 тыс. чел., 53,3 %.

 

Пенсионеров 22,7 наличного населения, из них:

- по возрасту – 404 339 чел., или 18,7 %

- по инвалидности – 85 435 чел., или 4,0 %.

 

Проживает в столице республики 364 тыс. чел.

Плотность населения на кв. км 83 чел.

Рождаемость (на 1000 жителей) 7,7 чел.

Смертность (на 1000 жителей) 12,8 чел.

Естественная убыль населения (на 1000 жителей) 5,1 чел.

 

Занятость населения (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя).

В народном хозяйстве республики работало 680,0 тыс. чел., из них:

- в сфере материального производства – 60,3 %;

- в промышленности – 16,2 %;

- в сельском хозяйстве – 23,3 %;

- в непроизводственной сфере – 39,7 %;

 

Промышленный комплекс (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя).

Количество предприятий – 324.

Объем промышленного производства в действующих ценах 1114,6 млн.грн. – 1,5 % объема промышленного производства Украины (11 место среди регионов Украины).

Специализация республики (в % к объему производства Украины):

- пищевая промышленность -2,8;

- химическая промышленность – 3,7;

- топливная промышленность -1,6;

- машиностроение -1,5;

- легкая промышленность – 0,6;

 

Товары народного потребления – 384,0 млн. грн.

Продовольственные товары – 194,7 млн. грн.

Алкогольные напитки – 106,6 млн. грн.

Непродовольственные товары – 82,8 млн. грн.

- в т.ч. товары легкой промышленности – 6,2 млн. грн.

 

Сода кальцинированная – 350,2 тыс. т.

Минеральные удобрения – 45,2 тыс. т.

Природный газ – 780,4 млн. куб. м.

Технологическое оборудование для АПК – 5,5 млн. грн.

Структура промышленного производства (в % к объему производства республики):

- пищевая промышленность - 30,9;

- химическая и нефтехимическая промышленность – 17,9;

- машиностроение и металлообработка – 17,4;

- топливная промышленность – 13,7;

- мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность - 2,0;

- электроэнергетика – 10,1;

- металлургическая промышленность – 2,3;

- легкая промышленность – 0,7.

 

Сельское хозяйство (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя).

Количество сельскохозяйственных предприятий – 317, фермерских хозяйств – 1331.

Площадь сельскохозяйственных угодий у товаропроизводителей, (включая подсобные хозяйства), составляет 1797,7 тыс., га или 4,3 %, угодий Украины, из них:

- пашни 1196,6 тыс. га – 3,6 % пашни Украины;

- орошаемых земель 397,7 тыс. га;

- пастбищ 461,2 тыс. га.

 

Объем сельскохозяйственного производства (в сопоставимых ценах 1996 г.) 1,0 млрд. грн. – 3,5 % объема сельскохозяйственного производства Украины.

Структура сельскохозяйственного производства:

- растениеводство – 60 %;

- животноводство – 40 %.

 

Основные направления производства в отрасли растениеводства:

- выращивание зерновых и овощных культур;

- возделывание многолетних насаждений (садоводство и виноградарство).

 

Основные направления производства в отрасли животноводства:

- выращивание скота молочного направления;

- птицеводство;

- овцеводство.

 

Строительство (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя)

Капитальные вложения в развитие экономики республики на 1998 год составляют 232,3 млн. грн. Удельный вес капитальных вложений республики в общем объеме капвложений Украины 1,7 %.

Ввод в действие основных фондов 194,5 млн. грн.

Введено в действие жилья 222,3 тыс. кв. м.

Количество строительных организаций 892.

Выполненный ими объем работ (в сопоставимых ценах) 156,0 млн.грн.

 

Финансы (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя)

В бюджеты всех уровней поступило налогов и прочих обязательных платежей 755,6 млн.грн. В бюджет Автономной Республики Крым мобилизовано 513,3 млн. грн.

Расходы бюджета АРК составили 513,0 млн.грн., из них 373,8 млн. грн. направлено на содержание социально-культурной сферы и социальные выплаты.

