Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Характеристики интерфейса взаимодействия




Естественность, согласованность интерфейса. Принцип «обратной связи». Простота интерфейса. Свойства интерфейса. Правила создания интерфейса.

Создание качественного интерфейса предполагает реализацию принципа «интересы пользователя превыше всего» и соответствующую методологию разработки всего программного продукта. В англоязычной литературе для описания такого подхода используется термин User-centered Design (UCD)- «Раз­работка, ориентированная на пользователя». Эта технология, кроме всего прочего, предполагает как можно более раннее проектирование интерфей­са с последующим его развитием в процессе разработки самого программ­ного продукта.

Свойства "хорошего" интерфейса пользователя заключается в том, что пользователь всегда чувствует, что он управляет программным обеспече­нием, а не программное обеспечение управляет его чувствами. Для создания у пользователя такого чувства «внутренней свободы» интерфейс должен обладать целым рядом свойств, рассмотренных ниже.

Естественность интерфейса.

Естественный интерфейс - такой, который не вынуждает пользователя су­щественно изменять привычные для него способы решения задачи. Это, в част­ности, означает, что сообщения и результаты, выдаваемые приложением, не должны требовать дополнительных пояснений. Целесообразно также сохра­нить систему обозначений и терминологию, используемые в данной предметной области. Использование знакомых пользователю понятий и образов (метафор) обес­печивает интуитивно понятный интерфейс при выполнении его заданий.

Согласованность интерфейса.

Согласованность позволяет пользователям переносить имеющиеся знания на новые задания, осваивать новые аспекты более быстро и благодаря этому фокусировать внимание на решаемой задаче, а не тратить время на уяснение различий в использовании тех или иных элементов управления, команд и т. д. Обеспечивая преемственность полученных ранее знаний и навыков, согласованность делает интерфейс узнаваемым и предсказуемым. Согласованность важна для всех аспектов интерфейса, включая имена команд, визуальное представление информации и поведение интерактивных элемен­тов. Для реализации свойства согласованности в создаваемом программном обеспечении необходимо учитывать его различные аспекты.

Согласованность в пределах приложения.

Одна и та же команда должна выполнять одни и те же функции, где бы она ни встретилась, причем одним и тем же образом. Например, если в одном диало­говом окне команда «Копировать» означает немедленное выполнение соответствующих действий, то в другом окне она не должна требовать от пользователя, дополнительно указать расположение копируемой информации. Другими словами, используйте одну и ту же команду, чтобы выполнить функции, которые кажутся подобными пользователю.

Согласованность в пределах рабочей среды.

Поддерживая согласованность с интерфейсом, предоставляемым операцион­ной системой (например, ОС Windows), ваше приложение может опираться на те знания и навыки пользователя, которые он получил ранее при работе с другими приложениями.

Дружественность интерфейса (принцип «прощения»).

Пользователи обычно изучают особенности работы с новым программным про­дуктом методом проб и ошибок. Эффективный интерфейс должен принимать во внимание такой подход. На каждом этапе работы он должен разрешать только соответствующий набор действий и предупреждать пользователей о тех ситуа­циях, где они могут повредить системе или данным, еще лучше, если у пользова­теля существует возможность отменить или исправить выполненные действия. Даже при наличии хорошо спроектированного интерфейса пользователи могут делать те или иные ошибки. Эти ошибки могут быть как «физического» типа (случайный выбор неправильной команды или данных) так и «логического» (принятие неправильного решения о выборе команды или данных). Эффектив­ный интерфейс должен позволять предотвращать ситуации, которые, вероятно, закончатся ошибками. Он также должен уметь адаптироваться к потенциальным ошибкам пользователя и облегчать ему процесс устранения последствий таких ошибок.

Принцип «обратной связи».

Обратная связь с пользователем состоит в том, что каждое действие пользова­теля должно получать визуальное, а иногда и звуковое подтверждение того, что программное обеспечение восприняло введенную команду; при этом вид реакции, по возможности, должен учитывать природу выполненного действия. Обратная связь эффективна в том случае, если она реализуется своевременно, то есть как можно ближе к точке последнего взаимодействия пользователя с системой. Когда компьютер обрабатывает поступившее задание, полезно пре­доставить пользователю информацию относительно состояния процесса, а так­же возможность прервать этот процесс в случае необходимости.

Простота интерфейса.

Интерфейс должен быть простым. При этом имеется в виду не упрощенче­ство, а обеспечение легкости в его изучении и использовании. Кроме того, он должен предоставлять доступ ко всему перечню функциональных возможно­стей, предусмотренных данным приложением. Реализация доступа к широ­ким функциональным возможностям и обеспечение простоты работы проти­воречат друг другу. Разработка эффективного интерфейса призвана сбалан­сировать эти цели. Один из возможных путей поддержания простоты - представление на экране информации, минимально необходимой для выполнения пользователем оче­редного шага задания. В частности, необходимо избегать многословных командных имен или сообщений. Непродуманные или избыточные фразы затрудняют пользова­телю извлечение существенной информации. Другой путь к созданию простого, но эффективного интерфейса - размеще­ние и представление элементов на экране с учетом их смыслового значения и логической взаимосвязи. Это позволяет использовать в процессе работы ассо­циативное мышление пользователя.

Можно также помочь пользователям управлять сложностью отображаемой информации, используя последовательное раскрытие (диалоговых окон, раз­делов меню и т. д.). Последовательное раскрытие предполагает такую органи­зацию информации, при которой в каждый момент времени на экране находит­ся только та ее часть, которая необходима для выполнения очередного шага. Сокращая объем информации, представленной пользователю, уменьшается объем информации, подлежащей обработке. Примером такой организации является иерархическое (каскадное) меню, каждый уровень которого отображает только те пункты, которые соответствуют одному, выбранному пользователем, пункту более высокого уровня.

Гибкость интерфейса.

Гибкость интерфейса - это его способность учитывать уровень подготовки и производительность труда пользователя. Свойство гибкости предполагает возможность изменения структуры диалога и/или входных данных. Концепция гибкого (адаптивного) интерфейса в настоящее время является одной из основных областей исследования взаимодействия человека и компьютера. Ос­новная проблема состоит не в том, как организовать изменения в диалоге, a в том, какие признаки нужно использовать для определения необходимости вне­сения изменений и их сути. Существуют три вида адаптации фиксированная, полная и косметическая.

При фиксированной адаптации пользователь явно выбирает уровень диалого­вой поддержки. Простейший вариант такой адаптации основан на использова­нии правила двух уровней, согласно которому система обеспечивает два вида диалога:

- подробный (для начинающего пользователя);

- краткий (для подготовленного пользователя).

Правило двух уровней может быть расширено до правила N-уровней диалога.

Однако такой подход имеет несколько недостатков:

- не учитывается тот факт, что навыки накапливаются постепенно;

- пользователь может хорошо знать одну часть системы и совсем не знать дру­гую;

- пользователь сам определяет уровень своей подготовки, что снижает объек­тивность оценки.

При полной адаптации диалоговая система стремится построить модель пользо­вателя, которая по мере обучения последнего и определяет стиль диалога в зависимости от этих изменений. При этом одной из основных проблем являет­ся распознавание характеристик пользователя. Для ее решения необходимо определить, что использовать в качестве таких характеристик: время, затрачи­ваемое пользователем на ответ, количество его обращений за помощью или характер ошибок и тип запрашиваемой помощи.

Косметическая адаптация призвана обеспечить гибкость диалога без учета поведения пользователя, но и без однозначного выбора им конкретного стиля диалога.

Такой адаптации можно достичь за счет применения следующих методов:

- использование умолчаний;

- использование сокращений;

- опережающий ввод ответов;

- многоуровневая помощь;

- многоязычность.

Использование умолчаний. Сущность умолчания состоит в том, что система использует некоторое изначально заданное значение какого-либо параметра, пока пользователь не изменит его. В этом случае имеют место два аспекта адап­тации системы:

во-первых, начинающий пользователь имеет возможность использовать боль­шинство параметров системы по умолчанию;

во-вторых, система может запоминать значения, либо заданные при последнем сеансе работы (например, имя редактируемого файла), либо наиболее используемые.

Для удобства начинающих пользователей значения, используемые по умолча-

нию, могут выводиться на экран вместе с соответствующим вопросом системы, например: «Дата регистрации документа? [текущая]».

Самый распространенный способ принятия значений по умолчанию - это ну­левой ввод, то есть простое нажатие клавиши «Ввод»в качестве ответа на воп­рос системы. Если используется командный язык, то пользователь просто про­пускает параметр, используемый по умолчанию.

Использование сокращений предполагает, что пользователь вместо полного имени команды может вводить ее любое допустимое сокращенное обозначе­ние. Идея опережающего ввода ответов заключается в том, что пользователь имеет возможность на очередном шаге диалога вводить не один ответ, а цепочку последовательных ответов, упреждая возможные вопросы системы.

Один из методов обеспечения многоуровневой помощи состоит в том, что сна­чала на экран выводится сообщение начального уровня, а затем пользователь может уточнить полученную информацию, используя переход на более низкий уровень по ключевому слову. На таком принципе основана работа многих современных Help-систем, обучающих гипертекстовых систем.

Сущность многоязычности интерфейса состоит в том, что структура и семантика диалоговых сообщений, которые выдает и получает пользователь должны отвечать нормам родного языка пользователя и не зависеть от того на каком языке разработаны инструментальные средства, которые он использует.

Возможный подход к реализации многоязычности - создание средств реак­ции системы на действия пользователя (сообщения-запросы, подсказки, сооб­щения об ошибках) отдельно от синтаксиса языка программирования (инстру­ментальных средств).

Эстетическая привлекательность интерфейса, проектирование визуальных компонентов является важнейшей составной час­тью разработки программного интерфейса. Корректное визуальное представ­ление используемых объектов обеспечивает передачу весьма важной дополни­тельной информации о поведении и взаимодействии различных объектов. В то же время следует помнить, что каждый визуальный элемент, который появля­ется на экране, потенциально требует внимания пользователя, которое, как из­вестно, не безгранично. Следует обеспечить формирование на экране такой графичес­кой среды, которая не только содействовала бы пониманию пользователем пред­ставленной информации, но и позволяла бы сосредоточиться на наиболее важных ее аспектах.

Обобщая изложенное, можно кратко сформулировать те основные правила, соблюдение которых позволяет рассчитывать на создание эффективного пользо­вательского интерфейса.

- проектирование пользовательского интерфейса следует рассматривать как самостоятельный этап в создании приложения, и его выполнение должно на­чинаться как можно раньше;

- необходимо учитывать возможности и особенности аппаратно-программ­ных средств, на базе которых реализуется интерфейс;

- целесообразно учитывать особенности и традиции той предметной облас­ти, к которой относится создаваемое приложение;

- процесс разработки интерфейса должен носить итерационный характер, его обязательным элементом должно быть согласование полученных результа­тов с потенциальным пользователем;

- средства и методы реализации интерфейса должны обеспечивать возмож­ность его адаптации к потребностям и характеристикам пользователя.

Контрольные вопросы

1. Каковы свойства "хорошего" интерфейса пользователя?

2. Что означает фиксированная, полная и косметическая адаптация при проектировании пользовательского интерфейса?

3. Как используется принцип умолчаний в пользовательских интерфейсах?

4. Как реализуется эстетическая привлекательность в пользовательских интерфейсах?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.