КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическое сознание предпринимателя
Предметом рассмотрения психологии предпринимательской деятельности выступает экономическое сознание как высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитого человека (рис. 1). Составной частью предмета является экономическое самосознание, т.е. отношение к самому себе как субъекту предпринимательской деятельности и экономических отношений, на основе которых складываются направленность и уровень активности экономического поведения.
Экономическое сознание в настоящее время, на взгляд А.В. Филлипова и С.В. Ковалева, характеризуется как системная составляющая сознания в связи с особым местом, которое занимает предпринимательская деятельность в общественном бытии современного человека, а также в реализации его основных целеустремлений.
Современные системы производства, посредством которых осуществляется труд человека, по достигаемым результатам делают его не столько субъектом труда, сколько субъектом предпринимательской деятельности с присущими свойствами, отражаемыми в его сознании.
Рис.8.1. Характеристика экономического сознания
Ранняя дифференциация самосознания подростков по типу субъективности, по характеристикам профессиональной и экономической Я-концепции, по базовым этико-смысловым структурам демонстрирует значимость и необходимость педагогического воздействия на ход профессионализации и экономической социализации личности. Онтогенетически экономическое сознание является поздним образованием и формируется в тот период, когда человек оказывается включенным в фазы воспроизводства предпринимательской деятельности: производство; обмен; распределение; потребление
Формирование экономического сознания начинается с осознания самого себя как субъекта экономических отношений, т.е. с формирования экономического самосознания, возможности активизации предпринимательской деятельности. Содержательные стороны экономического сознания выделяются в структуре нравственного сознания, как бы вытекают из него по мере включения в фазы воспроизводства. Как отмечают А.В. Филиппов и С.В. Ковалев, экономическое сознание связано с нравственным сознанием, поскольку экономические отношения в предпринимательской деятельности являются общественными (одновременно являются нравственными или безнравственными).
Рис.8.2. Функции экономического сознания
Взаимосвязь нравственного и экономического сознания становится важнейшей проблемой психологии предпринимательства. Подчеркивая важность данной связи следует иметь в виду, что экономическое сознание имеет особенности, связанные со спецификой экономических механизмов, действующих в предпринимательстве, а также их реализации в организационных формах и функциональных отношениях людей.
Структура экономического сознания - совокупность конструкций, в которых отражены экономические отношения.
А.В. Филлипов и С.В. Ковалев делают акцент на то, что структура экономического сознания является совокупностью, а не системным образованием, вследствие чего различные конструкты действуют самостоятельно, вне связи с другими, определяя экономическое поведение в предпринимательской деятельности. Данную совокупность названные авторы разделяют на взаимно связанные подструктуры экономического подсознания: 1. Первая подструктура - конструкты, обобщенно отражающие экономический порядок, экономическое устройство, существующие как отношения между предпринимателем и обществом, предпринимателем и деятельностью. Поведение предпринимателя активно регулируется подструктурой в той степени, в какой в ней представлен нравственный компонент. Он является соединительным звеном с последующими подструктурами экономического сознания и с сознанием, определяющим направленность личности предпринимателя в целом. 2. Вторая подструктура - конструкты, объясняющие видимый субъектом экономический порядок. Особенностью подструктуры является присутствие оценочного компонента, выраженного в различной форме: от одобрения - объяснения до отрицания. 3. Третья подструктура - конструкты идеальных экономических отношений. Она является продуктом нравственного сознания, убеждений личности, ее социальной направленности. Основополагающим компонентом подструктуры являются представления об идеальном экономическом порядке, в центре которого находятся интересы конкретного субъекта определенного вида предпринимательской деятельности. В подструктуре состыковывается экономическое самосознание, понимание себя в экономических отношениях с оценками субъектов экономических процессов на уровне предпринимательского производства или сбыта. Следует добавить к этому интересы и мотивы предпринимательской деятельности. 4. Четвертая подструктура - конструкты долговременной ориентации, обеспечивающие поведение в конкретных предпринимательских ситуациях, - отношения с государственными организациями. Конструкты регулируют повседневные отношения и возникают в процессе жизнедеятельности предпринимателя в качестве определенных внешних условий, стимулов, вызывающих деловую активность независимо от потребностей, желаний, переживаний человека и его конкретного отношения к этому стимулу. Данная подструктура экономического сознания формируется в определенный образ жизни, в хозяйственный уклад, экономические циклы. Указанные конструкты являются отражением опыта, связанного с реализацией отношений субъекта предпринимательства. 5. Пятая подструктура ориентирована на достижение целей предпринимательской деятельности как самоценности. Предпринимательская деятельность включена в экономическую деятельность, целью которой является удовлетворение материальных потребностей: предпринимателя; фирмы; потребностей, связанных с предпринимательством в целом.
В структуре важным является выделение экономических целей, направленных на удовлетворение потребностей в самореализации и самоутверждении. Результат предпринимательской деятельности отделяется от непосредственной связи со средствами, продуктами жизнеобеспечения и становится самозначимым. Экономические отношения осознаются в качестве единственных побудителей деловой активности субъекта, воспринимаются и реализуются сквозь их призму. На базе подструктуры формируется профессиональное экономическое сознание, а также могут образовываться отклонения экономического поведения, такие как нажива, накопительство. 6. Шестая подструктура -конструкты экономических измерений - экономическое мышление.
Таким образом, экономическое сознание - система теоретических и практических знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы экономики социальными субъектами (индивидами, группами, классами, обществом).
Индивидуальное экономическое сознание содержит систему познавательных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью экономики и участие в ней.
Становление экономического сознания происходит в процессе приобщения личности к культурно-историческому опыту, где особое место занимает экономическая социализация. Последняя характеризуется тем, что личность не только приобретает необходимые знания, понятия, представления об экономических явлениях и усваивает поведенческие стереотипы, нормы, социально-экономические роли, типы поведения, но и погружается в ценностное пространство экономического существования. В этом пространстве основными ориентирами являются модели экономического успеха и действующие в обществе соционормативные критерии.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |