Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование двигательных умений и навыков




 

Ведущей задачей физического воспитания является формирование системы двигательных умений и навыков.

Особенности осваиваемых двигательных действий, а также закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом определяют дидактические подходы в процессе физического воспитания.

Обучая двигательным действиям, решают следующие конкретные задачи:

1. Формировать «начальную школу движений», т. е. «научить управлять движения, выполняемыми основными звеньями двигательного аппарата, на основе чего будет создана база для более сложных форм двигательной деятельности.

2. Обучить тем действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения или как средства подготовительные, избирательно действующие на развитие физических качеств.

3. Сформировать, а также довести до определенной степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. В зависимости от особенностей изучаемых двигательных действий и характера вышеприведенных задач для процесса обучения характерны следующие особенности:

– неодинаковые затраты на освоение техники;

– зависимость методов и особенностей построения процесса обучения от структурной сложности формируемых действий[27].

Так, при разучивании простых действий избирается метод разучивания в целом; при разучивании сложных – по частям. Иногда разучивание движений идет с основной фазы (отталкивание в прыжках в высоту), в других с подготовительной, иногда с завершающей фазы – обучение приземлению в прыжках детей младшего возраста.

Особенности обучения движениям зависят и от специфики проявляемых в них физических качеств (если предмет обучения – движение, не требует высокого проявления двигательных качеств, то ему обучают с помощью метода стандартно-повторного упражнения, доводя двигательные навыки до автоматизма).

Двигательные умения и двигательные навыки – это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями, которые возникают в процессе, а также и в результате освоения

двигательных действий. Двигательные умения и двигательные навыки имеют специфические отличия, которые вытекают из характера управления движениями и выражаются в различной степени владения действием.

Двигательное действие возникает на основе самого необходимого минимума знаний о технике, имеющегося двигательного опыта и общей физической подготовленности. При этом происходит постоянный поиск рационального способа выполнения действия, который осуществляется при ведущей роли создания в управлении движениями. Все это определяет сущность двигательного умения.

Двигательное умение характеризуется таким уровнем овладения двигательным действием, при котором управление движением осуществляется сознательно с повышенной концентрацией внимания на составные операции и проявляется нестабильными способами решения двигательной задачи. (Л. П. Матвеев и др.).

При многократном повторении двигательного действия, координационные механизмы, обеспечивающие его, постепенно автоматизируются – двигательное умение переходит в двигательный навык. Главной чертой навыка является автоматизированное управление движениями.

Двигательный навык можно охарактеризовать как такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движением происходит автоматизированно и действие отличается высокой надежностью.

Схема перехода умения в навык.

 

Знание ------- Мышление --------- Двигательный опыт

 

Двигательное умение:

 

 

· Неавтоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на самом действии

· Расчлененность движений

· Нестабильность

 
 


Стереотипное повторение движений

 
 

 


Двигательный навык:

· Автоматизированное управление движениями

· Концентрация внимания на цели и условиях действия

· Устойчивость, надежность действия

· Стабильность

 

 

Двигательные умения являются переходными ступенями, стадиями формирования двигательного навыка в тех случаях, когда нужно добиться прочного совершенного владения техникой какого-либо двигательного действия. Иногда двигательные умения играют вспомогательную роль, служат подводящими упражнениями при обучении двигательным действиям. В таком случае их не нужно доводить до навыков. Двигательные умения имеют образовательную ценность, так как в их основе лежит активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. Значение двигательных навыков определяется следующими особенностями.

1. Автоматизированное управление движениями – это определяющая особенность навыка. При этом сознание высвобождается от постоянного контроля за деталями движений, облегчается функционирование высших механизмов управления движениями; мышление может переключаться на

результат и условия действия. Но автоматизированное управление движениями в двигательном навыке все-таки происходит сознательно. Человек приказывает себе в нужный момент выполнить действие, контролирует ход его выполнения и результат, может изменить движение или прекратить его.

2. Слитное выполнение движений при навыке проявляется в легкости, взаимосвязанности двигательного действия.

3. Надежность двигательного действия при навыке характеризуется сохранением его эффективности при различных неблагоприятных факторах: психологические состояния (волнения, страх и др.); сниженные физические возможности, вызванные утомлением, недомоганием; неблагоприятные внешние факторы. Надежность двигательного действия тесно связана с его вариативностью.

Двигательные навыки имеют большое значение в подготовке человека к трудовой, военной, спортивной деятельности. Формирование двигательных умений и навыков подчиняется естественным закономерностям, знание которых дает возможность эффективно строить процесс обучения.

Основу поведенческих актов человека составляет механизм рефлекторной деятельности. Исследования в области биологии, нейрофизиологии, кибернетический подход к их толкованию позволили создать учение о «функциональной системе» как физиологической основе поведенческого акта[28].

Под функциональной системой понимают экстренно складывающееся функциональное образование, объединяющее деятельность тех систем организма, которые необходимы для осуществления поведенческого акта. При этом избирательно вовлекаются и объединяются физиологические структуры и процессы в рамках четко ограниченного действия.

Важным моментом функционирования такой системы является обратная связь от рецепторов (обратная афферентация), которая несет информацию о ходе и результатах действия.

Функциональная система возникает в коре больших полушарий головного мозга при проявлениях комплекса чувствительных возбуждений («афферентный синтез»), которые служат предпосылкой к принятию решения осуществить действие. Принятие решения связано с выработкой программы действий и формированием сличительного аппарата (акцептора действия).

Каждое двигательное действие начинается с того, что в коре головного мозга происходит синтез чувствительных возбуждений. Афферентный синтез (возбуждение передается от иннервируемых тканей к ЦНС) осуществляется на основе доминирующей мотивации, создаваемой извне всевозможными стимулирующими воздействиями (требования педагога, различные игровые ситуации). Возникающее мотивационное возбуждение вызывает анализ и оценку обстановки предстоящего двигательного действия. Получаемая при этом информация о внешних условиях, ситуация оценивается и систематизируется. Сведения о технике двигательного действия, получаемые в процессе обучения, позволяют отобрать в двигательной памяти образы и ощущения знакомых движений, которые могут послужить основой предстоящего действия.

Возникает программа действия, т. е. система исполнительных возбуждений, они доводятся до органов движения. Одновременно с программой действия появляется сличительный аппарат как чувственная модель предстоящего действия: сличаются сигналы о протекании и результатах двигательного акта. Сигналы при двигательных действиях зрительные, проприоцептивные (от рецепторов мышц, сухожилий, кожи, суставов, внутреннего уха), тактильные, т. е. кожные (на прикосновение, давление, вибрацию), которые отражают различные характеристики движений (кинематические, динамические, ритмические и др.). Такое сличение результатов действия с запрограммированными – важная часть функциональной системы при управлении движениями. Поэтому в методике обучения движениям следует особое внимание уделять методам срочной информации об изучаемом движении (о его параметрах).

Оборотная афферентация складывается из текущей (направляющей движения по ходу действия) и результативной. Поэтапная результативная афферентация – это комплекс чувственных раздражений, которые инфор­мируют о завершении какой-то части движения.

Функционирующая обратная афферентация сигнализирует о заверше­нии двигательного действия, и по ней можно оценить его конечный результат.

По концепции И. П. Павлова, его последователей, в основе становле­ния двигательного навыка лежит динамический стереотип, т. е. обра­зование стойкой системности нервных процессов в коре больших полу­шарий. Это такое состояние функциональной системы, когда она, закрепляясь в результате многократных повторений действий, приобретает стационарный характер. Динамический стереотип обусловливает такие основные черты двигательного навыка, как автоматизированное управ­ление движениями, их слитность, надежность двигательного действия.

Совершенствование двигательного навыка связано с его вариативно­стью. Варианты, вероятно, возникают в результате формирования допол­нительных функциональных систем, которые, закрепляясь, тоже пере­ходят в стационарное состояние, т. е. в динамические стереотипы.

К закономерностям формирования двигательного навыка относят: фазовость, волнообразность (неравномерность), перенос.

Фазовость. Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимоде­йствии первой и второй сигнальных систем с преобладающим значе­нием второй сигнальной системы. В этом процессе различают 3 стадии:

1. Стадия формирования первоначального умения короткая по времени. На этой стадии дети знакомятся с новыми движениями. Она характеризуется иррадиацией процесса возбуждения в коре головного мозга и недостаточностью внутреннего торможения. У детей на этой стадии наблюдаются неточность и неуверенность в движениях, наличие лишних движений, общей напряженности мускулатуры. Внешне формиро­вание навыка на этой стадии выражается в создании общей картины двигательного действия.

2. Стадия упрочения навыка, более продолжительная во времени. На этой стадии у детей путем повторения упражнений улучшается выпол­нение движений. Они становятся более правильными. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей системы. На этой стадии постепенно развивается внутреннее дифференцируемое тормо­жение, ограничивающие процессы возбуждения. На этой же стадии формирования двигательного навыка наблюдается волнообразность, т. е. двигательные действия то улучшаются, то ухудшаются. В основном на этой стадии формируется стереотип – сложная система временных связей в коре головного мозга.

З. Стадия стабилизации характеризуется завершением динамического стереотипа, соответствующего основному варианту двигательного действия, навык приобретает все свои черты, сформированные движения делаются точными, правильными, выполняются свободно, экономно. Проис­ходит автоматизация движений. На этой стадии формируются различные варианты двигательного действия.

Эти стадии формирования двигательного навыка являются физиологичес­кими фазами, т. е. это биологические процессы, проходящие в организме, в результате воздействия двигательных действий.

Волнообразность, неравномерность формирования двигательного навыка выражается в различной степени качественного его прироста. Она имеет 4 разновидности.

1. Формирование навыка с «отрицательным ускорением». На первых этапах обучения происходит довольно быстрое овладение двигательными действиями. Затем качественное улучшение навыка замедляется. Так формируется двигательный навык в легких двигательных действиях. Обучаемый быстро осваивает основу действия и долго осваивает ого де­тали.

