КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Структура пользовательского интерфейса
Лекция 8. Категории пользователей. Классификации пользователей интерактивных систем. Типы операторской деятельности. Этапы деятельности человека-оператора. Типы поведения человека-оператора. Типы моделей, используемых оператором.
В специальной литературе, посвященной данному вопросу, приводится несколько вариантов классификации пользователей интерактивных систем. Но существующие подходы различаются в деталях, сохраняя единые принципы такой классификации. В основу подхода положены факторы, влияющие на отношение пользователя к интерактивной системе и на методы его работы с нею. - человеческие потребности означают, в частности, потребность быть понятым партнером по диалогу; - навыки пользователя состоят из моторных навыков (относящихся прежде всего к работе с клавиатурой и мышью), лингвистических навыков, навыков в общении и навыков в решении задач; - свойства личности - это, например, творческие способности, подверженность ошибкам, способность к обучению, терпеливость, устойчивость к стрессу и т.д.; - уровень компьютерной грамотности. Здесь обычно различают программирующих и не программирующих пользователей, а среди последних, в свою очередь, выделяют три категории: - подготовленные пользователи, решающие творческие задачи, аналитики и исследователи (то есть пользователи, последовательность действий которых сложно формализовать); - подготовленные пользователи, выполняющие рутинные операции,- операторы (то есть пользователи, последовательность действий которых является достаточно устойчивой); - случайные (или «наивные») пользователи, обладающие минимальным уровнем компьютерной грамотности. Подготовка в прикладной области пользователя влияет на использование языка (например, профессиональной терминологии) и применяемые методы решения задач. Причина пользования системой может быть: - обязательной - как неотъемлемая часть работы; - необязательной - как дополнительная составляющая профессиональной деятельности; - обязательной с точки зрения личных потребностей (например, когда определенную информацию можно получить только с помощью компьютера); - необязательной в частной жизни (например, в качестве развлечения). Отношение к системе и ожидания от работы с ней определяются уровнем компьютерной грамотности и причиной ее использования; оно может быть: - нейтральным: пользователь воспринимает компьютер только как рабочий инструмент; - положительным: пользователь охотно использует компьютер, так как надеется получить от него пользу (или удовольствие); - негативным: пользователь предпочел бы не пользоваться компьютером (возможно, из-за субъективной нелюбви или недоверия к технике). Целями пользователя могут быть: - решить определенную задачу с помощью компьютера (в том числе и развлекательного характера); - научиться работать с системой. Ограничения по времени независимо от характеристик системы (в частности, ее быстродействия), в этом случае пользователь может быть вынужден приспосабливаться к ограничениям по времени, исходящим от задачи или контекста работы. В зависимости от уровня иерархии управления, на котором находится человек-оператор, и типа системы управления (или обработки информации) можно выделить следующие типы операторской деятельности: оператор - технолог, непосредственно включенный в технологический процесс и выполняющий стандартные процедуры управления; - оператор - манипулятор, реализующий процедуры управления, состоящие из механических воздействий; - оператор - наблюдатель, следящий за состоянием процесса и его отклонениями в системах реального времени; - оператор - исследователь, действия которого не регламентированы имеющимися процедурами и базируются на понятийном мышлении (программист); - оператор - руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера; - оператор - проектировщик, включенный в процесс машинного проектирования в составе САПР. Организация взаимодействия технической (или вычислительной) системы с операторами различных категорий имеет свои специфические особенности. Однако существует ряд общих положений, рассматриваемых далее и свойственных всем (или большинству) типам операторов (например, общая модель мышления и принятия решений человеком, его психофизиологические характеристики и др.). Деятельность человека-оператора. В процессе решения задач выделяется 5 этапов, характерных практически для всех категорий операторов: обнаружение - восприятие оператором группы признаков, инициирующих решение задачи; - классификация - распознавание ситуации и определение состояния контролируемого процесса и технической системы; - планирование - принятие решения и разработка последовательности действий, которые предположительно приведут к решению задачи; - исполнение - реализация планов с учетом имеющихся ресурсов; - отслеживание - проверка исполнения действий и их эффективности. Задачи, решаемые оператором, в свою очередь, делятся на 3 категории: - регулирование процесса, предусматривающее незначительное динамическое выравнивание и корректировку отдельных параметров процесса; - изменение режима, ведущее к принципиальному изменение процесса и предусматривающее переходные процессы, большое количество операций и сложные алгоритмы действий оператора; деятельность в аномальных ситуациях, проявляющихся в выходе параметров процесса за установленные границы. Типы поведения человека-оператора. В зависимости от сложности и формализованности задач, выделяется 3 уровня поведения оператора: - поведение, основанное на навыках - действия оператора рефлекторны и оттренированы, от него не требуется вникать в суть происходящих процессов, он должен лишь реагировать заранее определенным способом на возникновение некоторых ситуаций; - поведение, основанное на правилах - деятельность оператора связана с использованием правил управления, сведенных в инструкции по эксплуатации системы; - поведение, основанное на знаниях - действия оператора требуют понимания протекающих процессов и обработки информации, явно не содержащейся в текущих данных или в заранее подготовленных инструкциях. Типы моделей, используемых оператором В процессе решения задач оператор может использовать 5 типов моделей, формализующих как его действия, так и описание контролируемых процессов: - физическую, содержащую математическое описание процессов, протекающих в системе; - функциональную, описывающую основные подсистемы, оборудование, его функции и взаимосвязи; - экономическую, связывающую величины стоимости основных операций управления; процедуральную, описывающую правила управления установкой; - когнитивную, отражающую интуитивную модель процесса, формируемую оператором. Контрольные вопросы 1. Какие факторы влияют на отношение пользователя к интерактивной системе? 2. Каковы типы операторской деятельности? 3. Каковы этапы деятельности человека-оператора? 4. Каковы типы поведения человека-оператора? 5. Какие модели используют операторы в своей деятельности? Лекция 9. Структуры и типы диалога. Диалоговый компонент прикладной системы. Схема алгоритма диалога с программным приложением. Сценарий взаимодействия. Структуры диалога. В прикладной диалоговой системе можно выделить два функциональных компонента: - собственно прикладную систему, с которой работает пользователь; - диалоговый компонент, управляющий диалогом между пользователем и прикладной системой. Примерами прикладных систем являются все системы, с которыми работают пользователи ЭВМ в сфере своих профессиональных интересов - это: различного рода автоматизированные системы управления, системы автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ и др. Эти системы характеризуются тем, что диалог ведется в терминах проблемной области и на выходе пользователь получает конечный результат, являющийся целью его общения с программным приложением. Некоторые системы могут работать не только в диалоговом, но и в пакетном режиме. Семантика конечного результата при этом не зависит от используемого режима работы. Диалоговый компонент является надстройкой над прикладной системой и помогает пользователю уточнить постановку проблемной задачи, предоставляя для этого соответствующие лингвистические формы и набор сервисных функций. Диалог в этом случае ведется в терминах диалоговой системы и называется метадиалогом. Используемая терминология практически не зависит от проблемной области. Наличие в прикладной системе paзвитого метадиалога дает возможность пользователю, знакомому только с проблемной областью, получать требуемые результаты без предварительного детального, изучения диалоговой системы. Поэтому доступность и распространенность использования прикладной системы во многом зависят от качества построения диалоговой надстройки. С учетом наличия двух компонентов в диалоговой системе на рис. 3. представлена обобщенная схема алгоритма диалога с программным приложением. При этом однократное прохождение по одной из ветвей схемы алгоритма от блока «Начало» до блока «Конец» или до возврат к началу схемы алгоритма будем называть шагом диалога или транзакцией. Шаг диалога характеризуется активным взаимодействием человека с ЭВМ, т. е. в данном случае в ответ на ввод сообщения пользователя после его обработки диалоговой системой выдается выходное сообщение, отражающее состояние системы или диалога. Восприятие системой входного сообщения включает 2 этапа: синтаксический анализ - проверка соответствия формы, в которой введена информация, разрешенным на данном шаге, диалога шаблонам или правилам ввода-вывода; семантический анализ - выявление смысла входного сообщения, определение ближайших задач системы и анализ возможности их выполнения при данном состоянии процедурной части. Рассмотренная последовательность начинается с вывода системой выходного сообщения, т.