 

Внешнеэкономическая деятельность (по состоянию на 01.01.99 г., без г. Севастополя)

Внешнеэкономический оборот товаров и услуг:

- всего 368,8 млн. дол. США;

- экспорт 201,6 млн. дол. США;

- импорт 167,2 млн. дол. США;

- баланс 34,4 млн. дол. США.

 

Объем внешней торговли товарами:

- всего 290,0 млн. дол. США;

- экспорт 132,0 млн. дол. США;

импорт 158,0 млн. дол. США;

баланс – 26,0 млн. дол. США..

 

Хозяйство Крыма представляет собой сложное образование, состоящее из двух сфер: производственной и социальной. В первой создаются материальные ценности -технологические линии для предприятий пищевой промышленности, морские суда, сельскохозяйственная техника, радиоэлектронная и химическая продукция, стройматериалы, зерно, виноград, фрукты, овощи, эфиромасличные культуры, вино, мясо, молоко, яйца и т.д. К этой сфере, сложившейся под влиянием многих факторов (природного, выгодности экономико-географического положения и др.), относится и рекреационное хозяйство.

Существующая экономическая структура Крыма несовершенна. Многие отрасли (химическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов) вступают в конфликт с природными комплексами и лишь в незначительной степени работают на потребности республики. Совершенствование этой структуры может идти лишь в направлении социологизации, экологизации, гуманизации производства и жизни людей. При этом должна быть усилена рекреационная функция. В Крыму должны получить развитие и базовые отрасли машиностроения (наукоемкие, с низкими индексами расхода сырья, топлива и энергии).

Ко второй сфере хозяйства Крыма относятся отрасли, связанные с обслуживанием населения, в которых занято около 30 % трудоспособного населения.

Сегодня в Крыму, как и во всех странах СНГ, налицо признаки экономического кризиса. В связи с распадом Советского Союза нарушились экономические связи с различными регионами некогда огромного государства.

Переход от плановой экономики к рыночной сдерживается медленным формированием банков (всех форм собственности), налоговой и аудиторской служб, рискового (венчурного) предпринимательства, служб маркетинга и менеджмента, аукционов, ярмарок, бирж и брокерских контор. Одновременно необходимо вступление Крыма в единое экономическое пространство стран Украина, Беларуссия, Россия, Казахстан. В противном случае рыночная перестройка и, как следствие, повышение жизненного уровня крымчан останутся лишь благими пожеланиями.

Учитывая, что место Крыма в международном разделении труда определяют рекреационное и сельское хозяйства, в перспективе экономика республики должна развиваться в форме агрорекре-ационного комплекса с набором производств, приближающих его к стандартам международных корпораций. Сопряженное функци-онирование отраслей (производств) в составе агрорекреационной корпорации даст крымчанам максимальный рекреационный эффект, укрепит позиции Крыма на мировом рекреационном рынке. Это тем более важно, т.к. в Западной Европе по экономической эффективности рекреация уступает лишь электронной промышленности. Рекреация рассматривается на Западе как чрезвычайно перспективная отрасль для высокоприбыльных инвестиций, характеризуется высокой оборачиваемостью капитала и, следовательно, быстрой отдачей. Не менее выгодно и развитие туризма, на долю которого приходится около 12 % общего объема мировой торговли.

Основные направления экономической политики АРК:

1) постепенная реструктуризация народного хозяйства Крыма и его приспособление к современным рыночным условиям. Структура экономики Крыма должна в максимальной степени учитывать природно-сырьевую, географическую и геополитическую специфику региона, исходя из которой следует определить собственную экономическую "нишу" в украинском общегосударственном, межгосударственном в рамках СНГ и международном разделении труда.

2)Принятие неотложных мер по формированию нового инвестиционного климата, направленного на динамическое обновление производственных фондов в приоритетных сферах крымской экономики. Создание экономического, юридического и финансового механизмов, стимулирующих субъектов хозяйственной деятельности к осуществлению капиталовложений в указанные сферы.

3) Осуществление активной государственной политики в формировании нового качества совокупной рабочей силы в связи с потребностями меняющейся модели экономики и ее перспективных задач. При этом особого внимания заслуживает подготовка специалистов технического профиля для приоритетных сфер народного хозяйства Крыма, а также квалифицированной рабочей силы из молодежной среды. К, данному направлению следует отнести сохранение и совершенствование системы образования и придание ей управляемого характера во всех формах собственности и организации.

4) Активизация приватизационного процесса, ориенти-рованного на создание многоукладной экономики и обеспечение экономической свободы для всех форм хозяйствования и предпринимательства.

5) Формирование более эффективного и действенного механизма управления экономическими процессами в Крыму. При этом более активно должны использоваться все методы управления: административные, экономические, финансовые и идейно-воспитательные. Максимальная часть управленческих функций должна быть рационально распределена среди таких субъектов управления, как правительство Крыма, директорат предприятий и учреждений. Влияние стихийного рыночного механизма на экономику на данном этапе должно быть минимальным, хотя и не исключено в отдельных экономических процессах.

Разработаны три программы: 1) стабилизации экономики Крыма; 2) выхода из экономического кризиса; 3) перспективного развития и адаптации народного хозяйства к рыночным условиям. Они будут отличаться как целями, так и средствами их достижения. Причем реализация этих программ должна осуществляться не в приведенной последовательности, а одновременно и по ряду мер синхронно.

Каждая из трех программ должна содержать систему мер, обоснованных наличием материальных, энергетических, финансовых и трудовых ресурсов Крыма. Все факторы и причины, обусловливающие динамику макроэкономических процессов крымской экономики, следует учесть и определить меры по их негативному воздействию. Общими принципиальными положениями, определяющими существо программ, должны стать:

1) выбор приоритетных целей развития для каждого периода;

2) техническое обновление производственных фондов в соот-ветствии с требованиями НТП;

3) оптимальное государственное регулирование социально-экономических процессов на всех уровнях региональной экономики в сочетании с вызревающим рыночным механизмом;

4) изыскание и привлечение материальных, денежных и других ресурсов для обеспечения программных мероприятий;

5) активизация экономических реформ и, в частности, процесса приватизации;

6) рационализация структуры экономики Крыма и постепенное ее освобождение от низкорентабельных, экологически вредных видов производства с целью постепенной интеграции Крыма в рыночные структуры других регионов Украины и стран;

7) осуществление активной кадровой политики, ориенти-рованной на повышение качества совокупной рабочей силы, адекватной потребностям предприятий и учреждений Крыма.

В перспективной программе выбор приоритетных отраслей и производств будет ориентирован на достижение хозяйственной самостоятельности Крыма при значительной интеграции в мировое хозяйство. Такая ориентация позволит обеспечить развитие народного хозяйства в рыночных условиях, достичь приличного жизненного уровня крымчан, иметь здоровую социально-политическую атмосферу. Ограниченность водных, энергетических, земельных и других ресурсов побуждает идти на такое "самоограничение". Распылять их в условиях рынка, отсутствия гарантированного централизованного обеспечения стало непозволительной роскошью, граничащей с безумным расточительством. Экономическими приоритетами Крыма должны стать: а) специализированный аграрный комплекс (садоводство и животноводство); б) перерабатывающая сельскохозяйственную продукцию промышленность (прежде всего виноделие); в) наукоемкое, основанное на высших технологиях, машиностроение; г) рекреационно-туристический комплекс.

Остальные отрасли и производства могут иметь лишь обслуживающее, жизнеобеспечивающее значение.

Критериями приоритетности в программах стабилизации и выхода из кризиса могут служить темпы роста объемов продукции, увеличивающиеся темпы капиталоотдачи, наличие необходимых ресурсов и эффективность их использования, улучшение социально-политической обстановки (в том числе, повышение занятости граждан).

Пути к достижению этих результатов лежат через привлечениеи мобилизацию финансовых ресурсов в производственную сферу, преодоление кризиса управления, формирование новых видов собственности и эффективных форм хозяйствования, техническое обновление производства.

Таким образом, как цели, так и приоритетные направления хозяйственной, финансовой и социальной деятельности в трех программах будут различными.

Решающим гарантом экономической стабильности должно стать реформирование собственности и форм хозяйствования. Приватизация призвана решить проблему которая состоит в том, что создание коллективных, акционерных и частных форм собственности позволит устранить или хотя бы ослабить фактор отчуждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.