2. Формирование навыка с «положительным ускорением». В этом случае в начале обучения качественное улучшение незначительно. Затем оно резко возрастает. Такой вид формирования навыка характерен для обу­чения сложным двигательным действиям. Так происходит, когда незамет­ные внешне качественные накопления только по прошествии определенного времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения двигательными действиями.

3. Замедление в развитии навыка может происходить в том и другом видах ускорений, на определенной степени совершенства двигательного навыка. Чем совершеннее навык, тем нужно больше усилий педагога, тем более высокой должна быть степень его педагогического мастерства, чтобы добиться дальнейшего улучшения навыка.

4. Задержка в развитии навыка «плато». Здесь могут быть две причины: внутренние, когда происходят незаметные приспособительные изменения в организме, которые лишь со временем дают качественные улучшения навыка.

Внешняя, обусловливается неправильной методикой обучения или же недостаточным уровнем развития двигательных качеств. В таком случае следует правильно определить причину задержки в развитии навыка. Если это вызвано внутренними причинами, то для преодоления задержки требуется только время. Если это влияние внешней причины, то требуется изменение методов.

Еще одна закономерность – перенос двигательных навыков. Важнейшей образовательной задачей физического воспитания является формирование систем двигательных навыков. При этом, формируясь одновременно или последовательно, двигательные навыки оказывают друг на друга влияние. Уже сформированные двигательные навыки тоже оказывают влияние на вновь формируемые.

Такое взаимодействие двигательных навыков называют переносом. Положительным переносом называется такое взаимодействие двигательных навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования нового навыка (навык – метание мяча, способствует навыку метания гранаты), т. е. формирование нового двигательного навыка должно опираться на уже приобретенные в результате жизненного опыта и обучения. При этом каждый последующий навык опирается на структурные элементы сформированных навыков, сходные с соответствующими элементами навыка, формируемого вновь. Явление положительного переноса навыков широко используется при обучении двигательным действиям. Последовательность обучения движениям определяется с учетом закономерностей переноса, чтобы освоение одних движений создавало предпосылки к освоению других. При этом большие возможности появляются тогда, когда больше объем и разнообразие учебного материала. Двигательные действия систематизируются по группам на основе сходства структур и, кроме того, каждая группа движений разбивается по сложности. В таком случае каждое освоенное движение будет являться подготовительным для последующего. Положительный перенос навыков используется в разработке систем подводящих упражнений.

Подводящие упражнения – это законченные двигательные действия, довольно точно воспроизводящие некоторые фазы изучаемого действия.

Отрицательным переносом (интерференцией) называется такое взаимодействие навыков, при котором сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Здесь сходство структур упражнения наблюдается в подготовительной фазе и различие в главной.

Причинами интерференции являются:

1. Прочность временных связей, образованных ранее.

2. Сохранение в новых действиях таких компонентов, которые мешают установлению своеобразия нового двигательного действия.

3. Врожденные автоматизмы (левша).

Чтобы избежать влияния отрицательного переноса навыков, желательно при планировании учебного процесса исключать одновременное формирование «конкурирующих» навыков.

С позиции физиологии перенос навыков объясняется тем, что при формировании новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации, соответствующие необходимой структуре двигательного акта.

Разрушение навыка. Двигательный навык как условный рефлекс может разрушаться, если отсутствует подкрепление. Разрушение происходит в обратном порядке, постепенно. В начале регрессирования не заметны качественные изменения. Обучаемый начинает лишь испытывать неуверенность в своих силах, при этом могут происходить срывы в выполнении двигательного действия. Далее теряется способность к точной дифференциации движений, исчезает индивидуальность в технике исполнения, т. е. двигательное действие качественно ухудшается и, наконец, может потеряться способность выполнять сложные двигательные действия. Однако основа навыка сохраняется довольно долго. Двигательный навык может ухудшиться и при снижении уровня двигательных качеств.

На формирование двигательных действий большое влияние оказывает сознательное отношение детей к выполнению упражнений. Это способствует более точному и успешному овладению движениями. Мыслительные действия, возникающие при обучении движениям способствуют лучшему восприятию движений и лучшему их выполнению. Подключая сознание ребенка к процессу формирования двигательных умений и навыков, детей как бы подводят к умению видеть, мышечно чувствовать движения, определять качество физических упражнений.

Большое значение в обучении движениям имеют положительные эмоции и интерес. Испытываемые ребенком удовольствие и радость при выполнении физических упражнений вызывают желание добиться лучшего результата.

Обучая детей движениям, следует ставить перед ними посильные задачи. Важно создать надлежащие условия для обучения, чтобы ничто не мешало ребенку воспринимать изучаемый материал. Кроме того, обстановка способствует созданию определенного эмоционального состояния (например, положительные эмоции вызывает музыка; музыкальное сопровождение при выполнении упражнений влияет на характер их исполнения).

В построении процесса обучения упражнениям можно выделить относительно завершенные этапы, соответствующие определенным стадиям формирования двигательных умений и навыков. Эти этапы отличаются как педагогическими задачами, так и по методике обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 18056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.