Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценности предпринимателей как показатель успешности их деятельности




В отечественных исследованиях в последние годы уделяется особое внимание гендерным, региональным и ценностно-мотивационным аспектам предпринимательской деятельности (В.А. Бодров (1995, ред.), В.В. Новиков и В.В. Марченко (1998), А.Л. Журавлев и В.П. Позняков (1995, 2001, 2008), С.К. Рощин (1993), Е.Б. Филинкова (2002, 2007), О.И. Титова (2007) и др.).

 

Помимо традиционных признаков успешности (склонности к риску, интернального локус-контроля, мотивации достижения успеха и др.) психологи пытаются отыскать «неклассические» психологические факторы, отражающие успешность деятельности предпринимателей.

 

Одним из таких интересных практических направлений является исследование ценностей предпринимателей. Стремление мира к формированию гражданского общества, к воплощению этики социально ответственного бизнеса, а так же протекающие повсеместно в мире процессы глобализации и экономические изменения, приводят общество к новым ценностям, влияющим и на систему ценностей предпринимателей.

 

Каждый предприниматель является носителем уникального перечня приоритетных ценностей, характерных именно для него, но для эффективной работы организации предпринимателю необходимо учитывать не только свои ценности, но и ценности своих сотрудников, партеров, клиентов и общества, т.е. расширять диапазон своих социально значимых ценностей. Предприниматели, особенно создатели крупных корпораций, характеризуются умением формировать особенную организационную культуру, социально значимую миссию организации и сложную систему отношений (к обществу, людям, коллегам и самим себе как предпринимателям и личностям).

 

Такие важнейшие аспекты организационной культуры, как миссия и цели организации, способы достижения этих целей формулируются самим предпринимателем и выступают как ключевой ценностно-групповой признак, по которому общество в целом, а так же партнеры, клиенты, конкуренты и сами сотрудники организации отличают данную организацию от остальных. Поэтому ценности, проводником которых предприниматель является, могут стать как источником позитивных перемен и экономического развития, ресурсом предприятия, так и источником ненужных проблем и разрушений.

 

Г. Олпорт предлагает классифицировать ценности как:

социальные;

теоретические (стремление к истине);

экономические (польза и выгода);

эстетические (форму и гармонию);

социальные (любовь к людям);

политические (власть, влияние, слава и известность);

религиозные.

 

Д.А. Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:

общественные идеалы;

предметно воплощенные ценности;

личностные ценности.

 

И ценности-средства, связанные с самим процессом предпринимательства, и ценности-цели, связанные с полученным от предпринимательской деятельности результатом, характеризуются наличием личностного смысла, вносимого предпринимателем в процесс управления своей организацией. Тем не менее, остаются нерешенными многие вопросы.

 

Существует ли система четко осознаваемых ценностных ориентаций предпринимателей? Если данная система все-таки существует, является ли она одной из причин успешности деятельности предпринимателей (и их организаций) или просто проявлением развитости личности предпринимателей (т.е. не причиной, а следствием их успешности)? Является ли эта система универсальной и независимой: вневременной и кросскультурной?

 

Рассмотрим некоторые современные исследования, посвященные этой теме.

 

С.С. Бубнова в результате анализа основных видов ценностей выделила три уровня организации ценностей:

наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные;

ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п);

наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей-свойств.

 

Эти ценности соотносятся с типами личности руководителей, различающихся структурой ценностей-идеалов:

неформальный лидер;

гуманистический тип;

личность с доминированием материальных ценностей;

познавательный;

эстетический;

личность с неструктурированной системой ценностных ориентаций.

 

Три формы существования ценностей, переходят одна в другую: общественные идеалы, побуждаемые мотивационной структурой личности (моделями должного) находят предметное воплощение в деяниях или произведениях конкретных людей.

 

Западные гуру предпринимательства: Джозеф Г. Бойетт, Джимми Т. Бойетт, П. Друкер, Дж. Фокс, У. Коэн, С. Уэллс и другие, утверждают, что четко осознаваемые ценности ведут предприятие к успеху. Проведенные исследования (В. Зомбарт, Б. Карлофф, А. Д. Смирнов, В. Ф. Максимов, Д. Н. Акуленок и др.) показывают, что на успешность организации положительно влияют такие ценностные ориентации ее руководителя, как:

стремление к материальной независимости;

стремление к успеху;

склонность к умеренному, разумному риску;

желание быть хозяином своей жизни;

потребность в борьбе;

ценность самого процесса управления организацией;

экономическая и творческая свобода;

воля и энергия; проявляемые в предпринимательской деятельности;

упорство;

способность правильно оценивать людей; заставлять их работать;

желание преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от личной;

изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

ответственность за принятие решений;

высокая ценность инноваций;

мотивация достижения успеха;

критичность мышления;

нацеленность на результат;

высокие профессиональные требования к себе и своим сотрудникам;

острое желание выделиться и проявить себя;

здоровое честолюбие;

стремление к лидерству;

желание принести благо обществу;

потребность в самовыражении, самодетерминации и самоактуализации.

 

Отрицательно влияют на успешность:

стремление к привилегированному положению;

отчуждение и дистанцирование от подчиненных;

чрезмерное стремление к личной безопасности (доверие не всем сотрудникам, а только очень узкой группе).

 

Направления, по которым возможно проводить исследования ценностно-мотивационной сферы личности предпринимателя многообразны, это:

вопросы формирования миссии компании;

отношения руководителей организаций к клиентам, партнерам, сотрудникам, конкурентам;

выбора структуры компании, способов мотивации и стимулирования сотрудников, стиля руководства, пути решения конфликтов, способов коммуникации и информирования, образа руководителя и его организации в глазах общества и значимого окружения;

наличия гендерных, возрастных, этнических, мировоззренческих и религиозных конфликтов и социальных демаркаций внутри организации и в обществе, в котором эта организация функционирует;

отношения к изменениям, характер и масштаб допустимых изменений;

соотношения ценностей предпринимателей с ценностями, традициями, законами и моралью общества др.

 

Так, например, среди исследований, проведенных в Институте психологии РАН под руководством А. Л. Журавлева и В. П. Познякова, изучались психологические отношения российских предпринимателей в сфере деловой активности, т. е. совокупности эмоционально окрашенных представлений и оценок различных явлений, связанных с предпринимательской деятельностью. Авторы исходили из общего предположения о том, что на развитие и успешность предпринимательской деятельности оказывают влияние как внешние социально-экономические условия, так и собственные возможности предпринимателей в развитии своего бизнеса. При этом рассматривались такие социально-психологические феномены как мотивы, цели и ценности в сфере экономической деятельности, уровень притязаний и оценка собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности.

 

Тройку ведущих мотивов выбора предпринимательской деятельности занимают мотивы:

достижения самостоятельности и независимости своего бизнеса;

возможности реализации своих способностей;

материальной обеспеченности.

 

В предпринимательской среде деньги являются, прежде всего, средством достижения конкретных целей деятельности — создание предприятия, реализация новой идеи и т. д. Кроме того, деньги являются инструментом, которым предприниматель манипулирует с целью увеличения прибыли. Увеличение значимости материального фактора можно объяснить и изменившимся отношением общества к уровню благосостояния, повышением престижности предпринимательской деятельности.

 

Помимо этого, в отечественных исследованиях изучают:

деловую активность и успешность предпринимательской деятельности;

благоприятность экономических условий предпринимательской деятельности;

представления предпринимателей о взаимоотношениях с партнерами и представителями государственных структур.

