КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Состояние народного хозяйства АРК
Анализ состояния приватизационного процесса показал, что в целом созданы необходимые условия функционирования различных форм собственности. За период реформирования государственной собственности изменило форму собственности около 70 процентов предприятий, приватизировано 2607 объектов. Анализ показывает, что с изменением форм собственности предприятий, как правило, более активно проводится их реконструкция и техническое перевооружение. Так, стабильно работают ОАО "Крымский содовый завод", ОАО "Симферопольский завод пластмасс", ОАО "Симферопольский завод "Прогресс", ЗАО "Анна", ОАО "Надежда" и ряд других. В настоящее время удельный вес негосударственного сектора в производстве промышленной продукции ичастного сектора в общем объеме производствасельскохозяйственной продукции уже превысил половину. Для ускорения приватизационного процесса и усиления управляемости государственным сектором экономики основными задачами на ближайший период определены: ■ переход от сертификатной к денежной приватизации; ■ максимальное привлечение иностранных инвестиций; ■ формирование реального, эффективного собственника. В числе сложнейших проблем в республике остается проблема приема и обустройства депортированных граждан, составляющих уже 12 процентов общей численности населения Крыма. На полуостров возвратились около 250 тыс. депортированных граждан, из них обеспечены жильем только 56 процентов. В 300 поселках компактного проживания этой категории граждан практически отсутствуют газификация, канализация и объекты бытового обслуживания. Электроэнергией обеспечено около 50 процентов поселков и дорогами - 10 процентов.
Глубокий экономический кризис, проблемы занятости и резкое снижение жизненного уровня населения, ухудшение демографической ситуации, нерациональное использование природных ресурсов и постепенная их деградация обусловливают необходимость проведения коренных изменений: создание эффективной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей рациональное использование природного, экономического, культурного потенциала. Что касается перспективы развития экономики Крыма, то Совет министров Автономной Республики Крым имеет четкую программу действий, которая утверждена Верховной Радой Автономной Республики Крым 18.03.99 г. а также Комплексная долгосрочная Программа социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым. Данная программа охватывает период до 2010 года, согласована со всеми общегосударственными министерствами, комитетами, ведомствами, одобрена Кабинетом министров Украины и утверждена Верховной Радой Автономной Республики Крым. Цель программы состоит в создании необходимых правовых, экономических и организационных основ для формирования на базе рационального использования ресурсного потенциала территории эффективной социально ориентированной экономической системы рыночного типа, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, экологическую безопасность региона и наращивание экспортного потенциала.
Основные задачи Программы состоят в обеспечении: - усиления социальной ориентации экономики и решения на этой основе комплекса социально-экономических проблем, связанных с повышением реальных доходов, уровня жизни населения, увеличением объемов производства продуктов питания, товаров народного потребления и развитием социальной сферы; - формирования прогрессивной структуры народного хозяйства республики с высоким уровнем сбалансированности и пропорциональности основных межотраслевых комплексов, отраслей и производств с эффективными экономическими связями, в т. ч. и международными; реструктуризации предприятий;
- снижения ресурсоемкого материального производства за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, поэтапного вывода из эксплуатации энергоемких и экологически опасных производств; - ускорения развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население и курортно-рекреационный комплекс высококачественными продуктами питания, товарами и услугами, расширение их экспортных возможностей; - экологизации производства, уменьшения техногенных нагрузок на природу, осуществления перехода к сбалансированному использованию и восстановлению рекреационных и других природных ресурсов. С учетом изложенных проблем социально-экономического развития республики, природно-климатического и ресурсного потенциала, особенностей специализации региона, его места в общегосударственном и межгосударственном разделении труда определены следующие долгосрочные региональные приоритеты: - комплексное развитие и эффективное функционирование курортно-рекреационного комплекса, формирование его как основной отрасли экономики республики; - развитие топливно-энергетического и водохозяйственного комплексов до уровня, стабильно обеспечивающего потребности населения и отраслей народного хозяйства; - реформирование и развитие агропромышленного комплекса, обеспечивающего потребности населения и граждан, приезжающих на отдых и лечение, в экологически чистых продуктах питания, сырьем перерабатывающие отрасли промышленности и увеличение экспортного потенциала традиционных видов продукции; - ускорение расселения и обустройства депортированных граждан, возвращающихся в Крым. Проблемы и перспективы экономического развития АРК. Авторский коллектив крымских ученых, оценив состояние экономики, научного и ресурсного потенциала АРК, пришел к следующим выводам. Крым располагает необходимыми ресурсами для относительно быстрого эколого-социально-экономического возрождения и перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему высокий жизненный уровень крымчан, восстановление и сохранение чистоты окружающей природной среды. Для реализации этой программы необходимо осуществить:
1. Структурную перестройку экономики Крыма с учетом курортно-рекреационных приоритетов развития. Разработанные в КАПКСе методические положения по совершенствованию организационной структуры управления курортной отраслью рекомендуется использовать, особенно, в переходный период формирования системы рыночной экономики. Предлагается создать Координационный совет по проблемам рекреации, который сможет осуществлять координацию, разрабатывать рекомендации для всех уровней управления, обеспечивая сбалансированную деятельность всех создателей рекреационной услуги на основе маркетинговых исследований рынка рекреации. 2. Создать рациональную территориальную организацию природопользования. Достижение стратегических целей устойчивого развития должно опираться на концепцию формирования ноосферной территориальной системы, предусматривающей создание природоохранного каркаса из взаимосвязанного и взаимодополняющего комплекса заповедных и в разной степени преобразованных территорий. Система охраняемых территорий, со щадящим режимом природопользования, должна образовывать взаимосвязанный комплекс, в котором каждая зона дополняет друг друга. Общая площадь охраняемых территорий должна составлять в условиях Крыма 60%, причем в Горной части – 70-80%, в Равнинной - 50%. Земли интенсивного сельского хозяйства, промышленные районы города и поселки, зоны добычи полезных ископаемых, транспортные линии и узлы образуют вкрапления в охраняемые природные территории. 3. Сохранить природный заповедный фонд Крыма - средоохраняющий и средовоспроизводящии источник уникальной природы полуострова. Одним из путей оптимизации рационального природопользования представляется создание в предгорном горно-лесном и субсредиземноморском Крыму крупного Природного Национального парка "Таврида". Границы парка должны охватить практически всю рекреационно неосвоенную территорию горно-лесного Крыма от мыса Айя (район Севастополя) на юго-западе до Карадага (район Феодосии) на северо-востоке. Сеть существующих заповедных территорий могла бы войти в состав национального парка, образовав его абсолютно заповедные зоны (центры биосферного мониторинга).
4. Сохранять и развивать курортно-рекреационный потенциал Крыма. Для этого необходимо совершенствование организационной структуры управления рекреационным комплексом Крыма. Обобщением научных разработок и результатов практической деятельности рекреационной сферы Крыма подтверждается целесообразность координации действий хозяйственных организаций, образующих рекреационно-экономический комплекс территории на основе экономической заинтересованности. Для реализации данного подхода предлагается организация Координационного совета по проблемам рекреации при правительстве АРК, включающего научно-аналитический центр по изучению указанных проблем. 5. Развивать в Крыму только адаптированные к природе ресурсосберегающие технологии сельскохозяйственного произ-водства, ориентированные на наиболее полное использование уникального природного и биоклиматического потенциала Крыма: плодоводство, виноградарство, овощеводство, табаководство, эфирномасличное производство и др. 6. Разработать и внедрить научно обоснованные нормы и режимы водопотребления, максимально использовать местные водные источники, морскую воду, повторно использовать сточные воды в промышленности и сельском хозяйстве. Необходимо введение лимитов на водопотребление и дифференцированных тарифов на водопотребление и водоотведение. Повсеместный строгий водоучет: модернизация санитарно-технических приборов и оборудования с целью повышения их водоэкономности, разработка моделей рационального использования водных ресурсов в городах, селах, рекреационных зонах, на промышленных и коммунальных предприятиях. 7. Необходимо принять эффективные меры по перестройке топливно-энергетического хозяйства Крыма в направлении экономного использования энергетических ресурсов. По оценкам специалистов, потенциал энергосбережения в Крыму может составлять до 40-50% существующего энергопотребления. Важнейшим этапом перестройки предприятии должно стать обеспечение всех потребителей средствами учета, контроля и регулирования расхода всех видов энергоносителей. Необходимо развивать нетрадиционные источники энергии, использующие возобновляемые энергетические ресурсы. Приоритетными направлениями на ближайшее будущее следует считать малозатратные проекты (малые ГЭС, геотермальные ресурсы, использование солнечной энергии для обогрева зданий), а на перспективу - введение в эксплуатацию значительных мощностей ветроэнергетических станций (ВЭС). 8. Горное производство в Крыму во многих случаях недостаточно эффективно и небезопасно в экологическом отношении вследствие несовершенства применяемых технологий и некомплексности освоения месторождений. С целью исключения или приведения к минимуму вредного воздействия горного производства на природную среду необходимо определить потребность АРК в минеральной продукции; ограничить горные разработки, не связанные непосредственно с удовлетворением потребностей Крыма и объектов рекреации; пересмотреть территориальное размещение горного производства с учетом экологической емкости ландшафтов, инженерно-геологических и геодинамических условий территорий; в зонах рекреации и развития ценных пахотных земель перейти на подземную разработку полезных ископаемых; повысить комплексность освоения разрабатываемых месторождений, добываемое сырье использовать по его наиболее ценным потребительским свойствам; минерально-сырьевую базу Крыма развивать за счет реализации геологических перспектив неосваиваемых или мало осваиваемых территорий с малоценными землями. 9. Всемерно способствовать утилизации промышленных и бытовых отходов. Создание безотходных и малоотходных производств и существенное оздоровление территории Крыма возможно при наличии соответствующих законодательных актов. Необходимо обязать все предприятия, создающие или имеющие отходы, безвозмездно и беспрепятственно, в неограниченных количествах отпускать их потребителям и способствовать их утилизации. Рекомендуется провести инвентаризацию стихийных свалок и обязать землепользователей ликвидировать их, а в случае невыполнения - оплатить стоимость работ тем, кто проведет им очистку территории. 10. Крым расположен в геодинамически активной зоне, где возможны землетрясения, оползни, обвалы, активизация карстовых, эрозионных, абразионных и других процессов, влияющих на устойчивость промышленных и жилых объектовсооружений, а также транспортные коммуникации. В связи с этим необходимо продолжить работы по выявлению и картированию геодинамически активных зон, спрогнозировать возможные нагрузки на сооружения в опасных участках застройки, разработать мероприятия в области сейсмозащиты и сейсмоизоляции зданий, защиты от других опасных геологических процессов и явлений. Объединив усилия ученых и практиков, необходимо организовать в Крыму постоянно действующий мониторинг опасных геодинамических процессов. 11. Для оптимального решения экологических проблем промышленно-городских агломераций (ПГА) Крыма необходимо продолжить экологическое картирование изменений в окружающей среде (атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере), выполнить интегральную оценку воздействия антропогенной нагрузки ПГА и прогноз возможных изменений в природной среде, предусмотреть мероприятия по предупреждению и ликвидации отрицательных последствий изменений окружающей природной среды. 12. Устойчивое развитие Крыма возможно при условии решения целого ряда общественно-политических, социально-экономических и других задач. Для этого необходимы: совершенствование общественно-политической системы, формирование гражданского общества правового государства, цивилизованного рыночного хозяйства, осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную на всех уровнях управления, совершенствование экологического образования и воспитания и т.д. В ближайшее будущее необходимо учитывая техногенные изменения геологической среды, провести комплексные эколого-геохимические и медико-биологические исследования, вместе с этим провести зонирование территорий и разработать рекомендации по реконструкции городов, конверсии промышленных предприятий, утилизации отходов и т.д. Все эти исследования могут быть выполнены, а результаты их успешно внедрены при одном непременном условии - разработке и принятии Государственной программы перехода АРК к устойчивому развитию.
В лекции отражены лишь отдельные аспекты сложной проблемы перехода Крыма к устойчивому развитию. Крымчанам необходимо решить такие проблемы, как сохранение биоразнообразия, альтернативная энергетика, водообеспечение, безотходные технологии, экологическое образование и воспитание и многие другие. Определяя стратегические задачи будущего развития Крыма, нельзя забывать о глобальных тенденциях развития человечества. Главная из них заключается в том, что человек - пусть и важная, но часть биосферы, что он возник в результате эволюции биосферы и на него распространяются законы развития биосферы. Отступление от этих законов чревато для общества катастрофическими последствиями. Впереди, в XXI веке, у крымчан огромное поле деятельности. Усилиями представителей курортно-рекреационной области, ученых, экологов, политиков, промышленников, бизнесменов, молодежи — всех патриотов Крыма можно сделать Крым экологически чистым, привлекающим миллионы людей своей удивительной историей, памятниками природы и культуры, своими великолепными пляжами и всегда волнующим самым синим, чистым и воодушевляющим морем.
Приложение 1.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |