КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные формы поведения
Предпринимателю достаточно часто приходится сталкиваться с такими формами поведения населения как агрессия.
Агрессия - это поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей или самого себя (аутоагрессия). В значительной части случаев такое поведение возникает как реакция субъекта на фрустрацию.
Агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. От подобной реактивной агрессии в различных ее проявлениях (экспрессивная, импульсивная, аффективная агрессия) следует отличать враждебную агрессию, характеризующуюся целенаправленно-осознанным намерением нанесения вреда другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. Для форм агрессии, развивающихся в массовых социальных явлениях (террор, геноцид, расовые, религиозные, идеологические столкновения), типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».
Агрессия - многосторонняя и исследуется рядом естественных и социальных наук. В психоанализе агрессия считается первичным инстинктом, побуждающим к саморазрушению. В целях самозащиты человек вынужден искать объект внешней агрессии (3. Фрейд (S. Freud)). Э. Фромм (Е. Fromm), переосмысливая идеи. 3. Фрейд полагал, что в психике человека заложены две равнозначные тенденции - любовь к жизни и любовь к смерти, конфликт между которыми является источником развития личности. Поиск одного-единственного механизма агрессии, будь то инстинкты, фрустрация, гнев или нечто иное и объяснение агрессии на его основе, как это делалось до недавнего времени, неизбежно приводит к одностороннему пониманию агрессии. Тем не менее, существует и <корневое> значение агрессии - непровоцируемое нападение. Уровни агрессии определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшими из которых выступают нормы социальной ответственности и норма возмездия за акты агрессии.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое ситуация? 2. Какие существуют подходы к анализу понятия «ситуация»? 3. Определите содержание объективной и субъективной составляющих ситуации. 4. Какова Модель личностно-ситуционного подхода? 5. Приведите Понятие «психическое здоровье» по Фромму, Маслоу, Олпорту. 6. Какие пять уровней психического здоровья вы знаете? 7. Что понимается под соматизацией? В чем сущность соматически-ориентированных форм поведения? 8. Что такое психогении и источник их происхождения? 9. В чем сущность личностного кризиса предпринимателя?
Литература
1. Александровский ЮА Состояния психической дезадаптации и их компенсация: Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1976. 2. Квирквелия Д.Г. Распределение основных признаков и типов установки при различных формах гломерулонефрита у детей // Мед. психол. / Тр. Ин-та психол. им. Д.Н. Узнадзе АН ГрССР. Тбилиси, 1983. 3. Китаев-Смык ЛА. Психология стресса. М., 1983. 4. Экология личности// Материалы Российских научных конференций. Научн. ред.проф.Карпов В.В.// Санкт-Петербург 1997-2001 г.г. 5. Horolvitz M.. Shaeffer C., Hiroto D. etc. Life event questionnaires for measuring presumptive stress // Psychosom Med. 1977. V. 39. 6. Kahle L.R. Attitudes and social adaptation: A personsituation interactional approach. Oxford etc, 1984. 7. Leigh Н., Reiser M.F. The patient: Biological, psychological and social determinants of medical practice. New York, London, 1980. 8. Lewis K.S. Successful living with chronic illness. Waine (New Jersey), 1975. Магнуссон Д. (Magnusson D.) Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. ж. 1983. № 2. 9. McFarlane А.С. Life events and psychiatric disorders: The role of a natural disaster // Br. J. Psychiat. 1987. V. 151. 10. Балл ГА. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психол. 1989. № 1. 11. Березин Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 12. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психол. ж. 1992. № 3. \у Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 13. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненной ситуации. М.: Российское педагогическое агенство, 1998-263 с. 14. Вассерман Л.И., Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. и др. Исследования личности больного с психосоматическими заболеваниями // VII Всесоюз. съезд невроп. и психиат.: Тез. докл. М., 1981 Т. III. 15. Вассерман Л.И., ВуксА.Я., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни // Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990. 16. Воронин В.Н., Князев В.Н. К определению психологического понятия ситуации // Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечения работы с кадрами. М., 1989. 17. Загайнов P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности). Автореф.... д-ра психол. н. Санкт-Петербург, 1992. 18. Mischel W. Introduction to Personality, 3rd ed. New York etc 1984. 19. Parkes K.P. Coping in stressful episodes: The role of individual differences, environmental factors and situational characteristics //J. Pers. Soc. Psychol. Bull. 1987. V. 101. 20. Зубарев Ю.Г., Квасенко А,В. Психологический диагноз соматически больного // Актуальные вопросы гомеостаза: Тез. докл. респ. науч. конф. Каунас, 1983. 21. Коржова Е.Ю. Особенности социальной адаптации личности в здоровье и болезни: Проблема измерения // Квалиметрия 22. Лазарус P.(Lazarus R.) Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: Труды Междунар. симп. Стокгольм: Пер. с англ. Л., 1970. 23. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1979. 24. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. М., 1969. В лекции рассматриваются следующие вопросы: 6.1. Проблема оценки успешности предпринимательской деятельности 6.2. Критерии оценки успешности предпринимательской деятельности 6.3. Психологические показатели успешности предпринимательской деятельности Контрольные вопросы для самопроверки
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |