Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии эффективности, успешности и конкурентоспособности




Психологические показатели успешности предпринимательской деятельности

Сложность применения критерия эффективности в психологии наглядно раскрыта в работах Р.Л. Кричевского. Согласно Р.Л. Кричевскому, все критерии оценки деятельности можно условно разделить на:

непсихологические – психологические:

простые - сложные.

 

К непсихологическим показателям эффективности можно отнести:

количественные (выражаемые и оцениваемые в количественных шкалах);

качественные характеристики (выражаемые в виде качественных характеристик).

 

К количественным показателям эффективности относятся экономические и производственные показатели, такие как:

продуктивность;

качество продукции;

затраты на единицу продукции;

отношение реальных затрат к запланированным;

увеличение продаж;

рост прибыли;

маржа прибыли (показатели прибыли в процентах к объему реализованной продукции или капиталу);

прибыль на инвестиции;

рыночная стоимость компании.

 

Применительно к отдельным сотрудникам и организации в целом по аналогии со спортивными параметрами оценки эффективности спортсменов применяется параметр результативность как процент успешных сделок (выигрышей) или место в рейтинге компаний (спортсменов). Так же эффективность организаций оценивается по эффективности ее сотрудников, определяемой согласно их заработной плате и занимаемым в компании должностям.

 

К качественным непсихологическим характеристикам относятся такие показатели, как простота формы организации (штабной тип структуры), сочетание централизации и децентрализации по типу управления и так далее.

 

К психологическим характеристикам оценки эффективности организаций относятся:

качество жизни организации;

экспертные оценки (самооценки, оценки даются руководителей, коллег по горизонтали, подчиненных);

оценка способностей или прогноз;

оценка карьерного пути.

 

Данные параметры связаны с используемыми для их оценки методами:

1. Качество жизни организации, к характеристикам которой относятся мотивация и удовлетворенность сотрудников, оценивается с помощью методов опроса, анализа (учета) негативных форм организационного поведения (прогулов, жалоб, текучести кадров, снижения темпа работы, порчи оборудования и так далее). Так же специалисты (Yukl&Van Fleet, 1992) отмечают, что уровень групповой сплоченности и командной работы, эффективность выработки групповых решений, продуктивность распределения ролей в группе, готовность группы справляться с кризисами и переменами так же относятся к психологическим факторам, влияющим на эффективность деятельности организации.

2. Экспертные оценки вышестоящего руководства и подчиненных более тесно коррелируют между собой, чем самооценки. При завышении самооценки обнаруживается позитивная связь с неэффективным руководством, при оценке сотрудника вышестоящим руководства отмечаются технические компетенции (умение решать управленческие проблемы), при оценке сотрудника подчиненными – моральные качества (надежность, порядочность).

3. Третья группа психологических параметров, прогнозирует эффективность деятельности организации в будущем. Для оценки используются методы моделирования ситуаций (поведенческие характеристики), тестирование кандидатов (личностные характеристики). К выделяемым личностным характеристикам, рассматриваемые как показатели эффективного руководства относят:

общие интеллектуальные способности;

письменные и общие коммуникативные умения;

гибкость мышления;

креативность;

способность организовывать и планировать деятельность.

4. Последняя группа связана с методами изучения карьерного пути руководителя (опросно-оценочные и тестовые методы). Обзор исследовательских данных Р. Хогана и его сотрудников показал положительную связь между неудачной карьерой, сопутствующим ей переживанием тревоги, низкой оценкой эффективности и такими чертами, как ненадежность, недисциплинированность, озабоченность личными интересами.

 

Р.Л. Кричевский отмечает необходимость провести различия между понятиями «успешный руководитель» и «эффективный руководитель». По его мнению, успешный руководитель тот, кто быстро сделал успешную карьеру, а эффективен тот, чьи подчиненные справляются с поставленными задачами.

 

При этом показателями эффективности коммерческой организации выступают:

соизмеримость результатов деятельности с затратами на ее осуществление;

ожидаемый доход и риск;

издержки и себестоимость;

объем производства и продаж;

доля фирмы на рынке;

уровень окупаемости инвестиций;

уровень конкурентоспособности товаров;

престиж и репутация фирмы и др.

 

Все вышеперечисленные критерии являются признанными экономическими показателями эффективности коммерческих организаций.

 

Таким образом, в психологии для оценки эффективности предпринимательской деятельности выделяют две группы универсальных показателей:

экономические;

социально-психологические.

 

К последней группе относятся: мотивация, удовлетворенность трудом, качество жизни, наличие негативных форм организационного поведения (текучести кадров, снижения темпа работы, порчи оборудования и т.д.), эффективность выработки групповых решений, продуктивность распределения ролей в группе, готовность группы справляться с кризисами и переменами.

 

Источником реальной эффективности производства (определяемой в первую очередь уровнем управления и организации производства) является личность предпринимателя (его осведомленность, информированность, умение использовать эффективные стратегии и внедрение инноваций на предприятии). В долгосрочном, стратегическом плане главным фактором производительности являются инновационные изменения в технике, организации производства, структуры выпускаемой продукции, оптимизации ресурсов (производственных, человеческих), ведущие к снижению издержек.

 

Как видно из представленного анализа, критерий эффективности и в экономике, и в психологии крайне неоднозначно применяется для оценки деятельности предпринимателей.

 

Такая же неоднозначность существует и в трактовке понятия успешности. Применительно к организации ее трактуют как практическую реализацию идеи предпринимателя, получение прибылей, избегание краха, освоение новых рынков. Основным экономическим показателем успешности коммерческой организации выступает размер дохода.

 

Критерий успешности разрабатывался в рамках концепций успешности профессиональной деятельности, описанной в литературных источниках. Успешность является одним из наиболее трудных понятий для определения, так как у разных людей оно вызывает различные ассоциации и к тому же связано с индивидуальной системой оценок и ценностей.

 

С точки зрения психологической теории понятие «успешность» может рассматриваться в различных контекстах. На основе обзора существующих в психологии различных концепций понятия «успешность», рассматривающих его в качестве основной характеристики человеческой деятельности, можно отметить следующее. «Успешность» определяется:

1. Во-первых, как одна из базовых потребностей индивида и изучается в качестве стимула его поступков.

2. Во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида.

3. В-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки, как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих.

 

В предпринимательстве успешность связывается с разными о ней представлениями. Есть предприниматели, которые считают большой успешностью практическую реализацию своей идеи. Другие считают успешностью получение крупных прибылей, третьи — если их действия помогли избежать краха. А для ряда предпринимателей считается успешностью возможность расширения своего производства. Есть те, кто помышляет о сокращении числа занятых, но есть и другие — те, кто стремится к созданию новых рабочих мест.

 

Считается, что в предпринимательстве понятие успешности связано, прежде всего, с достижением полного (или близкого к полному) результата, планируемого при начале реализации предпринимательского проекта или предпринимательской идеи. Успешность предпринимательской деятельности – деятельность, результаты которой соответствуют нормативным требованиям и ожиданиям участников группы.

 

Основным показателем успешной деятельности предпринимателя выступает размер дохода, получаемого за счет конкретной формы организации процесса реализации предпринимательской идеи. Форма организации процесса означает логически взаимосвязанное и взаимозависимое соединение факторов производства, под которым понимаются:

ресурсы, состоящие из двух основных компонентов — капитала и затрат;

способности или талант предпринимателя, организующего процесс производства.

 

В реальных исследованиях крайне трудно, в виду сложности и многоаспектности жизнедеятельности коммерческих организаций, использовать все разнородные по содержанию показатели успешности организации. Поэтому чаще всего применяют отдельные показатели, и, в результате, данные, полученные в разных исследованиях, несопоставимы друг с другом. Отсюда возникает противоречие полученных разными исследователями результатов.

 

Согласно А.Г. Ивашкину, профессиональная успешность личности руководителя обусловлена специфическими условиями особого вида профессионального труда: управленческой деятельности. Существует две ее основные составляющие:

субъективная;

объективная.

 

Субъективная составляющая представляет собой систему личностных качеств, которые можно классифицировать, исходя из основных личностных сфер человека следующими компонентами:

мотивационным;

нравственным;

эмоционально-волевым;

интеллектуально-творческим и социально-групповым.

 

Объективный компонент профессиональной успешности личности руководителя обусловлен поведенческими и деятельностными проявлениями его личности в системе профессиональной управленческой деятельности. Объективная составляющая профессиональной успешности обусловлена эффективностью процессов делового общения и руководства и конечным результатом управленческой деятельности, выражающимся в эффективной результативности деятельности муниципального учреждения.

 

В целом, проведенный А.Г. Ивашкиным анализ (А.Г. Ивашкин, 2008) исследований показал, что успешной деятельностью можно считать такую деятельность, когда ее результаты обладают необходимой социальной и личностной значимостью и, в целом, соответствуют первоначально поставленным деятельностным целям. В этом случае, успешная деятельность выступает как реализованная направленность личности на успех в конкретной сфере деятельностной активности в социуме.

