Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы Я-концепции предпринимателя




Специфические убеждения, с помощью которых личность определяет, кто она есть – это Я-структуры – психические модели, с помощью которых личность организует свою жизнедеятельность. Я – структуры (восприятие себя самого как предпринимателя) очень влияют на то, как предпринматель воспринимает и оценивает себя. Если предпринимательская деятельность является центральной частью Я-концепции предпринмателя, то он будет замечать успехи и неудачи у других, припоминанть связанный с бизнесом опыт, приветствовать информацию, которая совместима с его Я-структурой. Я-концепция предпринимателя включает в себя не только убеждения в том, кто он есть сейчас, но также и в том, кем он мог бы стать, т.е. возможные Я. Возможные Я заключают в себе то, какой личность видит себя в воображении (богатый Я, активный Я), какой личность боится стать (безработный Я, отстающий Я), - такие возможные Я мотивитруют человека к достижению особой цели, - той, к котрой она стремиться.

 

Возможные Я - это представление индивида о том, каким он может стать, каким хотел бы стать и каким боится стать. Репертуар возможных Я, содержашихся в системе Я-предпинмателя, - это когнитивные манифестации целей, стремлений, мотивов, страхов и опасений в предпринимательской деятельности. Возможные Я придают динамике специфическую когнитивную форму, организацию направление и релевантный смысл Я-индивида, поэтому они служат существенной связью между Я-концепцией предпринимателя и его мотивацией. Схемы Я – генерализация прошлого опыта, касающегося Я-индивида, которая помогает ему интегрировать и объяснять свое поведение. Некоторые из этим схем извлекаются из места индивида в социальной структуре, тогда как другие творчески и избирательно строятся их прошлых мыслей, чувств и поведения. В то время как схемы Я у разных предпринмателей могут быть схожими, индивидуальный набор этих схем уникален. Схемы Я - фундаментальные элементы самоопределения. Они оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация, касающаяся его Я. Например, если предприниматель обладает Я-схемой, связанной с лидерством, то он будет более чувствительным к вещам, релевантным лидерству в своем поведении, так и в поведении других. Он будет реагировать на свой социальный опыт в соответствии с гипотезами и генерализациями, обеспечиваемыми его схемой Я.

 

Схема Я - не просто интеграция прошлых и настоящих действий, это заявление о своей ответственности за будущее поведение в области прелпринимательства. Схемы Я определяют прошлое и настоящее Я, но, что более важно, - они определяют будущие, возможные Я. Это – важнейший аспект Я-схемы в оформлении предпринимательского поведения. В Я содержатся идеи относительно способов достижения желаемого результата, планы и стратегии. Таким образом, возможные Я - то, что запускает Я в действие, намечает вероятный курс действий.

 

Рабочая Я-концепция – набор представлений о себе, которыми человек обладает в данный момент, постоянно активный, изменяющийся массив заний о самом себе. Х.Маркус отмечает, что «массив изменяется в зависимости от содержания рабочего преставления о себе, от того, какое из эих представлений было активизировано соответствующими социальными обстоятельствами и от того, какие представления были активизированы предпринимателем в его отклике на текущий опыт». М.Боуэном Я-концепция рассмативается как набор знаний и представлений о себе. Она имеет широкий спектр самопредставлений, которые квалифицируются как Я-схемы (в них предприниматель характеризуется знанием и личностной вовлеченностью) – эти элементы самоопределения и сферы опыта, в которые предприниматель делает когнитивные и эмоциональные инвестиции и за которые несет ответственность. Подобные представления о себе доступны для осознания, так как отражают устойчивые социальные категории, роли, основные атрибуты предпринимателя. Помимо этих устойчивых и осознаваемых представлений о себе, рабочая Я-концепция содержит представления, которые, независимо от того, «рациональны», «точны» они или нет, являются в данный момент активными и, следовательно, с большой вероятностью влияют на интерпретацию ситуации и окрашивают аффективные реакции на нее. В отличие от представлений о себе, являющихся компонентами Я-схем, эти представления доступны для осознания далеко не всегда и не в любой момент времени. Рабочая Я-концепция – это подмножество в общем репертуаре представлений о себе, включая центральные, привычные взгляды на себя, эпизодические, связанные с определенной деятельностью представления, и представления о возможностях, т.е. то, что активно и «работает» в данный момент времени. Следовательно в двух различных ситуациях у индивида могут быть активизированы две различные рабочие Я-концепции.

 

Я-концепция может содержать одни и те же Я-схемы или стержневые представления о себе, а также взгляды на свое Я в прошлом, настоящем и будущем, которые возникают в связи с социальными обстоятельствами. Эти последние представления будут соревноваться с Я-схемами за влияние на превалирующие аффективные и мотивационные состояния предпринимателя, текущие когнитивные оценки и сюминутные действия. Когда предприниматель переживает отвержение, неудачу, недостаток силы воли, в когфигурацию рабочей Я-концепции включаются представления о негативных возможностях (Я неудачника, Я отверженного). При других обстоятельствах рабочая Я-концепция может содержать позитивные возможности. Размышление о том, что может произойти в будущем, позволяет предпринимателю выстраивать Я, которые отличаются о его Я в настоящем. Когда какой-либо аспект настоящего Я ставится под сомнение, позитивные возможности Я могут быть использованы в качестве защиты.

 

Позитивные возможные Я предпринимателя более уязвимы, чем другие элементы Я-концепции, поскольку они зачастую не привязаны к социальному опыту, не очевидны для окружающих, а значит, не подкрепляются с их стороны в социальном взаимодействии. Пока позитивные возможные Я тщательно не проработаны или намеренно не вызваны и подкреплены, они могут с легкостью выскользнуть из рабочей Я-концепции и уступить свое место негативным возможностям. Возможные Я могут прочно укореняться в Я-концепции. Страхи, которые привносятся в сознание негативными возможностями Я, легко могут задерживать рост и изменения. Я, которые были внушены значимыми другими, а не созданы лично, также могут обладать этим свойством. Это те Я, которые относят к «Я-долженствованиям». Позитивные возможные Я соотносятся предпринимателем с чувством персонального контроля в рамках экономической среды, негативные – с недостатком контроля; позитивные возможные Я развиваются в сфере индивидуальных схем Я-предпринимателя.

 

Индивиды-схематики обладают большим числом возможных Я – как позитивных, так и негативных – и способны вербализовать намного больше подробностей о природе Я в рамках данной схемы. Таким образом, схемы Я являются результатом постоянного вклада в предпринимательскую сферу поведения. Быть схематиком означает много думать об определенных чертах своего поведения, причем значительная часть мыслей касается потенциала Я в области бизнеса. Я-схема регулирует предпринимательскую деятельность, происходит это благодаря тому, что схемы Я содержат в себе возможные Я, которые представляют собой желаемые конечные Я-состояния, планы, стратегии для их достижения. Без этих проработанных взглядов на свое Я в будущем Я-концепция не могла б играть направляющую роль в предпринимательском поведении. оставаясь детеминированной различными ситуативными детерминантами. Взгляд на Я-концепцию состоит в том, что возможные Я должны вносить вклад в текущие аффективные и мотивационные состояния предпринимателя. Оценка предпринимателем вероятности определенных возможных Я-позитивных, и негативных – увеличивает способность объяснять текущие аффективные и мотивационные состояния. Следовательно, возможные Я наряду с Я-здесь – и – теперь вносят значимые дополнительные вариации в объяснение аффективного баланса, самуважения, локуса контроля, чувства безнадежности.

 

В качестве компонентов Я-концепции следует рассматривать психологическое Я, предложенное Р.Бернсом, а также социальное Я. Психологическое Я и социальное Я, образуя Я-концепция личности, в свою очередь, включают в себя собственные компоненты. В качестве двух основных компонентов психологического Я. Р.Бернс называет:

«ощущение компетентности, собственной эффективности личного влияния»;

«ощущения своей моральной ценности».

 

Понятие самоэффективности Я - первый компонент - раскрывается в концепции А.Бандуры, который рассматривает его как «восприятие собственного Я, способного к овладению ситуацией достижения». Принципиальным является положение о том, что самоэффективность сводится к понятию субъективного контроля. Предприниматель воспринимает события жизни как зависимые от собственной деятельности и от внешних причин. Если Я воспринимается личностью как основная причина событий, то это не означает, что оно воспринимается субъектом как способность овладеть конкретной ситуацией. При рассмотрении второго компонента психологического Я – ощущения своей моральной ценности – следует учитывать не только самоотношение, самопринятие личности, но и наличие или отсутствие у нее этических смысловых координат самовосприятия, т.е. соотношения предпринимателем собственного Я с этическим нейтралитетом.

 

При подходе к анализу социального Я исследователи рассматривают элементы концепции, посредством которой личность соотносит собственное Я с другими Я. Традиционно социальное Я рассматривалось как зеркальное Я, т.е. с точки зрения представления индивида о том, как его видят другие. Следует допустить и наличие в Я-концепции преставлений человека о том, как его собственное Я соотносится с другими Я. Системный анализ личности предполагает, что личность должна быть понята одновременно как уникальная, неповторимая, ни на кого не похожая, самодовлеющая сущность и самоценное начало, и как гомогенная, унифицированная частица социального целого. С точки зрения анализа Я-концепции, интерес представляет то, как соотносятся «индивидуальные» и «групповые» категории в процессе самовосприятия, видит ли личность собственное Я как уникальное и независимое, или похожее на других и зависимое от группы.

 

Х.Триандис – автор теории «индивидуализма-коллективизма» высказал предположение о существовании различий в том, какие из элементов самокатегоризации – индивидуальные или групповые преобладают в социальном Я. В случае преобладания индивидуальных элементов в социальном Я личность воспринимает социальное окружение в терминах индивидов, т.е. сравнивает себя, прежде всего, с отдельными личностями, а не с группами или представителями групп. В случае преодбладания групповых элементов в социальном Я личность рассмативает социальное окружение как набор «своих» и «чужих» групп, а себя – как часть опрделенной группы. В первом случае у личности преобладает тенденция рассмативать себя как независимую и не похожую на других, во втором – как взаимозависимость от других и похожую на членов своей группы. Х.Триадис подчеркивает, что в реальности Я - концепция содержит все разнообразие групповых и индивидуальных элементов, но в зависимости от личностного, ситуационного и культурного контекста с болшей вероятностью используются «индивидуальный» и «коллективный» типы социального Я, т.е. социальное Я как совокупность представлений о своем Я в сравнении с социумом может иметь преимущественно индивидуалистический или коллективистический характер.

 

Психологическое Я и социальное Я относятся к структурам Я-концепции высшего уровня. При рассмотрении особенностей профессионализации и экономической социализации предпринимателя необходим анализ специфических уровней Я-концепции, имеющих отношение к экономической и профессиональной идентичности личности. Данные структуры могут быть обозначены как экономическое Я и профессиональное Я.

 

Истоки введения понятия экономического Я в психологию следует искать в работах У.Джеймса, который наряду с физическим, духовным, социальным Я выделял еще Я материальное и подчеркивал, что чувство Я развивается в связи с усвоением понятий «свое-чужое», и то, что человек может назвать своим, образует его личность. В процессе формирования Я-идентификация может происходить не только со значимыми людьми, но и со значимыми предметами. Мы относимся к определенным вещам, принадлежащим нам, почти так же как мы относимся к самим себе. Наша репутация, дети, вещи, сделанные нашими руками, - все это может быть столь же дорого нам, как и собственные тела, и если кто-то покушается на них, это вызывает чувство протеста и защитные действия, как в случае покушения на наше тело.

 

Специалисты в области экономической психологии отводят экономическому Я центральную роль в Я-концепции, подчеркивая связь «чуства собственности» с высоким уровнем субъективного контроля в области межличностных отношений и других сфер психологического функционирования.

 

В трактовке зарубежной экономической психологии экономическое Я не сводится к чувству собственности в узком смысле – восприятию своего Я, как владеющего материальными ценностями, предметами и деньгами. Речь идет об интегральной стуктуре Я-концепции, характер и содержание котрой влияют на формирование чувства собственности, в том числе и в материальной сфере. В рамках данного подходп интегральным понятием является понятие субъектвности, которое проявляется в экономической сфере. Восприятие себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности проявляется в желании и ощущении возможности определять экономическую сторону своей жизни, брать на себя контроль в этой сфере, работать «на себя», а не по найму, «быть собственным боссом».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.