Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о государственном мониторинге земель




Функции информационного обеспечения экологической устойчивости землевладений и землепользований выполняют в основном государственный кадастр недвижимости и мониторинг земель.

Принятию решений, связанных с реализацией действий на земле, обязательно должен предшествовать анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых данных о состоянии земли. Необходимо проводить систематические комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды (и прежде всего ее главного объекта – земли) – мониторинг. Раньше многочисленные обследования и съемки, проводимые министерствами и ведомствами для изучения земельного фонда, выполнялись разобщенно на основе отраслевых нормативно-технических документов.

Поскольку земля является важнейшей частью окружающей среды, главным средством производства в сельском хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей хозяйства, то вопросы изучения земель требуют единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений.

Государственный мониторинг земель призван выполнять базовую, связующую роль среди всех других мониторингов и кадастров природных ресурсов и должен иметь государственный статус. Такой подход обеспечивает получение комплексной информации о земле и сокращение затрат на функционирование системы наблюдений. Правовой основой мониторинга земель являются Земельный кодекс РФ (2001 г) Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.92 г. и Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.93 г. Эта программа с отдельными уточнениями продолжает осуществляться.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга земель Российской Федерации является земельный фонд страны независимо от форм собственности на земельные участки.

Мониторинг земель ведется в обязательном порядке по уровням административно-территориального деления для всех категорий земель независимо от режима и характера их использования и является составной частью единой государственной информационной системы о состоянии окружающей среды и природных ресурсов страны, а также глобального мониторинга природной среды и климата.

Основные задачи мониторинга земель:

- своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение государственного кадастра недвижимости, мониторингов и кадастров других природных сред;

- рациональное природопользование и землеустройство;

- контроль за использованием и охраной земель.

Содержание мониторинга земель составляют наблюдения, изыскания, обследования, съемки, характеризующие следующие процессы:

1. Изменения границ и площадей административно-территориальных образований землепользований и землевладений угодий, полей, участков;

2. Изменения состояния почв, включающие: развитие процессов водной и ветровой эрозии; опустынивание; деградацию почв на пастбищах (сбитость, закочкаренность); подтопление; заболачивание, переувлажнение; засоление; зарастание, закустаривание пашни; разрушение почвенных агрегатов, образование дефляционно опасной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв; изменение запасов гумуса; изменение рН почвы (кислотность, щелочность); изменение содержания микроэлементов в почве; загрязнение почв пестицидами, тяжелыми металлами, рассеянными химическими элементами, радиоактивными элементами и другими токсикантами; изменение состояния мелиорированных земель (ирригационная эрозия, вторичное засоление, заболачивание, избыточное осушение).

3. Изменения состояния геологической среды, рельефа, гидрографической сети, в том числе: изменения форм рельефа местности, вызванные подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; изменения водного баланса, режима и химического, гидробиологического состава подземных вод; изменения береговых линий морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.; затопление, осушение примыкающих к акваториям земель; изменения, вызванные криогенными процессами и явлениями; изменения, вызванные нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и отработки недр.

4. Изменения состояния растительности (посевов, пастбищ, лесов, многолетних насаждений и т.д.) по фенологическим характеристикам (фазы, стадии развития, сроки их наступления), фитопатологическим очагам, биомассе; состояния лесных и древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в Гослесфонд (полезащитные, водоохранные и другие насаждения); состояния лесных площадей, входящих в Гослесфонд (особенно необследованных), покрытых лесом (фитопатологические данные, гари, вырубки) и непокрытых лесом (резервы сельскохозяйственных угодий).

5. Изменения состояния земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов, в том числе: населенных пунктов; очистных сооружений и сельскохозяйственных предприятий; мелиоративных систем; транспорта; навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов топливно-смазочных материалов, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологически активных химических отходов производства.

Эти изменения можно выражать в абсолютных или относительных интегральных показателях за определенный период (например, потери гумуса в тоннах на гектар; в процентах, степень и интенсивность деградации почвенного покрова и др.).

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением Российской Федерации, использованием земель по их назначению и имеет следующие уровни: мониторинг земель Российской Федерации; земель республик в составе Федерации, автономных областей и автономных округов, краев и областей; земель административных районов и городов.

В пределах административно-территориального деления в мониторинге земель выделяют подсистемы, соответствующие категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, региональный и локальный мониторинги земель. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой «Глобальные изменения». Региональный мониторинг проводят на пространствах, ограниченных физико-географическими, экономико-географическими, административными или иными рубежами, он охватывает крупные территории (север европейской части Российской Федерации; северо-западные районы России; бассейн реки Волги; Южный Урал; Западно-Сибирская низменность; зоны аридного земледелия юга европейской части России; зона Чернобыльской аварии и т.п.). Локальный мониторинг земель ведут на краевом, областном или районном территориальном уровне.

На основе характера изменения состояния земель различают фоновый и импактный мониторинги. Фоновый мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг предполагает наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных факторов.

По происхождению изменения подразделяют на эволюционные (связанные с историческими процессами развития); цикличные (связанные с суточными, сезонными, годовыми и иными периодами изменений природного характера); антропогенные (связанные с человеческой деятельностью); чрезвычайные ситуации (связанные с промышленными авариями, стихийными, экологическими бедствиями и катастрофами и др.).

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель делятся на следующие группы: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); периодические (проводимые через один год и более); оперативные и ретроспективные, которые предполагают исторический анализ предшествующих наблюдений. Базовый мониторинг земель выполняют региональные подразделения Росреестра и заинтересованные министерства и ведомства. На основе материалов базового мониторинга территориальные отделы и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляют оперативный (дежурный) мониторинг земель.

Порядок ведения мониторинга земель Российской Федерации определяется Правительством РФ. Главная роль при ведении мониторинга земель возлагается на Росреестр с участием иных министерств и ведомств в части разработки и проведения единой научно-технической политики в области экологии и природопользования. При ведении мониторинга земель соблюдают принцип взаимной совместимости данных, основанный на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи (представления) информации мониторинга земель являются геоинформационные системы, основанные на использовании современной космической и компьютерной техники, унифицированных программных средств.

Информацию для ведения мониторинга земель обеспечивают также результаты различных наземных съемок, изысканий, обследований (топографо-геодезических, почвенных, геоботанических, агрохимических, мелиоративных, лесоустроительных, градостроительных и др.), специальных наблюдений (лавинных, селевых, гляциологических, радиологических и др.). Кроме того, используют фоновые данные.

Наземные наблюдения проводят на полигонах, эталонных участках и автоматизированных стационарных пунктах сбора информации для обработки аэрокосмических снимков. Эти наблюдения проводят в тех случаях, когда методами дистанционного зондирования данные о состоянии земель получить невозможно.

Комплекс технических средств, обеспечивающий наземные наблюдения, включает наземные передвижные станции, смонтированные на шасси автомобилей высокой проходимости и оборудованные приборами для измерения влажности почв, химического анализа, а также компьютеры и устройства приема-передачи аэрокосмической информации.

Характеристика негативных процессов при ведении мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие показатели:

- при дегумификации почв – содержание и запасы гумуса;

- линейной эрозии почв – густота овражно-балочной сети, коэффициент расчлененности и др.;

- плоскостной эрозии почв – уменьшение мощности гумусового горизонта, соотношение почвенных горизонтов и др.;

- изменении кислотно-щелочных условий почв – рН, гидролитическая кислотность;

- переуплотнении и слитизации почв – плотность и порозность почв;

- заболачивании и подтоплении – продолжительность и характер затопления, оглеенность почвенного профиля, уровень грунтовых вод и др.;

- засолении – содержание и запасы солей, их химический состав, распределение по почвенному профилю и др.;

- загрязнении земель тяжелыми металлами, радионуклидами, пестицидами – предельно допустимые (ПДК) и реальные концентрации загрязнителей;

- изменении земель в результате воздействия морей, озер, рек и других водоемов – скорость разрушения береговой линии и накопления донных осадков, заиления водоемов;

- нарушении земель техногенной деятельностью (вскрышные работы, карьеры и т.п.) – снижение мощности органогенного горизонта, объемы и площади выемок;

- каменистости – степень каменистости в процентах от площади, каменистость в кубических метрах на гектар, распространение камней по профилю;

- солонцеватости почв – содержание обменного натрия в процентах от суммы обменных оснований;

- деградации природных кормовых угодий – закочкаренность (число кочек на 1 га, тыс.), закустаренность (процент покрытия поверхности), степень сбитости, засоренность ядовитыми растениями;

- анализе состояния земель населенных пунктов – содержание в почвах, растительности и грунтовых водах загрязнителей, ПДК которых превышена, санитарное состояние почв, показатели геологических процессов (коэффициенты фильтрации, характеристики подземных вод, прочностные характеристики грунтов, давление на грунты, величины напряжений и др.), характеристики физических полей (шум, вибрация, инфразвук, напряженность электромагнитного поля, радиационная обстановка, тепловые загрязнения и др.), плотность и площади патогенных грунтов с характеристикой микроорганизмов и др.

Таким образом, в результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения кадастра недвижимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.