Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование экономического сознания в раннем возрасте




Становление экономического сознания дано в работах зарубежных исследователей: Д. Валяского, Д. Лассара, П. Плинера, К. Ролан-Леви, Б. Стасей, Д. Фридмана. В возрастной экономической психологии содержатся данные о том, что чувства собственности и психологии денег формируются в раннем детстве. Символами собственности ребенка являются различные предметы, игрушки. Деньги не обязательно являются символом подсознательного накопления. Они могут уступать место вещам, продуктам собственного творчества и другим элементам окружения, обладающим значимостью для ребенка.

 

По данным Б. Стасей, развитие элементарных представлений о деньгах и покупках происходит в возрасте 4-6 лет. В 6-8 лет развиваются представления о численной ценности монет. К 7-9 годам процесс завершается полным пониманием количественного достоинства денег. Деньги являются психологической категорией. Представления о них включают эмоционально-ценностные компоненты.

 

При определенных условиях экономического воспитания, создающего условия для приоритетного положения материального Я в Я-концепции, личностный смысл Я может приобретать «денежную окраску». Важен источник появления денег у ребенка, так как от этого зависит характер психологической составляющей денег, которая формирует идеально воспринимаемую, достаточно ограниченную сферу возможного использования данной суммы.

 

Формирование профессионального Я, по мнению Э.Эриксона, начинается с 7 лет. В 6-8 лет у ребенка возникает достаточно отчетливое понимание профессиональной деятельности и заработной платы.

 

Среди экономически ориентированных подростков, по исследованиям Бояринцевой А.В., по профессиональным предпочтениям было выделено несколько групп:

потенциальные предприниматели;

потенциальные менеджеры;

потенциальные работники экономического сервиса.

 

Результаты исследования показали, что структура Я-концепции статистически отличается у подростков, принадлежащих к различным группам профессиональной ориентации.

 

А.В. Бояренцевой обнаружено сходство в структуре Я-конценции у подростков - потенциальных предпринимателей и взрослых предпринимателей. Потенциальные и работающие предприниматели, независимо от возраста, демонстрируют высокий уровень субъективного контроля, высокую самоэффективность — общую и профессиональную, этическую «нейтральность» образа Я, преобладание индивидуалистических элементов в социальном Я над коллективистическими - высокий уровень самоопоры, независимость, конкурентность, стремление быть лучше других. Анализ субъективных моделей экономического успеха предпринимательской общности (потенциальной и реальной), проведенный А.В. Бояренцевой, показывает, что основными символами достижения успеха у предпринимателей являются: власть, материальное благополучие, престиж. Подростки 13-17 лет демонстрируют тенденцию экономической субъективности, аналогичную взрослым представителям выбранной ими профессиональной потенциальной общности. Для потенциальных предпринимателей образ идеала связан с такими характеристикам, как упорство, достижение целей, уверенность в себе, способность влиять на события, а также адекватная реакция на неудачи. Формирование профессионального Я имеет характер этического нейтралитета. У подростков образы «проходимца» и «идеала» входят в различные смысловые структуры, но не противопоставлены друг другу. Образ «неудачника» входит в ту же смысловую структуру, что и образ нравственного предпринимателя.

 

Таким образом, у потенциальных предпринимателей с неудачей в бизнесе связана «нерациональная» ориентация на нравственные нормы. У подростков с предпринимательской направленностью стереотипные образы предпринимателя включены в профессиональное Я, имеют личностный смысл, связанный с базовыми ценностными структурами личности.

 

Ранняя дифференциация самосознания подростков по типу субъективности, по характеристикам профессиональной и экономической Я-концепции, по базовым этико-смысловым структурам демонстрирует значимость и необходимость педагогического воздействия на ход профессионализации и экономической социализации личности.

 

Зарубежными исследователями выявлены основные источники экономической информации у детей:

активный, предполагающий самостоятельное участие в экономической жизни (покупки в магазине);

зрелищный, подразумевающий просмотр рекламы;

социальный, включающий получение информации из общения - с родителями, сверстниками, на поздних этапах социализации - с взрослыми, которые воспринимают ребенка в качестве экономического партнера, а не объекта воспитания.

 

На ранних возрастных этапах основную роль в экономической социализации играет семья. Дети из семей с более высоким социоэкономическим статусом лучше осведомлены о деньгах, ценах, системе оплаты. Сравнение различных культур выявило, что сформированные экономические понятия имеют дети из менее развитых экономических регионов. При переходе к этике «личностного» успеха, где важно умение подать себя и ориентироваться в меняющихся условиях жесткой конкуренции, на первый план вышли экономические знания, умения, навыки, позволяющие выделиться среди равных и обойти конкурентов за счет умения адекватно вписываться в экономическую структуру и соответствовать требованиям ситуации.

 

Динамику теории европейского экономического воспитания можно проследить, сравнивая характер привлечения ребенка к труду. Если в XIX в. преобладало трудовое практическое воспитание, когда в зажиточных семьях отец мог поручить десятилетнему сыну ведение и переписывание счетов в лавке, на фабрике, платить ему жалованье, то в конце XX в. для детей подросткового возраста государством создаются фирмы, в рамках которых они приобретают навыки участия в бизнесе, не получая при этом оплаты за труд.

 

В течение более чем ста лет акцент перемещался с практического зарабатывания денег детьми на свободное предоставление им средств при полноценной неоплачиваемой включенности в реальный труд, преследовавший образовательные цели. Если в XIX в. формировалось представление о связи труда и его оплаты и параллельно шло обучение элементарным навыкам ведения экономических дел, то в XX в. государство стремится обучить подростков квалифицированным экономическим навыкам, не делая акцента на материальной стороне дела. Последнее обозначает переход от этики «труда» к этике «услуги», когда на первый план выходит не честное зарабатывание денег за счет индивидуальных способностей и достоинств, а умение предоставить обществу квалифицированную «услугу» и получить в обмен на нее другие «услуги», в которых возникает необходимость, т.е. идет процесс психологического «обезналичивания» денег.

 

Важен не столько факт включения ребенка в экономическую подсистему семьи, сколько характер этого включения. Если ребенок психологически должен доказывать, зарабатывать свое право на участие в семейном доходе полезными делами (помощь по дому, хорошие отметки), а в ряде случаев - создавать свою, автономную экономическую подсистему (самостоятельный доход), то его внимание концентрируется на выполнении «контракта» с родителями.

 

Результатом свободного предоставления денег является ответственность за их разумную трату, стремление к большей осведомленности об экономическом мире взрослых, с которыми приходится взаимодействовать на равных.

 

«Свободные» деньги как бы демонстрируют ребенку высокую степень доверия к нему, он стремится ее оправдать, чувствует ответственность за распределение семейного дохода, прилагает больше усилий, чтобы использовать деньги выгодно, т.е. осознанно вникает в экономическую реальность. В результате в мотивационной структуре личности мотив денег не выходит на первый план и не подчиняет себе личность.

 

Полноценная экономическая этика не отрицает мотива денег, она преодолевает его, делая малозначимым для личности. В противоположном случае складывается ситуация, описанная Э. Фроммом, когда «люди трудятся, чтобы сделать побольше денег; они употребляют деньги на то, чтобы сделать еще больше денег, а цель - наслаждение жизнью – теряется из виду».

 

В условиях отечественного пространства распространено мнение, что детям нельзя давать деньги, так как им рано пользоваться ими, их это портит. В семьях, где существует такой подход к экономическому воспитанию, не только нарушается взаимопонимание поколений и запаздывает процесс формирования экономических представлений и навыков ребенка, но и нарушается мотивационное развитие личности, так как при сознательном вытеснении мотива денег как неблагопристойного происходит перемещение его в гипертрофированном виде на вершину мотивационной структуры личности либо он прячется в подсознание, давая о себе знать через искаженные компенсационные проявления естественной потребности материального благополучия.

 

Свободное предоставление денег ребенку должно быть подкреплено его полноценной включенностью в экономическую подсистему семьи, что подразумевает информированность о доходе семьи, об ее экономических проблемах, об источниках получения средств (табл. 8.). Иначе может иметь место диффузность, спутанность границ семейной структуры, возникающие при чрезмерной опеке ребенка.

