КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема формирования индивидуального стиля предпринимательской деятельности
Как уже было сказано, нет инвариантной, характерной для каждого предпринимателя модели деятельности. Имея общие черты, каждый предприниматель, тем не менее, отличается оригинальностью поступков и решений, а также характером ведения бизнеса. В этой связи можно говорить об индивидуальном стиле предпринимательской деятельности. В настоящее время существуют только общие подходы к этому феномену. Глубокая разработка этой темы впереди. Попытаемся разобраться в этом с точки зрения известных положений о психологической системе профессиональной деятельности субъекта.
В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной деятельности субъекта труда. В.А. Шадриков, анализирует формирование различных психологических систем профессиональной деятельности: 1. Формирование мотивов профессиональной деятельности предполагает: сдвиг мотива на цель трудовой деятельности (по А.Н. Леонтьеву), в результате чего работник находит "свой" предмет деятельности; "принятие" человеком профессии и нахождение личностного смысла деятельности, что является важным для формирования профессиональной мотивации; образование целостного поведения работника в результате формирования профессиональной мотивации.
2. Формирование цели профессиональной деятельности предполагает выделение и учет следующих моментов: центральным моментом деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность – это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных); сама цель рассматривается как: идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться; также цель профессиональной деятельности выступает как: образ результата; производственная задача, заданная в определенных условиях; основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых результатов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).
3. Формирование представления о программе деятельности предполагает: формирование представления о компонентах (о структуре) деятельности; формирование представления о способах выполнения деятельности; формирование представления о программе деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).
4. Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов: уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оценка значимости информации); образно-оперативный уровень (переработка информации и построение информационных образов); особенности формирования ИОД: информация часто меняющаяся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой; в целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспринимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информацию); формирование ИОД в идеальном плане (способность строить информационные образы и значения по получаемым сигналам).
5. Формирование блока принятия решений основано на учете следующего: само решение рассматривается как выбор одной альтернативы из нескольких; создается общая схема принятия решений: осознание проблемы; разрешение проблемы, при этом само формирование блока принятия решения предполагает: освоение (выработка) решающего правила, способа решения; формирование критерия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; проверка решения; коррекция выбора (там, где это возможно). выделяются два основных типа решений: детерминированные (основанные на строгой логике); вероятностные (основанные на просчете наиболее благоприятной вероятности достижения цели).
6. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: у человека уже есть определенные качества и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности; общая логика такой перестройки деятельности: перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью; появление и развитие новых качеств и способностей; формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы "венчает" развитие профессионала.
Проблема предпринимательской деятельности – суть проблема сформированного индивидуального стиля деятельности, где качества личности предпринимателя цементируются четко сформулированной целью деятельности и преломляются сквозь призму стиля, определяемого экономической ситуацией и собственными представлениями о поведении в ней предпринимателя.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите три составных элемента, связанных со спецификой предпринимательства как вида профессиональной деятельности. 2. Какие выделены социальные факторы первого этапа и как отражает влияние социума на предпринимательство половозрастная структура населения? 3. Каково соотношение доходов богатых и бедных в промышленно-развитых странах и России? 4. На каком этапе происходит развитие и реализация предпринимательских способностей человека? 5. Какими могут быть отрицательные последствия предпринимательства? 6. Какие факторы, по мнению ученых, служат предпосылками успешной профессиональной деятельности предпринимателя? 7. Какие существует три основные системы координат, через которые можно определить жизненные стратегии личности любого человека, в том числе – и предпринимателя? 8. Что понимается под, жизненной стратегией предпринимателя? 9. Приведите составляющие различных психологических систем профессиональной деятельности (По Шадрикову В.Д.).
Литература
1. Адамс Дж.Т. Американская эпопея // Нью-Йорк, 1953. 2. Воронина К. И надежда, и угроза // Эксперт. 2009. 23 ноября. 3. Емельянов В.М. Психологические особенности российского предпринимателя. URL: http://www.elitarium.ru/2006/08/12. 4. Игнатова И В Социальные предпосылки Социальные предпосылки развития российского предпринимателя. Тюмень. ТГУ.2010. 5. Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // США – Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 6. С. 46–65. 6. Медков В. Депопуляционные прогнозы численности населения России в 2005–2050 гг. URL: http://www.demographia.ru/articles 7. Медков В. Депопуляционные прогнозы численности населения России в 2005–2050 гг. URL: http://www.demographia.ru/articles 8. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982.-326 с. 9. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса. В лекции рассматриваются следующие вопросы: 8.1. Экономическое сознание предпринимателя 8.2. Экономическая социализация, как процесс формирования экономического сознания 8.3. Успех как объективная составляющая экономической социализации Контрольные вопросы для самопроверки
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |