Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические предпосылки карьерной успешности




Изучение предпосылок, оказывающих существенное влияние на карьерное продвижение предпринимателя, становится актуальной задачей в достижении вершин профессионализма. В количественном и качественном отношении, как отмечает В.Л.Романов, предпосылки чрезвычайно многочисленны, что определяет сложность их классификации, но можно выделить четыре их группы:

физические;

социальные;

идеальные;

психологические.

 

Далее мы раскроем психологические предпосылки карьерной успешности предпринимателя:

жизненные стратегии человека;

мировоззрение личности;

образ профессии;

опыт предпринимателя.

Жизненные стратегии человека. Жизненная стратегия понимается как способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать жизнь эффективней и успешней. Целью жизненной стратегии человека является поиск и осуществление своего уникального смысла. Рассмотрим психологические подходы к изучению жизненных стратегий. Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. А.Адлер отмечал, что жизненная цель формируется под влиянием личного опыта, ценностей и особенностей личности. На его взгляд, в детстве формируется жизненный стиль – интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А.Адлер называет основными жизненными задачами человека, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. К.Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений человек вырабатывает три основные стратегии:

движение к людям (цель - любовь);

движение против людей (цель – борьба за существование);

движение от людей (цель – независимость).

 

Исследователи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений:

внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на ценностях материального благополучия, социального признания и физической привлекательности;

внутренние стремления – основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности.

 

В отечественной психологии стратегии жизни рассматривала К.А.Абдульханова – Славская, которая выделяла три основных признака жизненных стратегий:

выбор способа жизни;

разрешение противоречия «хочу-имею»;

создание условий для самореализации.

 

По ее мнению, личность становится зрелой, если она способна устанавливать отношения между материальными и социальными ценностями. Одной из центральных характеристик человеческого существования является противоречие между временностью его бытия и временностью его деяний. Таким образом двойственая природа человека конкретизируется как существование в человеке временного и вневременного аспекта. Важнейшими характеристиками жизненной стратегии является мировоззренческая позиция, уровень ответственности, степень осмысления жизни, системы ценностей и отношений человека.

 

Мировоззрение личности. Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение понимается как ядро общественного и индивидуального сознания, а его выработка – как существенный показатель зрелости личности. Мировоззрение есть отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностного отношения к ним, определяющее социльную, экономическую, политическую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-техническую ориентации человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы.

 

Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, систематизированных, традиционных представлений о мире.

 

Образ профессии. Зарубежные исследования показывали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, а также усиливает удовлетворенность жизнью. Одним из наиболее существенных психологических критериев личности может выступать тактика целеполагания и искусство разводить идеальные и реальные цели. Овладение профессией осуществляется на основе сознательного самополагания, осознанного мотивационного выбора. Предприниматель самостоятельно находит необходимые средства, подчиняя их выбор поставленной задаче:

взвешенно принимать решения

последовательно их исполнять

адекватно и самокритично оценивать результат исполнения

целенаправленно фиксировать в индивидуальном опыте результаты и способы предпринимательской деятельности.

 

Предприниматель является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений; он владеет предпринимательской деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многообразных меняющихся ситуациях, способен к построению своей деятельности, ее изменению и саморазвитию, которое понимается как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Саморазвитие лежит в основе профессионального развития как динамического и непрерывного процесса самопроектирования личности. Образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Л.М.Митина отмечает,что раньше идеальный образ профессионала был во многом связан с образом конкретных людей, и их профессиональной биографией, с их определеными профессиональными ценностями. В настоящее время можно наблюдать, что в некоторой степени «идельный образ профессионала» заменен на «идеальный образ жизни». Профессиональное развитие неотделимо от личностного развития – в основе и того, и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации. Одной из предпосылок карьерной успешности является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала личности в деятельности являются, по мнению П.М.Митиной, интегративные характеристики:

направленность;

компетентность;

эмоциональная;

поведенческая гибкость.

 

Профессиональная направленность – система эмоционально ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности. Для большинства профессий иерархическая структура направленности личности может быть представлена следующим образом:

направленность на человека;

направленность на себя;

направленность на предмет деятельности.

 

Для предпринимателя характерна направленность на предмет деятельности. Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, равитии, саморазвитии личности. Под профессиональной компетентностью понимают гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур.

 

Л.И.Митина выделяет две модели профессионального развития:

1. Модель адаптивного поведения, основанная на способе существования человека.

2. Модель профессионального развития, основанная на способе жизнедеятельности.

 

При адаптивном поведении в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы подчинения среды исходным интересам специалиста. В деятельности личность пользуется наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в стереотипы. В модели профессионального развития личность характеризуется способностью увидеть свою деятельность в целом и превратить ее в предмет практического преобразования. Осознание предпринимателем потенциальных возможностей перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом ситуации профессионального развития является необходимость делать выбор между ощущением свободы и ответственностью за все, что происходит и произойдет. Профессиональное функционирование предпринимателя в русле адаптивного поведения детерминируется противоречием между требованием экономической деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, и возможностями, способностями личности, индивидуальным стилем деятельности, общения, опытом работы - с другой. Так, предприниматель может приспособить индивидуальные способности и возможности к требованиям экономической среды и существовать за счет достижений прошлого, эксплуатации стреотипов, канонизации, универсализации собственного опыта.

 

Опыт предпринимателя. Опыт предпринимателя задает границы и характер его саморазвития, обуславливает его успешность и неуспешность в деятельности. Прошлый опыт обусловливает те направления и сферы предпринимательмкой деятельности, в которых предприниматель себя реализует. На основе прошлого опыта у него формируются представления относительно собственной успешности или неуспешности в предпринимательской деятельности. Прошлый опыт обеспечивает, придает уверенность в бизнесе, либо подрывает его. Настоящее по отношению к прошлому реализует итог прошлого проекта, обладает коррегирующими возможностями, может компенсировать неудачи в бизнесе. Обретение экономического опыта может расширить границы представлений предпринимателя о своих возможностях. В будущем в зависимости от успешности – неуспешности предпринимательской деятельности, будущее выглядит как осмысленное – планируемое или как пассивное – случайное. Позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его, делает предпринимателя субъектом собственного становления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.