 

Последние годы исследования характеризуются так же интересным смещением направления научного поиска с изучения предпринимательского стремления к независимости, автономности или финансовой независимости на объект позитивной психологической установки по отношению к себе и миру (Krueger, Reilly & Carsrud, 2000; Markman, Baron & Balkin, 2005; Shook, Priem & McGee, 2003). Надежда, оптимизм, уверенность в будущем, высокая самоэффективность, способность к быстрому восстановлению после неудач являются основами для построения позитивной психологии (Jensen & Luthans, 2006).

 

Со времён Бандуры высокая самоэффективность воспринималась как необходимость при решении сложных комплексных задач. Работы Chen, Greene & Crick (1998) показали связь между принятием решения о предпринимательской карьере и степенью выраженности самоэффективности индивида. Успешные предприниматели имеют устойчиво высокий уровень самоэффективности и, кроме того, есть данные, показывающие корреляцию уровня самоэффективности с уровнем дохода (Markman, Balkin & Baron, 2002; Markman, Baron & Balkin, 2005). Опираясь на теорию Селигмена, считающего чувство оптимизма чувством, связанным с интерпретацией прошлых успехов и неудач, можно увидеть несложную логику связи оптимизма предпринимателя и усилий, которые он прилагает для достижения будущего результата. Как утверждает Oettingen & Mayer чем выше оптимизм, тем выше планка желаемой цели (Oettingen & Mayer, 2002).

 

Интересными представляются исследования феномена надежды. Таких исследований пока мало, но они показывают на существующую связь между уровнем надежды и удовлетворением от управления своим бизнесом (Jensen & Luthans, 2006). Надежда также может служить хорошим индикатором оценивания важности собственных целей, возможных шансов на успех и готовности воплощать свои намерения (Laguna, 2006). Необходимо отметить, что все эти позитивные установки не являются постоянными качествами, как например черты личности индивида, и могут быть развиты путём тренингов (Luthans & Youssef, 2004). Авторы определяют эти позитивные психологические установки как поддающиеся измерениям и анализу и видят хорошие перспективы в их дальнейших исследованиях.

 

К сожалению, достаточно небольшое количество исследований посвящено роли доверия в предпринимательстве (Liao & Welsch, 2005; Zahra et al., 2006). Большая часть этих исследований фокусируется на важности социальных сетей для создания предприятия и роста бизнеса. Многие из них косвенно затрагивают роль доверия. Сети содержат доверие, которое описывается в данном случае как некий клей, или связка, которая удерживает части сети вместе (Anderson & Jack, 2002). Более того, сети помогают новому предприятию в создании легитимности компании. Это напрямую связано с доверием, так как недостаточность легитимности отражает недостаточность доверия. Новые компании неизвестны, поэтому им не доверяют их потенциальные клиенты и партнёры и бизнес не развивается. В этом контексте, Aldrich (2000) указывает, что успешные новые предприниматели это, прежде всего те, кто может построить сети доверия, которые помогают им в создании легитимности в пределах своего рынка.

 

Другим интересным направлением исследования предпринимательства является антропологический подход, изучающий этническую идентичность как форму социального капитала, поддерживающую предпринимателей - представителей малых национальностей или мигрантов для открытия бизнеса и завоевания рынка. Работы McDonald (2005) чётко показывают интересную тенденцию малых предпринимателей, основывающих свой бизнес на почве этнических социальных сетей, стремиться к вхождению в формальные организации после достижения финансовой стабильности.

 

Как указывает F. Schneider (2002) процент предпринимателей, работающих вне рамок официальных организаций, в странах с развитой экономикой составляет 17%, в то время как в странах с развивающейся экономикой эта цифра составляет порядка 40 % ВВП. Эти данные ясно свидетельствуют в пользу существования связи между уровнем развития экономики страны и степенью развитости неофициального бизнеса. Предпринимательство это поле пересечения личности и возможностей, (Shane, 2003) и поэтому область исследований, посвященная взаимосвязи черт личности и успешности выявления и использования новых возможностей, продолжает представлять интерес. Изучение применяемых предпринимателями когнитивных механизмов, используемых ими для деятельности в условиях неопределённости, по-прежнему остаётся актуальной и не раскрытой до конца проблемой (Alvarez & Barney, 2005; Lounsbury & Glynn, 2001, Choi & Shepherd, 2004; Shane & Venkataraman, 2000).

 

Изучение автономии, инновативности, склонности к риску, соревновательной агрессивности и предусмотрительности является особым направлением исследований в психологии предпринимательства. Анализ склонности предпринимателей к риску, проведённый Miner и Raju (2004), показал отсутствие видимого различия между отношением к риску предпринимателей и наёмных менеджеров. Однако Stewart и Roth (2004) попытались опровергнуть достоверность исследований Miner и Raju, споря о валидности применяемой ими методики. Кроме того, Stewart & Roth (2001) показали, что психологический портрет крупного предпринимателя отличается от психологического портрета предпринимателя малого бизнеса.

 

Приведенные выше исследования свидетельствуют о необходимости дифференциации типов предпринимателей внутри социальной группы в зависимости от психологических характеристик, значимых для роста бизнеса. Один из основателей теории человеческого капитала, Нобелевский лауреат Т. Шульц, полагал, что предприниматель - это человек, способный справиться с неравновесной ситуацией как в экономической деятельности, так и вне ее (особенно в сфере распределения времени между различными занятиями). Эта способность представляет собой редкий ресурс, а предположение его зависит от соотношения предельных выгод и затрат, связанных с приобретением данного вида человеческого капитала (под затратами понимаются в первую очередь затраты на получение соответствующего образования). Вкладывая средства в свой человеческий капитал и предлагая этот специфический ресурс на рынке, предприниматели способствуют устранению неравновесных ситуаций в окружающем их мире.

 

Тем не менее, вопрос о психологических отличиях предпринимателей от не предпринимателей остаётся открытым, как и вопрос о том, являются ли эти психологические черты стабильными или меняющимися во времени. В современных исследованиях, чаще всего, для демаркации предпринимателей, испытуемых делят на «бывших предпринимателей» и «действующих предпринимателей», но если показатель такой демаркации предпринимательской деятельности очевиден, то остается нерешенной проблема градации предпринимателей по степени успешности.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. В чем разница между отечественным и западным подходом к успешности?

2. Какие критерии оценки деятельности предпринимателей используются в экономической и психологической литературе? В чем их специфика?

3. Согласно Р.Л. Кричевскому какие существуют группы критериев оценки деятельности?

4. Дайте определение конкурентоспособности.

5. От каких факторов зависит успешность предпринимательской деятельности?

 

Литература

 

1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб., 2001.

2. Белов В.В. Организационная одарённость. – СПб., 2008.

3. Гинс К.Г. Предприниматель. - М.. 1992.

4. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. Учебное пособие. – М., 2006.

5. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. – М., 2007.

6. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // «Бизнес и банки» N43, 2003.

7. Тикин В.С. Традиционное стимулирование соперничества.- М., 2005.

8. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. -М., 2004.

9. Щербатых Ю.В.. Психология предпринимательства и бизнеса. – СПб., 2008.

 

Дополнительная литература

 

1. Белова Е.В. Ценностные ориентации российских предпринимателей. // Российский научный журнал «Экономика и управление», №5 (55), 2010, с.119-122.

2. Большой энциклопедический словарь.- М., 2005.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998

4. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. —М., 2004.

5. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.,1985.

6. Кулагин О.А. Принятие решений в организации. Учебное пособие.- СПб.,2001.

7. Энциклопедический словарь предпринимателя. /Сост. С.М. Синельников, Т.Г. Соломоник, Р.. Янборисова. – СПб., 1992.

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

7.1. Социальные и психологические предпосылки развития российского предпринимательства

7.2. Стратегии личности предпринимателя

7.3. Проблема формирования индивидуального стиля предпринимательской деятельности

Контрольные вопросы для самопроверки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.