Общая (абсолютная) экономическая эффективность затрат на мероприятия по охране и улучшению состояния окружающей среды определяется отношением полного экономического эффекта к сумме вызвавших этот эффект капитальных вложений и эксплуатационных расходов.
Полный экономический эффект устанавливается на основе расчета величины предотвращенного ущерба, нанесенного неблагоприятным состоянием окружающей среды. Величина предотвращенного ущерба определяется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения экологических мероприятий.
Экономический ущерб представляет собой сумму хозяйственных затрат на предупреждение и компенсацию последствий, вызванных непосредственным воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды на реципиенты. В качестве основных реципиентов рассматриваются: население (работоспособность, фертильность); объекты жилищно-коммунального хозяйства (жилищный фонд, городской транспорт, зелено-защитные насаждения и пр.); сельскохозяйственные угодья, животные и растения, лесные ресурсы; элементы основных фондов промышленности и транспорта; рыбные ресурсы; лечебно-курортные ресурсы.
Важным показателем эффективности экологических мероприятий является величина чистого экономического эффекта, определяемого разностью полного экономического эффекта и приведенных затрат на осуществление этих мероприятий. Чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затраты на их предотвращение. Дальнейший рост этих затрат в конечном счете может сделать убыточным любое производство. Чем ниже затраты на очистку среды, тем больше ущерб от загрязнения и других нарушений в окружающей среде.
Показатели экономического ущерба позволяют также определять производственно-экономическую и социально-демографическую нагрузку на окружающую среду в процессе планируемого социально-экономического развития конкретной территории. Исходя из этих показателей с учетом существующих нормативов, можно принимать соответствующие хозяйственные решения, уточнять масштабы воздействия на элементы окружающей среды, структуру и очередность мероприятий по её охране и улучшению состояния. При этом обеспечивается возможность выявления резервов ускорения социально-экономического развития территории.
Для определения экономического ущерба от негативных процессов, воздействующих на земельные участки необходима качественная оценка их физического состояния. Оценку ущерба от изъятия территорий как земельных ресурсов проводят по следующей зависимости:
Утер= П+П1+К1+К2+К3, руб., (1)
где П – стоимость всей недополученной валовой продукции за время восстановления потенциала подлежащей к изъятию земельного участка; П1 – снижение чистого дохода за время отчуждения земли, руб.; К1 – неамортизированная часть ранее вложенных затрат в освоение земли; К2 – затраты на освоение новых земель для компенсации утраченного потенциала; К3 – затраты на перенос зданий и сооружений.
Экономическую эффективность определяют только для тех мероприятий, которые имеют стоимостную оценку.
Определение экономической целесообразности повышения плотности застройки базируется на основе сравнения вариантов затрат. Для варианта без повышенной плотности застройки затраты определяют по формуле:
З1 = Утер+ЕН×К2+Со+Пу, руб./год, (2)
где Утер – удельный ущерб от изъятия под застройку территорий как земельных ресурсов; ЕН – нормативный (требуемый) коэффициент эффективности капитальных вложений; К2 – удельные капитальные вложения на основе новых территорий, руб./год; Со – годовые эксплуатационные затраты вновь освоенных территорий, руб./год; Пу – экономические потери от транспортной усталости населения (по статотчетности), руб./год.
Для варианта плотной застройки в пределах существующей черты населенного пункта затраты определяются по формуле:
З2 = ЕН×Кд+Сд, руб./год (3)
где Кд – дополнительные удельные вложения, связанные с повышением плотности застройки руб./год; Сд – дополнительные годовые эксплуатационные расходы, связанные с повышением плотности застройки руб./год.
В итоге экономическая целесообразность повышения плотности застройки возможна при условии если З1 > З2.
Экономическая эффективность мероприятий по вторичному использованию материалов обусловлена: эффектом от уменьшения загрязнения среды и изъятия территорий под места захоронения отходов; снижением стоимости строительства и материалов. Этот вид эффективности оценивают по формуле:
где Ом – объем сэкономленного материала в натуральном выражении, ед/год; Пм – объемная цена материала, руб./ед; Тм – транспортные расходы на единицу материала, руб./ед; Зм – заготовительно-складские расходы на единицу материала, руб./ед; Ен1 – нормативный (требуемый) коэффициент эффективности капитальных вложений в строительство; Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений отрасли, выпускающей сэкономленный материал; Куд – удельные капитальные вложения на единицу мощности производства, выпускающей материал, руб./год; Эос – экономический эффект от уменьшения загрязнения окружающей среды и изъятия территорий под места захоронения отходов, руб./год; См – текущие затраты на мероприятия по вторичному использованию материалов, руб./год; Км – единовременные затраты на проведение мероприятий по экономии материала и утилизации отходов, руб./год.
Экономический ущерб, наносимый загрязнением атмосферного воздуха, является комплексным показателем и складывается из ущербов, наносимых населению, жилищно-коммунальному хозяйству, сельскому хозяйству и основным производственным фондам. Экономический ущерб от загрязнения воздушной среды пылью определяются по формуле:
Уатм = Ум+Уп+Ух, руб./год, (5)
Ум – материальный ущерб производства от потерь сырья и готовой продукции в результате уноса в виде пыли руб./год; Уп – скрытый производственный ущерб предприятия, руб./год, складывающийся из затрат: на замену или ремонт преждевременно вышедшего из строя оборудования, на ремонт и дополнительную уборку кровли зданий и территории, на компенсацию ущерба от неудовлетворительных условий труда, на создание и содержание санитарно-защитных зон; Ух – ущерб в сопряженных отраслях хозяйства, руб./год, составленный из потерь лесного и сельского хозяйства, городского и коммунального хозяйства, увеличения заболеваемости населения от воздействия загрязняющих веществ.
Экономический ущерб производству от потерь сырья и готовой продукции в результате уноса в виде пыли (Ум), определяют по формуле:
Ум = Нф+Дф+Нэ, руб./год, (6)
где Нф – недополученные основные фонды из-за потерь материала, руб./год; Дф – дополнительная потребность в основных производственных фондах в рассматриваемой отрасли промышленности для наращивания производства из-за утраты материала, руб./год; Нэ – недополученная сумма экономии от снижения себестоимости продукции в результате сверхнормативных потерь материала, руб./год.
Экономический ущерб (Ух) от увеличения заболеваемости населения при воздействии загрязняющих веществ определяется по формуле:
Ух = S×Прн×З× [(Д×0,06×2×S/365)–Д], руб./год, (7)
где S – площадь рассматриваемой территории, м2; Прн – плотность работающего населения, чел/м2; З – среднедневная заработная плата одного работающего руб./день; Д – число дней болезни одного работающего в год при отсутствии запыленности (загазованности), дн.
Контрольные вопросы. 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное землепользование это сложный объект, многократно преобразованный человеком и приспособленный под него. По факту оказывается, что довольно большая часть проектов землепользования имеет недостаточное экологическое обоснование, что в последствие негативно влияет на развитие территории, устойчивость преобразованного ландшафта и здоровье человека. Экология землепользования как научная дисциплина призвана оптимизировать использование земли, посредством комплексного анализа настоящего землепользования с выявлением проблем, применения механизмов и инструментов управления, что приведёт к стабилизации или уменьшению антропогенной нагрузки.
Сложно оценить какие землепользования больше страдают от человеческого вмешательства городские, сельские, промышленные или прочие. Однако вполне возможны разработка современных критериев оценки различных видов землепользования, мониторинг использования земельных участков, контроль за соблюдением норм природопользования с применением имеющейся нормативно-правовой базы. В случае недостачи чего-либо внутри административного, экономического, социально-психологического механизмов управления земельными ресурсами необходима налаженная быстрая коммуникация между контролирующими экологическое состояние органами, органами законодательной или исполнительной власти и землепользователями, потому как вовремя предупреждённая или ликвидированная опасность, сможет предупредить экологическую катастрофу.
Приложение 1. Перечень действующих ООПТ Алтайского края (по состоянию на 01.12.2008 г.)
№ п/п
Наименование ООПТ
Площадь, га
Категория
Уровень значимости (федеральный, региональный, местный)
Профиль
Кластерность (число отдельно расположенных участков)
Админис-
тративный район
Правоустанавливающий документ об вид документа, наименование органа власти, принявшего документ, дата номер, название документаорганизации ООПТ ()
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление