КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночные ценности и экономическое сознание предпринимателя
Экономическая функция рынка в обществе задает модель данной ориентации характера и является условием ее развития у человека. Следовательно, рынок - это механизм, определяющая черта которого - спрос.
По мнению Э. Фромма, рыночное понятие ценности, которое означает превосходство меновой ценности над полезной, способствовало формированию сходного понятия ценности в отношении людей и, в частности, в отношении человека к самому себе. Ориентацию характера, основанную на восприятии себя как товара, Э. Фромм называет рыночной ориентацией.
Рыночная ориентация получила распространение с развитием «личностного рынка», который является феноменальным явлением последних десятилетий. Э. Фромм считал, что если человек поставит задачу выяснить, каков удельный вес личностной ценности при достижении успеха, то обнаружит, что только в исключительных случаях успех достигается с помощью человеческих качеств. Успех зависит от того, насколько человек может представить себя, насколько привлекательна его «упаковка». Для того чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и умственным багажом, необходимыми для выполнения задачи. Нужно быть способным вступить в соревнование и уметь состязаться.
Таким образом, у человека формируется определенная установка по отношению к самому себе. Э. Фромм различает следующие типы ориентаций: впечатлительная – берущая; эксплуататорская – порабощающая; стяжательская – экономящая; в условиях рынка – рыночная
Поскольку успех зависит от того, как человек умеет себя преподнести, преподать, продать свою личность, то она воспринимает себя в качестве товара или продавца, или одновременно в качестве продавца и товара. Э. Фромм подчеркивает, что человек воспринимает себя и как продавца, и как товар для продажи на личностном рынке. То, как он себя ценит, т.е. его самооценка, зависит от условий, которые от него не зависят и ему неподвластны. Если он «преуспевает» - он в цене, если нет - он лишен ценности.
Таблица 1. Типы ориентации характера по Э. Фромму
Поскольку человек не может жить, сомневаясь в своей индивидуальности, при преобладании рыночной ориентации ему приходится черпать чувство индивидуальности не в самом себе, а в мнении других о себе. Его престиж, материальный достаток, успех, известность замещают подлинное чувство индивидуальности. Такая ситуация приводит его к зависимости от того, как другие воспринимают его, и он вынужден придерживаться роли, которая принесла ему успех. Феномен продажи личности проявился в распространении «рецептов» Д. Карнеги, чтобы «пользоваться спросом на личностном рынке».
Личность превращается в винтик огромного механизма индустриальной цивилизации, которая диктует модель поведения, от которой невозможно отклониться. Человек превращен в объект, один из возможных продуктов потребления. Индустриальная цивилизация напоминает склеп, ибо вся она состоит из пустых видимостей, лишенных сущности, противоестественных объектов, навязанных жизнью. Репрессивная индустриальная культура осуществляет жесткий контроль за человеком, упорядочивая его жизнедеятельность, его слова и мысли. Она нейтрализует человека, нивелирует его Я, делает его социально пригодным придатком единого механизма.
Созданный порядок индустриальной культуры в действительности лишь видимость стабильности. Индустриальный мир чреват взрывом, и манипулировать людьми, даже самыми тихими и забитыми, можно до поры до времени. Репрессивная культура, противоречащая жизненным инстинктам, подавляет желания человека, загоняя их вглубь. С другой стороны, она не дает им выхода. Это противостояние разума и инстинкта рождает неврозы, патологические желания, готовые в любой момент вырваться наружу.
А.В. Бояренцева обратилась к модели экономической деятельности в дореволюционной России и отметила, что при внешней схожести с господствующей в то время в Европе сберегающей ориентацией она отличалась осуждением индивидуального накопления и требованием отказа от чрезмерного богатства путем пожертвований и благотворительности. Это связано с преобладанием в структуре ценностей мотива поиска смысла жизни, а не материального успеха, даже если он достигнут за счет упорного труда и самоотречения.
В русской культуре «любое дело, чтобы быть признанным, благим, нужным, должно быть оправдано, соотнесено с христианским намерением. Все остальные деяния, пусть и приносящие внешнюю, материальную пользу, рассматривались как зло». Благотворительность совершенно неприемлема в рамках пуританской этики с ее рационально-продуктивными принципами, которым противоречит необоснованная трата денег на тех, кто не в состоянии заработать.
Рассматривая современные типы экономического поведения, можно выделить сформировавшийся в американском обществе стиль, основанный на этике «услуги», которая сменила этику «личности-товара». Каждой из названных моделей экономического поведения соответствует определенный уровень этического развития личности. В экономической психологии выделяют их четыре, в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и к другому человеку, от представления о благе для себя и для других, от модели личного успеха. Рассмотрим их подробнее: «Эксплуатирующий» и «торгово-меновой» стили относят к донравственному - «эгоцентрическому» уровню этического развития личности, который определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, личному успеху вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие, лучше даже, чтобы они были несчастны, чтобы на их фоне ярче сияло твое счастье; «Сберегающий» («накопительский») стиль соответствует следующему - «группоцентрическому» уровню этического развития личности, когда она связывает двое благо и счастье с процветанием группы людей, соединенных кровнородственными отношениями; «Обменивающий» стиль характерен для личности, идентифицирующей себя с организацией, а свой успех - с ее процветанием, здесь можно говорить о «корпоративной» морали.
Собственно-нравственный уровень стал возможным в западной культуре в силу того, что «западная государственность формировалась как стремление к правовому порядку, при котором член общества был бы в равной степени защищен законом и ответственен перед ним, а представление о личном успехе подразумевало бы его распространение на все человечество». К данному уровню этического развития личности может быть отнесен стиль экономического поведения, основанный на этике «услуги».
В русском сознании закрепилось мнение о том, что в стране больше произвола, чем закона. В связи с этим происходит как бы провал правового сознания», что способствует становлению четвертого, «эсхатологического» уровня этического развития личности, когда другой человек приобретает не только гуманистическую, разумную, общечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность.
В русском типе культуры идеал личности «проскочил» через нравственно-гражданский уровень культуры сразу на духовный уровень. Анализируя нравственное состояние русской души, Н. Бердяев писал, что свойственное православию «дуалистическое религиозное и моральное воспитание, призывающее исключительно к смирению и не призывавшее к чести, привело к тому, что русский человек может бесконечно много терпеть и выносить, он прошел школу смирения. Но он легко поддается соблазнам и не выдерживает соблазна легкой наживы, он не прошел настоящей школы чести, не имеет гражданского заказа». Эта двойственность проявлялась в том, что, не считая материальные богатства высшей ценностью, русский предприниматель мог наживаться иногда и нечестным путем, но легко расставался с нажитым, так как благотворительность была возведена христианством в нравственный принцип и позволяла реализоваться «имманентной морали и святости», духовности русской души.
Перечисленные модели экономического поведения А.В. Бояренцевой узнаваемы сейчас в окружающих действительность рыночных отношениях. Каждая из них занимает свое место в экономической культуре, создавая разнообразие стилей поведения, определяя поле выбора, осуществляемого личностью в процессе социализации. Экономические стили поведения базируются на фундаменте тех психологических ролей, которые закреплены за личностью и используются ею для реализации потребностей в материальной сфере.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |