Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум. Используемые методы решения задач и выполнения заданий направлены на освоение и развитие умений и навыков студентов по теории и практике функционирования




Методические основы

Используемые методы решения задач и выполнения заданий направлены на освоение и развитие умений и навыков студентов по теории и практике функционирования рынка труда; анализа и синтеза экономической информации, представленной в различных формах (тексты, модели, графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.). Логическим завершением семинарского занятия являются тесты. Это – эффективная форма интеллектуального тренинга и текущего контроля знаний студентов, позволяющая провести блиц-опрос присутствующих. При этом тестовые задания по данной теме, относящиеся к промежуточному и итоговому контролю выполняются студентами с использованием компьютерных программ.

Основные теоретические положения и базовые понятия по данной теме, используемые при решении задач и выполнении заданий: рынок труда, биржа труда рабочая сила, заработная плата, предельная производительность, экономически активное население, экономически неактивное (пассивное) население, безработица, экономическая рента, человеческий капитал, профсоюзы, трудоспособное население биржа труда, безработица.

 

Задание 6.1. Продолжительность рабочего дня – 8 часов, цена 1 часа труда – 48 руб. Определите повременную заработную плату и ее изменение, если: цена рабочего часа понизилась до 45 руб. при неизменном рабочем дне; продолжительность рабочего времени увеличится на 1 час при той же цене часа труда. Какова зависимость между повременной заработной платой и ценой труда?

 

Задание 6.2. На постройку производственных зданий авансировано: 800 млн. руб.; на закупку машин и оборудования — 120 млн. руб.; на приобретение сырья и полуфабрикатов — 15 млн. руб.; на топливо и вспомогательные материалы — 5 млн. руб.; на наем рабочей силы — 30 млн. руб. Рассчитайте стоимость основного и оборотного капитала. Что лежит в основе деления капитала на основной и оборотный?

Задание 6.3. Рента увеличилась с 2000 до 6000 руб., а норма процента за это же время снизилась с 4 до 2%. В каком направлении и во сколько раз изменилась цена земельного участка? В какой степени это вызвано ростом ренты, а какой — снижением процентной ставки? Почему цену земли называют капитализированной рентой?

 

Задания для самостоятельного выполнения

Задание 6.4. Дополни таблицу, укажи какие категории жителей страны, из приведенных в ней, относятся к экономически активному (ЭАН), а какие - к экономически неактивному (пассивному) населению (ЭНАН).

 

Население моложе трудоспособного возраста Население в трудоспособном возрасте Население старше трудоспособного возраста
Дети и подростки Трудоспособное население Инвалиды Пенсионеры
Учащиеся, дети до 15 лет Занятые подростки Занятое трудоспособное население Безработные Незанятое трудоспособное население Незанятые Работающие инвалиды I и II групп Незанятые «льготные» пенсионеры Занятые «льготные» пенсионеры Занятые Незанятые
                     
                       

 

Задание 6.5. Определите, к какой категории (занятые, безработные или экономически неактивные) относятся следующие жители страны:

1) домохозяйка, занятая воспитанием двухлетней дочери;

2) заболевший на длительный срок директор школы;

3) сотрудники благотворительной организации «Красный крест»;

4) шахтеры, объявившие забастовку из-за задержки выплаты заработной платы;

5) профессор МГУ, находящийся в ежегодном отпуске;

6) студент дневного отделения экономического факультета МГУ;

7) пенсионерка, получающая пенсию по старости;

8) неработающий инженер трудоспособного возраста, долго и безуспешно пытавшийся найти работу, отчаявшийся и прекративший ее поиски;

9) рэкетир, осужденный по статье Уголовного кодекса;

10) бухгалтер, уволившийся по собственному желанию и рассчитывающий най­ти более выгодную работу;

11) милиционер, вышедший досрочно на пенсию по состоянию здоровья;

12) портниха, не работающая три года из-за необходимости ухода за больным сыном;

13) секретарша, уволенная по сокращению штатов и активно ищущая новую работу;

14) выпускник техникума, прекративший поиски работы после долгих бесплодных попыток ее найти и готовящийся к эмиграции в будущем году;

15) менеджер, переведенный на режим неполного рабочего дня и активно ищущий другую работу.

Заполните таблицу:

Занятые Безработные Экономически неактивные
     

Задание 6.6. Предположим, что Вас назначили генеральным директором крупного комбикормового завода «Новый путь». Как показал проведенный анализ, в последнее время наметилось падение заинтересованности в результатах труда у работников завода и, как следствие, произошло падение производительности их труда. Ваша задача — добиться, чтобы сотрудники работали с полной отдачей в интересах компании. Какие стимулы для повышения эффективность труда работников завода моги бы предложить Вы? Поясните свой ответ.

Задание 6.7.

В результате инвестиций в размере 10 000 руб. в на­чале года ожидается отдача, в размере 1500 руб. ежегодно (в конце года).

Определите: выгодны ли такие инвестиции, если ставка банковского процента равна 10%; чему равна внутрен­няя норма рентабельности такого проекта.

 

Задание 6.8.

Факторами, влияющими на предложение земли, яв­ляются ее территориальное положение, плодородие.

Да Нет

Задание 6.9.

При увеличении плодородия земли спрос строителей небоскребов на землю: а)будет расти; б)будет уменьшаться; в) не изменится; г) ответ может быть разный в зависимости от сложив­шейся ситуации.

 

Тестовые задания

Вариант 1

1. В качестве цены на рынке труда выступает:

а) прибыль;

б) процент;

в) заработная плата;

г) рента;

д) дивиденд.

 

2. Спрос на труд зависит от:

а) динамики заработной платы;

б) величины предельного продукта, создаваемого трудом;

в) соотношения стоимости труда и машин;

г) спроса на товары и услуги, создаваемые трудом;

д) всего перечисленного.

 

3. К основному капиталу относятся:

а) стоимость предметов труда;

б) стоимость средств труда;

в) стоимость рабочей силы;

г) ценные бумаги;

д) денежный капитал.

 

4. Цена услуги реального капитала выступает в форме:

а) амортизации;

б) цены капиталистического блага;

в) арендной платы;

г) процентной ставки.

 

5. Абсолютная рента присваивается:

а) только с лучших участков земли;

б) только со средних участков;

в) только с худших участков;

г) со всех земельных участков.

 

6. Дифференциальная рента II возникает:

а) при экстенсивном типе ведения хозяйства;

б) при интенсивном типе ведения хозяйства;

в) при уменьшении предложения сельскохозяйственной продукции на рынке;

г) при повышении цен на сельскохозяйственную продукцию.

 

7. Безработным считается любой человек:

а) не имеющий работу;

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу;

в) неработающий, не получающий пособие по безработице;

г) утративший способность к труду.

 

8. Реальная заработная плата — это:

а) количество товаров и услуг, приобретенных на номинальную заработную плату;

б) заработная плата, оставшаяся после вычета налогов и других платежей;

в) сумма расходов семьи в течение месяца;

г) все перечисленное верно;

д) все перечисленное неверно.

 

9. К оборотному капиталу относятся:

а) стоимость средств труда;

б) стоимость предметов труда и рабочей силы;

в) ценные бумаги;

г) стоимость предметов и средств труда.

 

10. Процент является доходом на:

а) капитал, предоставленный в ссуду;

б) реальный капитал;

в) землю, переданную в аренду;

г) фиктивный капитал.

 

11. Предпосылкой появления дифференциальной ренты II выступает:

а) монополия частной собственности на землю;

б) использование лучших по естественному плодородию участков земли;

в) использование близко расположенных к рынкам сбыта земель;

г) повышение экономического плодородия за счет дополнительных вложений в нее капитала и труда.

 

Вариант 2

1. Дифференциальную ренту I не приносят:

а) лучшие и средние участки земли по естественному плодородию;

б) лучшие и средние участки земли по местоположению;

в) худшие участки земли;

г) только лучшие участки земли по местонахождению.

2. Если предельная норма замещения досугом потреби­тельских благ превышает величину реальной заработной платы, то работнику следует:

а) увеличить продолжительность трудового дня и увеличить потребление товаров;

б) уменьшить продолжительность трудового дня и увеличить потребление товаров;

в) увеличить продолжительность трудового дня и уменьшить потребление товаров;

г) уменьшить продолжительность трудового дня и уменьшить потребление товаров.

 

3. Увеличение реальной заработной платы приводит:

а) к увеличению индивидуального предложения труда;

б) к уменьшению индивидуального предложения труда;

в) сначала к увеличению индивидуального предложения труда, затем к его уменьшению;

г) сначала к уменьшению индивидуального предложения труда, затем к его увеличению.

4. Если государство установит минимальную зарплату на конкурентном рынке труда, превышающую равновесную ставку заработной платы, то:

а) возникнет дефицит рабочей силы в отрасли;

б) возникнет избыток рабочей силы в отрасли;

в) спрос на труд увеличится;

г) предложение труда сократится.

 

5. Установление государством минимальной границы заработной платы выше равновесной ставки зарплаты приво­дит к дефициту рабочей силы.

Да Нет

6. К основному капиталу относятся:

а) средства на счетах предприятий;

б) государственные облигации;

в) денежные остатки в кассе предприятия;

г) машины и оборудование.

 

7. Чистые инвестиции положительны в том случае, если:

а) возмещение капитала больше валовых инвестиций;

б) валовые инвестиции больше возмещения капитала;

в) оборотный капитал превышает основной капитал;

г) ставка ссудного процента меньше ставки рефинанси­рования.

 

8. Прибыль инвестиций максимальна, когда:

а) ставка ссудного процента выше нормы окупаемости;

б) внутренняя норма окупаемости выше ставки ссудного процента;

в) внутренняя норма окупаемости равна ссудному проценту;

г) внутренняя норма окупаемости не равна ссудному проценту.

9. Предложение земли:

а) эластично;

б) обладает единичной эластичностью;

в) может быть эластичным и неэластичным;

г) неэластично.

 

10.При увеличении спроса на продовольствие сельскохо­зяйственный спрос на землю:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не меняется;

г) не меняется, если не меняется несельскохозяйствен­ный спрос на землю.

11.Уменьшение таможенных тарифов на ввоз продуктов
питания скорее всего:

а) увеличит сельскохозяйственный спрос на землю;

б) не изменит сельскохозяйственный спрос, на землю;

в) изменит предложение земли;

г) уменьшит сельскохозяйственный спрос на землю.

 

Вопросы для полемики:

 

1. Назовите основные виды рынков капиталов.

2. Каковы основные составляющие рынка физического капитала и чем он отличается от других рынков?

3. Что входит в состав рынка кредитов и каковы различия его основных частей?

4. Рынок кредитов и фондовый рынок — одно и то же или нет? Если нет, то в чем их разница?

5. Чем отличаются первичный и вторичный фондовые рынки?

6. Назовите основные группы посредников на фондовой бирже, и чем они отличаются?

7. Назовите основных биржевых спекулянтов, и чем они отличаются?

8. Что такое предпринимательская способность?

9. От чего зависит цена земли?

10. Какие факторы влияют на величину природной ренты?

11. Что представляет собой предпринимательский потенциал России?

12. Что такое рынок рабочей силы и какие функции он выполняет?

13. Что такое рабочая сила и какими свойствами она обладает?

14. В чем состоит механизм функционирования рынка труда?

15. В чем сущность заработной платы и какие формы она имеет?

16. Какими особенностями характеризуется оплата труда в современной России?

17. Чем занимается биржа труда?

18. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

Раздел 3. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ

 

Тема 7. Национальная экономика.

Основные макроэкономические показатели и методы их расчета

Цель семинара – выяснить роль системы национальных счетов в макроэкономическом анализе; понять различия между конечном и промежуточным продуктом и раскрыть проблему двойного счета; показать два метода расчета ВВП; объяснить способы измерения общего уровня цен и показать различие между номинальным и реальным ВВП.

Перечень практических заданий: изучение основной и дополнительной литературы, подготовка рефератов по заданию преподавателя, решение задач, выполнение практических заданий, подготовка ответов на вопросы для повторения и усвоения материала по теме, выполнение тестовых заданий.

 

Вопросы семинарского занятия:

1. Основные макроэкономические показатели объема национального производства (ВВП, ВНД, ЧНП, НД, ЛРД)

2. Методы расчета ВВП

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.