Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Успех как объективная составляющая экономической социализации




 

Успех — необходимая характеристика самоутверждения и саморазвития личности предпринимателя, и может пониматься как:

«успех-достижение»;

«успех-признание»;

«успех-преодоление»;

«успех-самоутверждение»;

«успех-призвание».

 

Успех связан с фундаментальными социальными потребностями человека. Преобладающей среди всех человеческих потребностей и интегрирующей их является потребность слиться с социумом и одновременно выделиться в нем, стать родовым и одновременно уникальным существом. Это противоречие лежит в глубине человеческой деятельности, поведения, самосознания, задавая ракурс социально-психологического видения проблемы.

 

Успех как единство признанности и выделенности предстает основной предпосылкой осознания личностью результатов своей собственной деятельности, самотворчества. Социально-психологический сущностный анализ успеха отличается тем, что ученые обращаются к нему как особому параметру человеческого существования, отражающему единство прерывности и непрерывности многообразного процесса становления человека как субъекта деятельности. Успех включает в себя показатели уровня творческого потенциала субъекта предпринимательской деятельности и его социальные ориентиры, т.е. является интегральной характеристикой как состояния общества в целом, так и деятельности его отдельных членов, при этом носителем успеха оказывается личность.

 

Так, успех является социальной формой, которая положительному результату предпринимательской деятельности личности придает значение фактора самореализации, обеспечивающего становление и саморазвитие.

 

Выступая регулятором предпринимательской деятельности, успех предполагает наличие:

качественной характеристики предпринимательской деятельности с максимальным приближением ее результата к цели - идеалу;

оценочного компонента, в котором заключен принцип ранжирования как степень одобрения обществом достигнутого результата.

 

Успех как социальное признание и одобрение является механизмом подкрепления и закрепления самореализации и раскрытия творческого потенциала личности предпринимателя. Социально-психологический анализ успеха может быть осуществлен на основе деятельностного подхода. Прежде всего, это означает выявление специфики вхождения успеха в рациональную структуру предпринимательской деятельности (цель - средство - результат). В этом случае наиболее подходящий предмет для анализа - целесообразная предпринимательская деятельность, представляющая собой предельный вариант ориентированности на цель, где каждое действие предпринимателя определено стремлением к ней.

 

Конструирование индивида как субъекта целесообразной предпринимательской деятельности обязательно предполагает формирование у него устремленности к успеху. Тогда вся его активность изначально пронизывается направленностью на достижение поставленных целей, задается ходом осуществления замысла. Это организует внутренний мир субъекта, детерминирует избирательность его действий, уровня концентрации психической активности, характер направленности на объект.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

 

1. Дайте характеристику экономического сознания.

2. Из каких элементов состоит структура экономического сознания?

3. Каково содержание индивидуального экономического сознания?

4. Специфика успеха в предпринимательской деятельности.

5. Какова роль цели в сознании предпринимателя?

6. Дайте определение понятия «кросс-культурный» и определите направленность инициативы культурах с высокой и низкой мотивацией.

7. Какая ориентация характерна для отечественного культурного пространства в момент вхождения в свободный рынок?

8. Раскрыть психологические аспекты экономического воспитания детей.

 

Литература

 

1. Акперов И.Т., Масликова Ж.В. Психология предпринимательства. Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика. 2003.

2. Бабаева Л.В., Чирикова А.Е. Бизнес-элита России: образ мировоззрения и типы поведения // Социологические исследования. - 1995. -№4.

3. Бердяев Н. Судьба России. - М.: Просвещение, 1990.

4. Бояренцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. - 1994. - № 4.

5. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 8.

6. Карнеги Д. Напутствия и совет. - М., 1989.[1][1]

7. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание - М.: Политиздат, 1994

8. Рощин С.К. Психология успешного предпринимательства в США // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 5.

9. Филиппов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологический журнал. - 1989. - № 1. - С. 27.

10. Фенько А.Б. Дети и деньги: Особенности экономической социализации М. Вопросы психологии. - 2000. - № 2.

11. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993

В лекции рассматриваются следующие вопросы:

9.1. Карьерная успешность: психологический анализ

9.2. Психологические условия и факторы предпринимательского успеха

9.3. Я-концепция предпринимателя

Контрольные вопросы для самопроверки

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.