 

Таблица 2. Содержание экономической социализации детей

 

Возраст Содержание экономической социализации детей
2 года Символами собственности для ребенка выступают взрослые и значимые предметы: игрушки, камушки, пуговки, деньги.
3-5 лет Сензетивный период для присвоения психолого-экономических ориентации: берущая (рецептивная); сберегающая (стяжательская); овладевающая (эксплуатирующая); обменивающая (рыночная).
4-6 лет У ребенка возникают элементарные представления о деньгах и покупках
5-7 лет Овладение ребенком этическим содержанием труда (радость, недовольство)
5-8 лет Понимание экономики обмена (купли-продажи)
6-8 лет Представления о численности, ценности денег
7-9 лет Полное понимание денег
6-9 лет Четкое представление о связи денег с исполняемой взрослыми работой
7-10 лет Субъективная модель профессиональной и экономической деятельности близка к моделям экономического успеха взрослых
10-14 лет Структура Я-концепции близка к структуре Я-концепции профессионала (учителя, врача, предпринимателя, банковского служащего). Подростки в данном возрасте усваивают основные символы экономического успеха (деньги, власть, престиж)

 

 

Следует подчеркнуть, что семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения, поэтому очень важно, какой модели она соответствует - традиционной или современной. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - предпочитают ценностям рода экономические или личностные интересы.

 

На взгляд А.Б. Фенько, основными трансляторами экономических ценностей, главными фигурами, влияющими на решение задач экономического воспитания и социализации, являются родители.

 

Семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде родительских напутствий, выглядят следующим образом:

установки к деньгам (деньги - грязь, опасность или культ денег) ведут к нарушениям мотивационного развития личности ребенка;

семейные денежные проблемы могут приводить к некоторым психическим отклонениям на почве денег в будущей взрослой жизни ребенка (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки).

 

Характер включения ребенка в экономическую подсистему семьи может быть:

жестким (с закрытыми границами);

нормальным (с ясными границами);

диффузным (со спутанными границами и чрезмерной опекой).

 

Такой характер не только определяет место мотива денег в ценностной иерархии личности, этический смысл мотивации достижения экономического успеха, уровень сформированности экономических понятий, но и задает ключевой момент экономической социализации - формирование экономического сознания личности, представление о себе как об активном субъекте экономической жизни.

 

Решение вопроса о формировании экономического самосознания позволяет преодолеть проблему деления людей на две группы:

предпринимателей;

непредпринимателей.

 

Наиболее реальным представляется существование непрерывного континуума, крайними полюсами которого являются, с одной стороны, «рецептивный» тип экономического поведения, отдающий на откуп «экспертам» заботу об экономической стороне жизни, обменивающий свои способности и квалификацию на отсутствие материальных забот, а с другой стороны - активный экономический тип поведения, предельным выражением которого является работа «на себя», творчество в экономической сфере с пользой и для себя, и для общества через открытие своего дела, или предпринимательство, т.е. инновационная деятельность, преобразующая экономическую культуру общности.

 

Между этими крайними полюсами наемного труда и труда, основанного на чувстве собственности, существует множество промежуточных вариантов, каждый из которых характеризуется степенью этических усилий при добывании денег и накоплении первичного капитала и степенью вовлеченности в экономическую жизнь общества.

 

На основании проанализированных материалов можно сделать вывод о том, что формирование предпринимательской направленности личности следует искать не в наследственно-генетических особенностях, а в характере экономической социализации, особенно на ее ранних этапах, в силу семейного воспитания, определяющего характер привлечения детей к экономической культуре общности. Решающее значение в становлении предпринимателя имеют стиль и характер воспитания ребенка в семье. Хотя оно и не обязательно зависит от рода занятий родителей, но, как правило, в семьях предпринимателей чаще преобладают стиль демократичности, стремление привить ребенку навыки самостоятельности и ответственности, воспитать в нем инициативный и творческий подход к жизни, а также чувства достоинства и уверенности в себе, т.е. те качества, которые необходимы хорошему бизнесмену. В то же время психологические исследования показывают, что из авторитарных семей, в которых ребенок лишен самостоятельности и воспитывается в условиях жестких поведенческих ограничений и механической дисциплины, предприниматели обычно не выходят.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.