 

Итак, и критерий успешности, и критерий эффективности несмотря на широкое применение в описании деятельности, в том числе и предпринимательской, как специалистами, так и самими предпринимателями используется без надлежащей точности учета психологических характеристик этой деятельности.

 

Понятие конкурентоспособности широко применяется многими социальными науками, прежде всего экономикой, которая использует такие понятия, как конкурентоспособность предприятия, товара, бизнеса, личности. В рамках предпринимательской и управленческой деятельностей данный термин широко используется относительно ряда явлений. Существует:

национальная конкурентоспособность;

конкурентоспособность предприятия;

конкурентоспособность продукции и товара;

конкурентоспособность личности.

 

Конкурентоспособность – это способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

 

В англоязычной экономической литературе для обозначения конкурентоспособности чаще используется следующие термины:

«competitiveness» - под которым понимается конкурентоспособность, т.е. способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены;

«goods concurentability», «сompetitiveness of goods» - под которым понимается конкурентоспособность товара, критерий целесообразности выхода фирмы на товарные рынки, представляющий собой сумму характеристик товара, ориентированных на удовлетворение потребительского (платежеспособность) спроса.

 

Вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. В настоящее время не существует единого экономического определения понятия «конкурентоспособности». Конкурентоспособность в экономике – понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях:

микроконкретные виды продукции, производства, предприятия;

мезоотрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции;

макронароднохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции.

 

Для отдельной компании важны два показателя:

уровень потенциальной эффективности (зависит от внешних условий хозяйственной деятельности (наличия трудовых, сырьевых, энергетических ресурсов и т.п.) и прежде всего от общего уровня научно-технического развития страны);

реальная производительность (определяется в первую очередь уровнем управления и организации производства).

 

Источники реальной эффективности производства – личность предпринимателя, его осведомленность, информированность руководства компании относительно новой техники или методов организации труда, использование эффективных стратегий и внедрение инноваций на предприятии. В долгосрочном, стратегическом плане главным фактором производительности являются:

инновационные изменения в технике;

организации производства;

структуры выпускаемой продукции;

оптимизации ресурсов (производственных, человеческих), ведущие к снижению издержек.

 

Делая выводы, можно заключить, что при относительно сопоставимых характеристиках внешней и внутренней среды, успешность коммерческой организации определяется, в первую очередь, психологическим фактором, т.е. личностью предпринимателя.

 

В качестве интегрального психологического критерия оценки предпринимательской деятельности в современных психологических и экономических исследованиях используют критерии эффективности, успешности, конкурентоспособности.

 

В идеале успешность предпринимательской деятельности должна измеряться не одним или несколькими частными показателями, а системой взаимосвязанных показателей:

с одной стороны, необходимо определение экономических показателей:

эффективности производства;

производительности труда;

капиталоотдачи;

энерго- и материалоемкости продукции;

с другой стороны необходимо сравнить данную организацию с другими (т.е. оценить ее конкурентоспособность).

 

Успешность предпринимательской деятельности зависит от двух взаимовлияющих факторов:

характеристик внешней и внутренней среды коммерческой организации;

личности руководителя организации.

 

К сожалению, число психологических методик, позволяющих оценить успешность деятельности предпринимателей в целом, крайне ограничено. Так, например, для определения степени успешности действующих предпринимателей, применяется методика оценки успешности деятельности организации В.М. Снеткова, направленная на изучение таких объективных критериев успешности деятельности коммерческой организации, как: рыночный, внутренний, управленческий потенциал.

 

Критерии оценки рыночного потенциала включают в себя факторы роста динамики спроса, доли рынка, привлекательности и конкурентоспособности организации, гибкости цен на продукцию/услуги, инвестиций в маркетинг и рекламу, затрат на расширение рынков сбыта, а так же ориентацию на запросы потребителей, увеличение доходов предприятия и др.

 

Внутренний потенциал оценивается на основе анализа факторов внедрения инноваций в технологии производства, улучшения качества продукции и материально-технического обеспечения, роста количества высококвалифицированных работников, производительности труда и эффективности взаимодействия различных служб и др.

 

Показателями управленческого потенциала являются:

результативность управления;

качество и своевременность принятых управленческих решений;

участие персонала в принятии управленческих решений, их лояльность;

квалификация руководящих кадров;

затраты на новые управленческие технологии и др.

 

Интегральный показатель успешности деятельности организации, равный суммарному значению трех потенциалов организации, используется для оценки успешности деятельности предпринимателей вместе с показателем длительности прибыльного существования организации на рынке (более пяти лет).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.