е. инициатором взаимодействия является система. Помимо данной последовательности известны еще две формы распределения инициативы в диалоге: инициатива, принадлежащая пользователю (когда пользователь сам управляет работой системы посредством команд и запросов), и смешанная инициатива, предполагающая периодическое перераспределение инициативы с помощью управляющих сигналов, с помощью которых пользователь имеет возможность прервать исполнение как процедурной, так и диалоговой части программы и перевести ЭВМ в состояние ожидания своей команды). Количество транзакций при работе с диалоговой системой может быть произвольным и зависит от потребностей пользователя и объема обрабатываемой информации, однако, последовательность транзакций всегда фиксирована и определена сценарием диалога, заложенным в алгоритм программы. По характеру информации, содержащейся во входных и выходных сообщениях, различаются 2 типа диалога: - управляющий, когда в результате транзакции определяются функции системы и осуществляется управление ее работой (для этой цели используются также и управляющие-сигналы); - информационный, в процессе которого в систему вводятся данные, требуемые для решения конкретной задачи. В зависимости от числа пользователей диалоговые системы могут быть однопользовательскими (рассчитанными на одного пользователя) и многопользовательскими (с коллективным доступом пользователей к ресурсам системы). Для реализации транзакций диалога используются следующие формы: синтаксически ограниченная (меню, запросы с ответом по шаблону, запросы с ответом ДА/НЕТ); директивная (команды); фразовая (взаимодействие на ограниченном естественном языке); объектно - ориентированная. Рисунок 3- Схема алгоритма диалога с программным приложением Для более быстрого освоения диалоговой системы пользователю необходимо знать основные этапы диалога и формы его реализации. Наиболее известны в человеко-машинной среде следую типы диалога: - меню; - вопросы, требующие ответа ДА/НЕТ; - шаблон; - простой запрос; - команда; - взаимодействие на естественном языке. Сценарий взаимодействия Взаимодействие человека-оператора с ЭВМ обычно подчиняется определенному сценарию диалога. Сценарий диалога представляет собой алгоритм взаимодействия оператора с программной системой. Его проектируют, исходя из задач, стоящих перед АСОИиУ, характера и функций человека в процессе управления, технических возможностей средств отображения информации. Сценарий диалога представляет собой детальное описание диалогового взаимодействия, выраженное в виде структуры диалога, а также его информационной и операционной моделей. Формально сценарий определяется следующим образом: D = <S, A, C, R. G, I, O>, где: S - множество состояний; A - множество операций; C=Q U F - множество условий (Q - множество входных условий, F - множество программных условий); R - множество выходных сообщений; G: SxC®S - граф диалога; I:{S®R; SxC®R}- информационная модель диалога; O:{S®A; SxC®A}- операционная модель диалога. Ведение диалога согласно сценарию называется интерпретацией диалога. Графическое изображение сценария напоминает блок-схему программы на алгоритмическом языке, состоящую из элементов ветвления, ввода вывода сообщений и исполнения операций. Элементарная конструкция такой блок - схемы называется узлом сценария. При проектировании взаимодействия пользователя с программной системой сценарий диалога является ключевым понятием. Он позволяет формализовать процесс разработки диалогового взаимодействия, а также проводить анализ и оптимизацию процедур общения пользователя с системой. Рассмотрим основную составную часть сценария - структуру диалога, наиболее наглядно отображающую процесс взаимодействия. Структура диалога - это связанная совокупность состояний диалога достижимых в процессе общения пользователя с диалоговой системой. Состояния диалога складываются из трех компонент: формы диалога; совокупности функций системы, предоставляемой пользователю; предыстории диалога. Основное графическое представление структуры диалога - диаграмма состояний - ориентированный взвешенный граф. Каждая вершина графа соответствует определенному состоянию диалога, а дуга определяет смену состояний. Веса вершин и дуг характеризуют содержание диалога: входные и выходные сообщения, исполняемые программные операции и условия. Переход от одной вершины графа диалога к другой соответствует одной транзакции диалога. Произвольная последовательность переходов (путь по графу) образует сеанс общения пользователя с системой. Если не принимать во внимание переходы по ошибкам и петли, то можно выделить три структуры диалога: линейную; древовидную и сетевую (рис 4). Линейная структура Древовидная структура Сетевая структура Рисунок 4.
Контрольные вопросы 1. Какие два функциональных компонента выделяют в прикладной диалоговой системе? 2. Что означает термин "транзакция" в диалоговом взаимодействии? 3. Что означает сценарий диалога? 4. Каковы основные структуры диалога?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |