Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная инспекция безопасности дорожного движения, службы организации дорожного движения




В 1934 г. в системе Центрального управления шоссейных и грунто­вых дорог и автомобильного транспорта при Совете Народных Комис­саров СССР была создана Государственная автомобильная инспекция как орган государственного надзора за эксплуатацией автотранспорт­ных средств. Однако функции только технической инспекции, кото­рые она первоначально выполняла, были недостаточны для решения всех вопросов автомобилизации страны. В связи с этим постановлени­ем СНК СССР в 1936 г. Госавтоинспекция была включена в состав Глав­ного, управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. В этом же году (3 июля 1936 г.) Правительство СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции, которым были определе­ны следующие задачи ее деятельности: борьба с авариями и незакон­ным использованием транспортных средств; разработка технических норм и измерителей эксплуатации транспортных средств; наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров; количественный и качественный учет автомобильного парка.

Положение определяло также обязанности Госавтоинспекции и права государственных автомобильных инспекторов. Таким образом, работа Госавтоинспекции первоначально была направлена в основном на обеспечение безаварийной эксплуатации автомобилей, улучшение их технического состояния и повышение квалификации водительских кадров.

При создании новых государственных органов управления автомо­бильным транспортом, в частности республиканских наркоматов ав­томобильного транспорта, функции Госавтоинспекции несколько из­менились. Она была освобождена от обязанности разрабатывать технические нормы расходования автомобильных эксплуатационных ма­териалов и измерители работы автомобильного парка; сократились обя­занности, связанные с подготовкой водителей, так как эти функции перешли к ведомствам, в ведение которых были переданы соответству­ющие учебные заведения.

Вместе с тем все большее значение приобретала деятельность по пре­дупреждению ДТП и регулированию движения. В ряде крупных горо­дов (Москве, С.-Петербурге, Киеве) были созданы отделы по регули­рованию уличного движения, а на автомобильных магистралях – под­разделения дорожной милиции.

В связи с ростом автомобилизации в 1969 г. в Госавтоинспекции ста­ли создавать подразделения по организации дорожного движения и до­рожному надзору. На них возлагались задачи: изучать дорожное движе­ние; разрабатывать мероприятия по улучшению организации движе­ния; проводить согласование представляемой различными организа­циями соответствующей проектной документации; участвовать в работе комиссий и технических советов по вопросам организации движения; контролировать выполнение положений по организации движения, предусмотренных Правилами дорожного движения и другими норма­тивными документами; выдавать разрешения на производство работ на улицах и дорогах.

Свои функции подразделения по организации дорожного движе­ния выполняли в тесном взаимодействии с дорожными, транспортны­ми, коммунальными и другими организациями, занимающимися про­блемами дорожного движения.

В 1972 г. по решению Правительства на Госавтоинспекцию был воз­ложен ряд новых задач, в том числе и по установке и эксплуатации тех­нических средств ОДД. В этих целях в системе органов внутренних дел были созданы специализированные монтажно-эксплуатационные под­разделения (СМЭП), подчиненные ГАИ.

В 1978 г. было утверждено Положение о Государственной автомо­бильной инспекции, в котором закреплены новые функции, касающи­еся организации дорожного движения.

В 1991 г. в деятельности Госавтоинспекции МВД России усилилось контрольное направление в сфере обеспечения безопасности дорож­ного движения, что было закреплено в Положении о ГАИ МВД России в 1992 г. Этим документом Правительство устанавливало, что "...глав­ной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения ми­нистерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предпри­ятиями (независимо от форм собственности), общественными объеди­нениями, должностными лицами, а также гражданами правил, норма­тивов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного дви­жения с целью сохранения жизни и здоровья граждан".

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения Госавтоинспекция МВД России была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России и одновременно было утверждено Положение об этой службе (приложение 2), в котором в основном сохранился перечень задач, зак­репленных документом 1992 г. Как и ранее, на Государственную инс­пекцию возлагается осуществление специальных контрольных, надзор­ных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В то же время Государственная инспекция как составная часть ми­лиции участвует в охране общественного порядка и борьбе с преступ­ностью.

Таким образом, по мере развития автомобилизации все более мно­гогранными становились функции ГАИ – ГИБДД. Однако сегодня уже стало очевидным, что эта служба МВД России не в состоянии одна ох­ватить весь достаточно широкий спектр вопросов, связанных с орга­низацией дорожного движения. Учитывая все более усложняющийся характер проблем организации движения, особенно в городах, необхо­димо усиление этого направления деятельности в рамках дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, в ведении которых находится УДС. Во многих странах с высоким уровнем автомобилизации уже дав­но в городских службах созданы подразделения, занимающиеся транс­портными проблемами и прежде всего организацией дорожного дви­жения. В задачу этих подразделений входит решение вопросов, кото­рые указаны в подразделе 1.2, а также других вопросов, касающихся функционирования автотранспортной системы и дорожного хозяйства.

В нашей стране имеется некоторый опыт решения этих вопросов силами дорожных органов и автотранспортных предприятий. Так, в 1968 г. в системе дорожных министерств и ведомств в ряде республик СССР стали создаваться специальные подразделения по организации движения, в задачу которых входило исследование движения, изуче­ние ДТП, разработка и реализация мероприятий по совершенствова­нию организации движения на дорогах, включая установку знаков, на­несение разметки, содержание проезжей части. Однако в последующем эти службы были реорганизованы и в большинстве республик ликви­дированы. Это не могло не отразиться на положении дел с безопаснос­тью движения на дорогах страны.

Важное значение в этой области принадлежит службе безопасности дорожного движения автотранспортных предприятий. Специалисты этой службы занимаются исследованием условий движения на маршрутах, по которым систематически осуществляются перевозки, и разработкой пред­ложений по улучшению организации движения и дорожных условий. Они также участвуют в нормировании скоростных режимов и контроле за их исполнением. Ценные материалы для совершенствования условий до­рожного движения, особенно на маршрутах пассажирских перевозок, дают также служебные расследования ДТП, проводимые службой безо­пасности движения автотранспортных предприятий.

В последние годы в связи с широким внедрением в городах АСУД в ряде проектных организаций страны стали формироваться группы про­ектировщиков, специализирующихся на вопросах организации дорож­ного движения. В этих организациях разрабатываются с различной сте­пенью детализации проекты организации дорожного движения на ос­нове исходных материалов, собираемых в процессе исследования ус­ловий движения. Проект организации дорожного движения отныне является одной из стадий градостроительного проектирования, что обеспечивает комплексную проработку и финансирование всех этапов проекта.

Исходя из требований ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" субъекты Федерации самостоятельно решают воп­росы обеспечения безопасности дорожного движения, если эти вопросы не относятся исключительно к компетенции Российской Федерации.

Вопросы ОДД на дорогах федерального значения (их протяженность на 1 января 2000 г. составляла 46,4 тыс. км, т.е. 8 % всех дорог общего пользования) относятся к компетенции федерального органа исполни­тельной власти, т.е. к компетенции Министерства транспорта Россий­ской Федерации. Вопросы ОДД в городах и на прочих дорогах входят в компетенцию исполнительных органов субъектов Федерации и в каждом конкретном случае могут решаться по-разному.

На примере Москвы видно, насколько сложным является создание и обеспечение эффективного управления сферой организации дорож­ного движения в городском мегаполисе. В столицу при численности собственного автомотопарка более 2,3 млн. ед. ежедневно прибывает из Московской области и других регионов страны не менее 100 тыс. авто­мобилей, что создает дополнительные трудности в движении на пере­груженной УДС города. Как уже отмечалось в подразделе 1.1 (см. табл. 1.2), плотность магистральных улиц, по которым в основном и осуще­ствляется дорожное движение, не превышает 1,6 км/км2 территории, что в 1,5 раза ниже требований строительных норм и правил.

В Москве 1300 регулируемых перекрестков, на которых движением управляют около 16 тыс. светофоров. На московских улицах размеще­но более 44 тыс. дорожных знаков, на многих магистралях осуществля­ется координированное регулирование движения, а центральная часть города в пределах Садового кольца управляется АСУД «СТАРТ».

Понятно, что такую сложную систему необходимо поддерживать в работоспособном состоянии и принимать меры к ее совершенствова­нию, включая реконструкцию и расширение УДС.

В настоящее время в столице решение вопросов ОДД отнесено к компетенции Комиссии по развитию дорожно-транспортного комплек­са при Правительстве Москвы. Эта Комиссия рассматривает наиболее важные вопросы развития транспорта и дорожного хозяйства города, готовит по ним проекты решений и вносит на рассмотрение Правительства Москвы.

В Комиссию непосредственно входят ответственные представите­ли ведущих управлений Московского правительства: транспорта и свя­зи, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, комитета по архитектуре и градостроительству (Москомархитектуры), ГИБДД г. Москвы, а также научно-исследовательских и проектных институтов.

Ведущая роль в деятельности Комиссии принадлежит Управлению транспорта и связи, которое координирует работу входящих в эту Ко­миссию других структур, а также обеспечивает контроль за исполнени­ем принятых решений. Для повышения оперативности и эффективно­сти работы Комиссии при Правительстве Москвы в 2000 г. создан Центр организации дорожного движения. На этот Центр возложена текущая деятельность по организации мониторинга дорожного движения, оцен­ке состояния ОДД, разработке предложений по ее улучшению. Важной задачей Центра является разработка комплексной схемы ОДД в Моск­ве, в том числе радикальная реорганизация движения в центре города.

Организация дорожного движения является одним из важных на­правлений в деятельности инженера специальности 240400. Работая в ГИБДД, на автотранспортном предприятии, в дорожно-эксплуатационной, проектной организации, специалист данного профиля обяза­тельно будет постоянно сталкиваться с вопросами организации дорож­ного движения в том аспекте, как они изложены в подразделе 1.2. По­этому от такого специалиста будут ждать обоснованных инженерных решений на основе анализа дорожных условий, существующей орга­низации движения и статистики ДТП. Инженер по организации до­рожного движения должен свободно ориентироваться в нормативно-правовой сфере, знать основные государственные стандарты, строи­тельные нормы и правила, Правила дорожного движения Российской Федерации, инструкции, определяющие деятельность в данной облас­ти. Это должен быть всесторонне подготовленный специалист, хорошо понимающий физическую сущность дорожного движения и его зако­номерности.


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.