Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние уровня и характера культуры на сознание предпринимателя




Признание в обществе как фактор регуляции сознания

Предпринимательская деятельность своим содержанием ориентирована не только на результативность, но и на признание.

 

Признание указывает на человеческое социальное и культурное значение не только результатов но и самой человеческой деятельности, оно - одновременно и предметная, и субъективная ценность. Как предметная, ценность фокусирует ценностное отношение предпринимателя к многообразию предметов и явлений предпринимательской деятельности. Фиксируется оценка в ключе желаемого - нежелаемого, нормативно признанного - непризнанного, положительного и отрицательного для личности предпринимателя. Признание в качестве субъективной ценности выступает потому, что в нем заключены способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания. Первоначально они закреплены в общественном сознании и культуре как цели, проекты, задачи, выраженные в форме нормативных представлений. В дальнейшем же они служат предпринимателю ориентиром его сознания и позволяют контролировать его действия и поступки.

 

Воля является важнейшим компонентом сознания предпринимательской деятельности, она «позволяет» ей осуществиться, как задумано, в ней заложено превращение убеждения «я должен» в состояние «я хочу». Благодаря этому возникает установка именно на то поведение, по отношению к которому человек переживает «я хочу». Установка означает наличие непосредственной готовности действовать результативно в соответствии с оценкой и ищет ситуацию, подходящую для удовлетворения. Зачастую достигающая личность предпринимателя работает над решением определенной проблемы не только ради достижения цели или общественного признания, но еще и потому, что именно предпринимательская деятельность как таковая дает ей возможность самоутвердиться. Предприниматель в этом случае как бы призван самоосуществляться в предпринимательской деятельности. Он стремится успеть «отдать» себя в служение идее.

 

Кросс-культурный - основанный на сравнении убеждений, установок различных культурных групп и национальностей.

 

В культурах с высоким уровнем мотивации, личный успех, свобода и инициатива ассоциируются с работой и учебой.

 

В культурах со средней и слабовыраженной мотивацией преимущественными сферами свободы считаются игра, досуг и семейная жизнь.

 

Важное значение имеет степень потребности в аффилиации, т.е. в принадлежности к общности, группе: «там, где успех мыслится как индивидуальное достижение, потребность в самореализации неизбежно предполагает соревновательность и разобщенность. Там, где желаемая цель может быть коллективной, групповой, потребность в достижении укрепляется групповой солидарностью и реализуется в корпоративном поведении».

 

При сравнении различных культур можно заметить изменение содержательной наполненности мотивации достижения, интенсивность и степень выраженности. Д. Мак-Клелланд связывал культуру с активностью и успешностью экономического поведения представителей данной культуры.

 

Помимо содержания мотивации достижения и индекса ее силы учитывается ее место в иерархии других социокультурных ценностей, так как «в условиях одного социально-исторического образа жизни ведущей мотивацией может стать стремление к власти, а в условиях другой культуры - стремление к поиску смысла жизни». В одних культурах преобладает мотив богатства, накопления, материального успеха за счет индивидуального упорного труда в условиях жесткой конкуренции, а в других отсутствует выраженное стремление к материальному накоплению, к долгосрочным инвестициям, успех мыслится как результат взаимной деятельности группы и общности.

 

Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

 

В одних культурах преобладает мотив богатства, накопления, материального успеха за счет индивидуального упорного труда в условиях жесткой конкуренции, а в других отсутствует выраженное стремление к материальному накоплению, к долгосрочным инвестициям, успех мыслится как результат взаимной деятельности группы и общности.

 

Для отечественного культурного пространства на момент вхождения в свободный рынок, по мнению А.В. Бояренцевой, характерна потребительски-престижная ориентация потребности в достижении, лишенная трудового и творческого компонентов, выраженного индивидуального характера, растворенная в уравнительных притязаниях и неоднозначная по отношению к мотиву богатства и накопления.

 

Осваивая экономическую реальность, человек приобретает не нейтральные знания и навыки, а этически заряженные представления. Исследователи проанализировали наиболее распространенные принципы, укоренившиеся в сознании и поведении людей разных народов, и обнаружили нечто их объединяющее. Моральные заповеди, повелевающие добывать хлеб трудом, не красть чужого, не завидовать неправедному богатству, помогать ближнему своему можно встретить во многих сказках, мифах, песнях южан и северян, жителей западного и восточного полушарий. Жадность, хвастовство богатством - самые страшные пороки, которые всегда посрамляются и наказываются в сказках.

 

Таким образом, у личности формируется модель экономического сознания, включающая способы достижения результаты деятельности, мотивы деятельности. Человек выбирает для себя существующий в культуре и близкий ему тип экономического поведения, в его ценностной структуре занимает место потребность в достижении, имеющая определенную интенсивность и направленность. От свойственного данной культуре нормативного канона человека зависит специфика стиля экономической социализации, экономического воспитания, реализуемого на уровне семьи, а позднее - на уровне других институтов социализации.

 

А.В. Бояренцева отмечает, что наличие в культуре определенной модели идеальной личности, достигающей экономического успеха предписанным способом, не означает отсутствия в ней альтернативных типов экономического поведения. При позитивной этической наполненности каждой из ориентаций их совокупность позволяет нормально функционировать экономическому механизму общества. При деструктивной этической наполненности, а также в случае преобладания мотива денег в мотивационной структуре ориентации личности превращаются в жажду потребления, эксплуатации и стяжательства.

 

В европейской культуре ХУШ-Х1Х вв., как отмечает А.В. Бояренцева, в качестве преобладающего поведения в этико-экономических представлениях, существовал «накопительский» (сберегающий) стиль экономического поведения, требующий от личности определенных качеств:

честности;

трудолюбия;

самоотречения ради дела наряду с высоким мастерством и рациональными способами организации производства.

 

В народных сказках имущий богач всегда хуже, глупее «умеющего» бедняка. Умеющий - соавтор природы, ее поверенный, ему служат солнце, ветер и воды, звери и птицы, вещи и машины. Труженику всегда известна подлинная стоимость продукта, товара, как они достаются их создателям, насколько от них зависит жизненное благополучие людей.

 

Пуританская этика с ее принципом «трудом добиваться успеха» как основанием добродетельности поддерживала чувство безопасности и придавала жизни определенный смысл, а также поддерживала религиозное чувство исполнения долга. Это сочетание стабильности мира, стабильности состояния и твердости этических принципов вселяло в представителей среднего класса чувство сопричастности с народом, самоуверенности и гордости.

 

Экономическая культура формировала у развивающейся личности представление об успехе как об автоматическом результате искренности, порядочности и честности, выполнения обязательств в предпринимательстве. А.В. Бояренцева выделяет и другие стили экономического поведения:

«стяжательский» стиль, в котором акцент делался не на сохранение и экономию средств с целью их рационально-продуктивного вложения в расширение и совершенствование дела, а на неограниченное личное накопление и стремление к максимальному потребительскому комфорту и стабильности, на консервативное противостояние изменениям й инновациям, чего бы они ни касались - уровня прибыли, круга клиентов, технологии или рынков сбыта (вспомним строчку из А.С. Пушкина: «Там царь Кащей над златом чахнет»);

«эксплуатирующий» стиль с его девизом: «что мне нужно, то я отбираю», когда провозглашалось право силы, а порядочность и самоотречение ради дела считалось слабостью, размышление - занятием трусов, а рационализации ведения дела противопоставлялась голая эксплуатация ресурсов («Сказка о попе и о работнике его Балде»);

«торгово-меновой» стиль, ведущий отсчет от древних времен и до рыночных отношений, когда целью было - приобрести подешевле, а продать или поменять подороже, руководствуется девизом: «не обманешь - не продашь» (данный стиль поведения отчетливо прослеживается в русских социально-бытовых сказках: «Хитрый мужик», «Дележ гуся», «Разбойник-купец»).

 

С наступлением XX в. на Западе формируется новая модель экономического поведения, ознаменовавшаяся, по мнению Э. Фромма, появлением наряду с товарным рынком «личностного» рынка, т.е.:

умения подать себя;

привлечь к себе внимание;

быть бодрым;

крепким;

энергичным;

честолюбивым.

 

Э. Фромм полагает, что «хотя соотношение мастерства и человеческих качеств, с одной стороны, и личности - с другой стороны, как необходимых условий успеха, изменчиво, личностный фактор всегда играет решающую роль».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.