Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Вопросы семинарского занятия




Методические основы

Вопросы семинарского занятия

Теории полезности

Тема 3. Конкурентное поведение в условиях рынка.

Цель семинара - формирование знаний и навыков экономического мышления студентов в области теории и практики производства, оптимизации соотношения производственных факторов; познание закономерностей формирования пропорций между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска.

Перечень практических заданий: изучение основной дополнительной литературы, подготовка текстов выступлений по вопросам семинарского занятия, подготовка рефератов индивидуально по заданию преподавателя, решение задач, выполнение заданий к семинарскому практикуму, подготовка ответов на вопросы для повторения и усвоения материала по модульной единице, выполнение тестовых заданий.

 

1. Характеристика конкурентного поведения производителя в зависимости от потребительского поведения.

2. Специфика рационального выбора потребления.

3. Закон убывающей предельной полезности.

4. Теория потребительского поведения.

5. Постоянные, переменные факторы производства. Техническая и экономическая эффективность.

 

Используемые методы решения задач и выполнения заданий направлены на освоение и развитие умений и навыков студентов по теории и практике производства, связанных с логикой мышления, практикой и технологией расчетов статистических показателей; анализа и синтеза экономической информации, представленной в различных формах (тексты, модели, графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.). Логическим завершением семинарского занятия являются т е с т ы. Это - своеобразный интеллектуальный тренинг, эффективная форма текущего контроля знаний студентов, позволяющая провести блиц-опрос присутствующих. При этом тестовые задания по данной модульной единице, относящиеся к промежуточному и итоговому контролю выполняются студентами с использованием компьютерных программ.

Основные теоретические положения и базовые понятия по данной модульной единице, используемые при решении задач и выполнении заданий: производство, объемом выпуска, технология производства, производственная функция, изокванта, изокоста, предельные нормы технологического замещения производственных факторов, понятия общего, среднего и предельного продукта переменного ресурса, закон убывающей производительности переменного фактора, эффект масштаба.

 

Задание 3.1. Из перечисленных ниже товаров выберите товары-субституты (товары-заменители) и товары-комплементы (товары-дополняющие): масло, фотоаппарат, вино, чай, стиральная машина, калькулятор, лимонад, водка, ручка, автомобиль, квас, арифмометр, телевизор, маргарин, фотопленка, карандаш, стиральный порошок, бензин, видеомагнитофон, кассета, чернила, велосипед, кофе, магнитола, телевизор.

 

Задание 3.2. Исходя из принципа поэлементной оценки предела полезности, используя данные таблицы 3.1, рассчитайте предельную полезность кирпичного дома для покупателя, оценив его предельную полезность на основе потребительских свойств альтернативных благ.

 

Таблица 3.1 - Предельная полезность благ для покупателя

Потребительские свойства Блага, тыс. руб.
Палатка Хижина Бревенчатый дом Кирпичный дом
Защита от непогоды        
Способность сохранять тепло        
Наличие водоснабжения        
Комфорт и другие удобства        

 

Задание 3.3. Потребительские предпочтения студентов университета при выборе одежды и продуктов питания представлены таблице 3.2. Начертите кривые безразличия обозначив на вертикальной оси затраты на одежду, на горизонтальной — на питание. Какие кривые безразличия отражают максимальный и минимальный уровень суммарной полезности? Достаточна ли имеющаяся информация для нахождения точки, ответствующей оптимальному объему потребления студентов?

Таблица 3.2 - Потребительские предпочтения при выборе одежды и продуктов питания

Наборы товаров, шт.
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Одежда Питание Одежда Питание Одежда Питание
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Задания для самостоятельного выполнения

 

Задание 3.4. Для некоторого потребления полезности постройте кривую безразличия, проходящую через точки и найдите норму замещения в этой точке.

 

Задание 3.5. Рассчитайте и внесите в таблицу недостающие данные.

Ответьте на вопросы и выполните задания: 1. При какой комбинации двух продуктов общая полезность будет максимальной? 2. Определите бюджет потребителя и постройте бюджетную линию, если: при цене продукта А 1,5 руб. и цене продукта В 7,5 руб. потребитель обычно покупает 10 ед. продукта А и 2 ед. продукта В. 3. Постройте кривую предельной полезности для продукта В. 4. Какую полезность получит потребитель, если весь свой бюджет истратит на покупку продукта В?

Таблица 2.3 – Динамика предельной полезности продуктов

Кол-во продукта Продукт А Продукт В
Полезность U Предельная полезность, MU Полезность U Предельная полезность, MU
             
             
             
             
             
        1 140    
             
             

 

Задание 3.6. Охарактеризуйте содержание понятия «технология». Чем характеризуется производственная функция с позиции экономической эффективности?

 

Задание 3.7. Дайте ответ на вопросы: Как определить угловой коэффициент изокванты? Как называется абсолютное значение такого коэффициента? Почему изокванты имеют вогнутую форму?

 

Задание 3.8. Какими факторами обусловлен положительный эффект масштаба? Изобразите этот эффект графически.

 

Тестовые задания

 

Вариант 1

1. Полезность — это:

а) потребительная стоимость блага;

б) суждение о ценности того или иного блага;

в) затраченный конкретный труд на производство потребительной стоимости;

г) цена, по которой предлагается товар.

 

2. Предельная полезность представляет собой:

а) полезность последующей дополнительно приобретаемой единицы блага;

б) максимальное стремление обладать благом;

в) полезность всего запаса благ;

г) цену, определяемую величиной предельных издержек.

 

3. Общая полезность увеличивается, если предельная полезность:

а) увеличивается;

б) приобретает отрицательное значение;

в) уменьшается;

г) уменьшается или увеличивается, но является величиной положительной.

 

4. Кривая безразличия представляет собой геометрическое место точек, каждая из которых характеризует:

а) равноценность издержек для производителя;

б) безразличие покупателей к предлагаемым ценам на товар;

в) безразличие продавцов к динамике цен на предлагаемые товары;

г) равноценность наборов благ для потребителя.

 

5. Производственная функция используется:

а) для определения доходов предприятия.

б) для определения эффективности использования производственных ресурсов.

в) для оценки динамики производства.

г) все вышеперечисленное имеет отношение к производственной функции.

д) все вышеперечисленное не имеет отношение к производственной функции.

 

6. Предельный продукт – это:

а) предельный размер продукта, который может быть достигнут при данных масштабах производства;

б) предельный объем производства;

в) дополнительный выпуск продукции, который можно получить, добавляя в производство одну единицу переменного фактора;

г) совокупный продукт в расчете на одну единицу переменного фактора.

д) все вышеперечисленные ответы неверны;

 

7. Теория потребительских предпочтений предполагает, что потребители:

а) не имеют представления о том, какой потребительский набор они предпочитают;

б) обладают неограниченным денежным доходом;

в) могут измерить предельную полезность потребляемых товаров;

г) способны к непротиворечивому выбору при потреблении товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.