Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение западного и отечественного подходов к проблеме предпринимательства




Тенденции и проблемы психологии предпринимательства

В современном мире, предпринимательство является мощным фактором развития экономики и культуры общества. Такие фигуры мировой экономики, как Билл Гейтс (сооснователь Microsoft), Стив Джобс (сооснователь и генеральный директор американской корпорации Apple Inс), Марк Цукерберг (сооснователь социальной сети Facebook) и многие другие, формируют не только экономику, политику и культуру эпохи, но и создают социально-ролевые модели поведения будущих поколений, определяя ценности и приоритеты общества.

 

В современном российском обществе в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами как «деловые люди», «бизнесмены», «предприниматели».Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа.

 

Инновационное виденье мира, как атрибут предпринимательской деятельности, формирует в разумах людей уже сейчас особый «предпринимательский стиль мышления». Во многом наше общество зависит именно от того, что мы создаем и покупаем. Не только причины и условия предпринимательской деятельности, но и ее последствия, в наши дни становятся глобальными факторами жизни мировых сообществ. Поэтому, наравне с формирующей экономику коммерческой функцией предпринимательства, особую роль в наши дни играет психологическая специфика деятельности предпринимателей.

 

Исторические особенности развития предпринимательства как социально-экономического феномена во многом определили специфику деятельности и отличительные характеристики личности предпринимателей. При этом, особенности истории, культуры, политики и научных традиций разных стран специфически повлияли на то, как в отечественных и зарубежных теориях рассматривается этот вопрос.

 

И отечественные, и зарубежные исследователи пытаются создать единую модель успешного предпринимателя, т.е. отразить те факторы успеха, которые позволили бы сделать предпринимательскую деятельность наиболее эффективной, и привели бы организации, создаваемые предпринимателями к долговременному процветанию.

 

В психологии в последние годы широко обсуждается вопрос изучения личности успешных предпринимателей, при этом наличие ключевых характеристик личности предпринимателей выступает в теориях предпринимательства как своеобразный показатель или даже синоним успешности их деятельности (т.е. фактически успешности их организаций). Для предсказания жизнеспособности организаций и отечественные, и западные ученые используют, помимо прочих факторов (внешнего экономического и политического состояния и др.) психологические характеристики личности предпринимателей.

 

При таком единодушии, тем не менее, на проблему исследования личности и деятельности успешных предпринимателей на данный момент не существует единого взгляда. Отечественный и зарубежный подход отличается уже на концептуальном и методическом уровнях. Две научные модели - отечественного и западного предпринимательства – это две исторически обусловленные научные модели. Корни отечественной уходят в такой социальный слой, как купечество, при этом скачкообразность истории России отразилась и на формировании личностных особенностей российских предпринимателей.

 

Существуют теоретико-методологические разногласия в изучении деятельности и личности предпринимателей. В отечественной психологии в исследованиях превалирует субъектно-деятельностный подход (например, этого подхода в своих исследованиях придерживаются А.Л. Журавлев, В.П. Позняков). Тогда как зарубежные исследования используют в качестве концептуальной основы функционально-ролевой подход, в рамках которого предпринимательство рассматривается как разновидность экономической или, более широко, социальной деятельности, связанной с реализацией определенных функций, имеющих значение для экономического и социального развития. Выбор одной из этих двух концепций определяет всю дальнейшую организацию как отечественных, так и зарубежных исследований.

 

Так же камнем преткновения психологии предпринимательства является выбор критериев для оценки того, что в отечественной психологии труда, обозначается как «успешность трудовой деятельности». Подавляющее большинство западных исследователей используют, в качестве демаркационного критерия, делящего предпринимателей на успешных и неуспешных, такие экономические критерии, как продуктивность, производительность, объем продаж и т.д. Отечественные исследователи, в силу сложившихся психологических традиций, чаще прибегают к синтезу экономических и социально-психологических критериев, выделяя такие показатели, как эффективность, успешность и, в последние годы, конкурентоспособность.

 

Еще одно различие в отечественном и зарубежном подходах наблюдается в используемой терминологии. Западная школа четко разводит понятия «предприниматель», «бизнесмен», «менеджер», «собственник» (Дж.Ронен, Р.Хизрич, П. Друкер, А. Коул, Дж. М. Кейнс и др.). В российских исследованиях часто возникает терминологическая путаница отчасти в силу того, что статус российского предпринимателя часто подразумевает так же и то, что он одновременно является собственником и топ-менеджером организации. Тем не менее, многие отечественные исследователи отмечают необходимость демаркации этих терминов (Е.П. Губин, П.Г. Лахно, Л.И. Евенко, Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницына, Р.Л. Кричевский и др.).

 

Результатом разночтений в трактовке основных понятий является разнообразие получаемых в исследованиях результатов. Складывается ощущение, что зарубежные и отечественные авторы просто рассматривают одно и то же явление с разных сторон, и именно поэтому, они единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя, таких как:

экономическая активность;

принятие риска;

общительность;

стремление к самореализации;

стрессоустойчивость и др.

 

Тем не менее, перечень личностных особенностей, присущих успешным предпринимателям, различается в российских и зарубежных исследованиях. Более того, в каждом отечественном исследовании выделяются различные личностные особенности успешного предпринимателя (А.И. Агеев, Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова, А.Е. Чирикова, В.П. Позняков, О.И. Титова).

 

Если первое отличие можно объяснить спецификой национально-культурных особенностей и уровнем развития рыночной экономики, то второе расхождение можно оправдать только тем, что отечественная психология предпринимательства находится на этапе накопления эмпирического материала, и далека от обобщения его в единую концепцию. Поэтому сама методология психологии предпринимательства находится еще в зародышевом состоянии.

 

Для дальнейшего развития психологии предпринимательства, необходимо, на наш взгляд, опираться на субъектно-деятельностный подход, и, используя богатейший зарубежный эмпирический материал, сопоставляя его с важнейшими результатами российских исследований, построить модель личности успешного предпринимателя.

 

К сожалению, как показывают отечественные и зарубежные авторы (А.Г. Ивашкин, 2008; Berings, De Fruyt, Bouwen, 2004; Ciavarella et al., 2004; Wooten, Timmerman, Folger, 1999), наличие у индивида психологических черт, соответствующих сложившемуся психологическому портрету предпринимателя, не гарантирует успеха в реальном бизнесе. Кроме того, полученные данные характеризуют социально-психологические особенности зарубежных, прежде всего – американских предпринимателей и не могут рассматриваться как релевантные для задачи исследования образа российского предпринимателя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.