КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Размеры столов и стульев для детей 6-летиего возраста в детских садах 8 страница
Лучистое тепло от мониторов и повышение температуры воздуха в помещении могут приводить к дискомфортному тепловому состоянию работающих подростков. Хотя все указанные типы излучений от мониторов в 10 раз ниже предельно допустимых нормативов, установленных для взрослых операторов, следует, учитывая повышенную чувствительность организма подростков, юношей и девушек к факторам риска для здоровья, строго выполнять требования гигиены в отношении благоустройства, оборудования и эксплуатации кабинета ЭВМ и режима работы учащихся в нем. Для школьников IV—VIII классов допустима работа с использованием мониторов в течение 15 мин с небольшими паузами (1,25 мин) после каждых 2,5 мин, при экспозиции сигнала на мониторе в течение 200 мс (миллисекунд). Непрерывная работа старшеклассников с использованием мониторов не должна превышать 25 мин, а общая длительность — 2,0 %. Гигиенические требования к расписанию. Бесспорно, трудность тех или иных предметов для учащихся во многом зависит от степени педагогического мастерства учителя и многих других факторов. Однако же как опросы учащихся, так и изучение изменений функционального состояния их центральной нервной системы указывают, что есть предметы менее утомительные и более утомительные. При прочих равных условиях наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы у учащихся I—V классов регистрируются после уроков математики, русского языка (в национальных школах). Уроки природоведения, биологии, географии и рисования не вызывают резких изменений различных функциональных показателей. Остальные предметы большинство учащихся V—X классов относят преимущественно к третьей и четвертой степени трудности. Трудные предметы отнимают больше всего времени при подготовке домашних заданий, и именно по этим предметам чаще всего практикуются дополнительные учебные занятия, которые способствуют еще большему утомлению. Поэтому в отношении преподавания этих предметов особенно важен принцип постепенности, последовательности и систематичности изложения учебного материала на уроках в классе и место этих уроков в учебном дне. По мере отдаления уроков математики или русского языка от начала занятий все более резко (20, 51, 64%) изменяются показатели, свидетельствующие о степени ухудшения функционального состояния центральной нервной системы. Наиболее высокая работоспособность у учащихся младших классов приходится на 1—2-й уроки, а у учащихся средних и старших классов — на 2—3-й уроки. Именно эти уроки следует отводить для занятий по тем предметам, которые требуют от учащихся напряженного внимания. В эти же часы целесообразнее, чем напоследних и даже на первом часе занятий, проводить контрольные работы. Выполнение контрольных работ на последних уроках приводит к значительному снижению их качества, ибо учащиеся утомлены и внимание их рассеянно. В работах наблюдается большое количество описок, пропусков букв, недописывание слов, ошибки в вычислениях. Наиболее устойчивая работоспособность в течение учебного дня наблюдалась у учащихся начальных классов при проведении уроков математики, чтения и русского языка на первых трех часах занятий в их следующей последовательности: русский язык, чтение, математика или математика, чтение, русский язык. В дни проведения уроков природоведения его следует ставить в расписании третьим часом. В организации обучения и воспитания детей 6 лет—учащихся первых классов требуется особо строго учитывать их анатомо-физиологические особенности и правила гигиены. Для детей этого возраста особенно утомителен статический компонент учебной деятельности. Неподвижное сидение за партой 30 мин вызывает изменения в функциональном состоянии центральной нервной я сердечно-сосудистой системы детей большие, чем при выполнении легкой физической работы. В процессе урока дети постоянно меняют свою позу, это.непроизвольная охранительная реакция, и препятствовать ее проявлению, требуя постоянного строго неподвижного положения тела, не следует. Трудным предметам, требующим большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), нужно отводить первые и вторые уроки. Предметам, в обучении которымпреобладает двигательный (динамический) компонент, отводить третьи уроки (физкультура, музыкальные занятия и занятия ритмикой). На четвертом уроке следует планировать такие виды работы, как изобразительное искусство, труд, ознакомление с окружающим миром и др. В понедельник целесообразно начинать учебный день с занятия физкультурой, помня о низкой работоспособности в этот день и затяжном периоде вхождения в работу. В четверг желательно уменьшать объем учебных занятий и увеличивать двигательную активность в условиях открытого воздуха. Чередование уроков, различных по деятельности, способствует сохранению работоспособности на относительно высоком уровне в течение более длительного времени. Уроки ручного труда, занятия в столярных и слесарных мастерских, работа на учебно-опытном участке, уроки физической культуры и кратковременные занятия физическими упражнениями являются такой качественно иной деятельностью. Изучение динамики работоспособности в процессе трудовой деятельности свидетельствует о благоприятном ее влиянии, которое проявляется как сразу же по окончании работы, так и в конце всех занятий. Однако степень положительного влияния на учащихся качественно иной деятельности (занятий трудом) находится в тесной связи с тем, на какое время эта деятельность включается в режим учебных занятий. У учащихся I—III классов наибольший положительный эффект после уроков ручного труда и физической культуры проявляется, когда указанные предметы проводятся на третьем уроке. Двадцатиминутные подвижные игры и физические упражнения способствуют наибольшему повышению работоспособности учащихся младших классов, когда они проводятся после третьего урока. В этих случаях показатели умственной работоспособности оказываются у детей в 3—4,5 раза выше, чем тогда, когда подвижные игры включаются после первого или второго урока. Трудовая деятельность учащихся V—VIIIклассов, организованная на учебно-опытном участке, также наиболее благотворна, когда она выполняется на третьем или четвертом уроках. Переключение учащихся V—VIII классов с занятий по общеобразовательным предметам на выполнение столярных или слесарных работ вызывает аналогичный, как и в предыдущих случаях, эффект повышения работоспособности. В школах-интернатах наиболее целесообразно заниматься трудом после приготовления уроков, но не перед сном. В случаях, когда труд включается после обеденного часа и следом за ним начинается подготовка уроков, работоспособность учащихся оказывается на низком уровне. Внешне низкая работоспособность проявляется у учащихся в большом количестве отвлечений как ha первом (35—27%), так и особенно на втором (61%) часу занятий. В дни, когда дети занимаются трудом перед сном, они оказываются крайне возбужденными и не могут длительное время заснуть. Благоприятная динамика работоспособности проявляется у подростков, юношей и девушек при ежедневном сочетании их трудовой деятельности с учебными занятиями, когда производственная база располагается рядом с учебными помещениями и переходы не вызывают больших потерь времени. Работа учащихся на производстве после пяти уроков по общеобразовательным предметам и трехчасового перерыва приводит к растянутости рабочего дня и оказывает отрицательное влияние на работоспособность старшеклассников. Целесообразно выделять специальные дни для трудовой деятельности. Чередование различной деятельности в течение недели. К концу учебной недели работоспособность школьников существенно снижается. Организация в четверг «разгрузочных» дней со сниженным объемом учебной нагрузки, экскурсиями, прогулками способствует повышению работоспособности школьников в пятницу и субботу. Работоспособность старшеклассников сохраняется на более высоком уровне в конце недели в том случае, если для трудовой деятельности выделяется один день — четверг или два дня — понедельник и четверг. Регулярное чередование учебных дней и дней, выделяемых для трудовой деятельности, создает предпосылки для более равномерного распределения учебной нагрузки. Учитывая особенности недельной динамики работоспособности, для занятий в субботу и понедельник следует предусматривать меньшее количество учебных часов и отводить их преимущественно предметам, не требующим от учащихся особого умственного напряжения. Объем домашних заданий на понедельник должен быть не больше, чем в другие дни. Увеличение объема домашних заданий на понедельник с расчетом выполнения их в воскресенье лишает учащихся необходимого отдыха. Чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом. В современном понимании механизма снижения функционального состояния основных физиологических систем в процессе работы наилучшие условия для его быстрейшего восстановления обеспечивает активный отдых во время коротких и более длительных перерывов в работе. Включение большой (20-минутной) перемены у учащихся начальной школы после третьего урока (вариант: 10—10—20) является запоздалым и не обеспечивает желаемого подъема работоспособности организма. Активный отдых во время большой перемены, проводимой школьниками на воздухе, бесспорно, оказывает более высокое положительное влияние на работоспособность организма, чем обычные большие перемены, проводимые в помещении школы. Систематическое проведение перемен на воздухе оказывает большое оздоровительное влияние на организм школьников. Экспериментальные исследования показали, что и в средней полосе Советского Союза учащиеся могут проводить перемены на открытом воздухе весь учебный год. При этом ходьбе и бегу следует отводить от 60 до 80% (средняя двигательная активность времени года). Одежда рекомендуется облегченная, не вызывающая напряжения терморегуляторных функций и содействующая закаливанию организма. Существенных различий в динамике работоспособности учащихся при 20- и 30-минутном активном отдыхе во время учебных занятий не отмечается. Поэтому имеются все основания для учащихся среднего и старшего школьного возраста при 5- и 6-часовых занятиях предусматривать в режиме занятий две 20-минутные перемены: одну между третьим и четвертым уроками отводить завтраку, а вторую между четвертым и пятым уроками — активному отдыху на воздухе. РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ШКОЛЬНИКОВ Значение правильного режима дня. Правильный режим дня — это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма. Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте — раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением. Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия: воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон. Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка (подростка) какого-либо серьезного заболевания. Внеклассные и внешкольные занятия. Внеклассные и внешкольные занятия с учащимися проводят в учебные дни с меньшимчислом учебных занятий, а также в воскресные дни и во время каникул. Работа школьников в различных кружках внешкольных учреждений должна находиться под непосредственным наблюдением и руководством опытных педагогов-воспитателей и пионервожатых, разумно направляющих деятельность детей и подростков в соответствии с их развитием, возрастными возможностями и при правильном чередовании работы и отдыха. На внеклассную и внешкольную работу учащимся II—IV классов рекомендуется затрачивать не более 1—2 ч, V—VIII классов— 3—4 ч, IX—XI классов — 4—5 ч в неделю. Планируя внеклассную и внешкольную работу, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Организация свободного времени учащихся. В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: для учащихся младших классов 1—1,5 ч, а средних и старших классов — 1,5—2,5 ч. Это время учащиеся могут использовать для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач. В свободное от занятий время школьники должны помогать семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья. Специальное время предусматривают для пребывания на открытом воздухе. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Исследования показали, что 1—1,5-часовой отдых, сопровождающийся подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся. В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 ч или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного. Спортивные игры, такие, как волейбол, баскетбол, футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке между учебными занятиями в школе и приготовлением уроков. Связанные с большой подвижностью, а следовательно, интенсивной нагрузкой, они могут оказать отрицательное влияние на работоспособность. ГИГИЕНА СНА Под гигиенически полноценным сном понимается сон, имеющий достаточную для возраста продолжительность и глубину, с точно установленным временем отхода ко сну и пробуждения. Таблица 5 Продолжительность сна детей и подростков (в ч) Новорожденные дети спят 20—22 ч в сутки. С возрастом продолжительность сна у человека снижается (табл. 5). Сокращение продолжительности сна у детей на 2—4 ч и более резко отрицательно сказывается на функциональном состоянии мозга. Снижается работоспособность, сопротивляемость организма различным инфекциям, быстрее наступает утомление. Потребность детей в сне тем больше, чем младше ребенок. Вместе с тем потребность в сне зависит и от состояния здоровья, и от физического развития. Поэтому, устанавливая определенную продолжительность сна, следует также учитывать и индивидуальные особенности детей. Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после острых инфекционных заболеваний, с туберкулезной интоксикацией, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время, чем здоровые. Для школьников с указанными отклонениями в состоянии здоровья по заключению врача предусматривается дневной сон не менее часа, желательно на открытом воздухе. Учащимся 6 лет необходим дневной двухчасовой сон. Дневной сон показан также практически здоровым младшим школьникам. Для полноценного отдыха организма крайне важно обеспечить не только необходимую продолжительность ночного сна, но и достаточную его глубину. Неглубокий ночной сон, даже при достаточной продолжительности, не обеспечивает хорошего отдыха организму. Здоровым детям и подросткам глубокий сон можно обеспечить выполнением определенных правил. Нужно приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем становится время отхода ко сну. Вид часов со стрелками, показывающими это время, уже способствует засыпанию. Условным раздражителем становится весь комплекс процедур, входящих в вечерний туалет (умывание, чистка зубов, мытье ног, раздевание). Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Время после ужина должно протекать в спокойной обстановке, исключающей сильное возбуждение нервной системы. Лучше всего перед сном на 20—30 мин выйти на прогулку. Ужин должен быть легким, не позднее 2—1,5 ч досна. Шоколад, кофе и крепкий чай на ночь давать детям не рекомендуется. Свежий, прохладный воздух в помещении, где спят дети, способствует более быстрому засыпанию и глубокому сну. Лучшей температурой в спальной комнате является 15—16°С.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |