КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гипотеза и её виды
Проблема и её роль в познании Проблема. Гипотеза. Теория 1. Проблема и её роль в познании. 2. Гипотеза и её виды. 3. Теория как система научных знаний. Научное исследование представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. С проблемы собственно и начинается научный поиск. Область проблем и область уже завершённого знания тесно связаны. Она основывается на знании, которое есть, с одной стороны, а с другой – говорит о недостаточности этого знания для объяснения новых явлений действительности. Проблема – это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Она возникает, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе старого знания. В проблеме выражается вопрос, требование получить новое знание. Поскольку проблема основывается на знании, то нельзя говорить, что проблема – это незнание. Кроме того, отсутствие знания ещё не составляет проблемы. Проблема есть единство незнания и знания, неизвестного и известного, а это значит, что она и истинна, и неистинна. Она истинна, так как в ней есть определённое знание, и неистинна, так как в ней есть неизвестное. А это неизвестное – не истинно и не ложно, в нём ещё ничего не утверждается и не отрицается. Иногда вместо истинности проблемы говорят о её правильности. Действительно, проблема может быть поставлена либо правильно, либо неправильно. Правильно проблема поставлена тогда, когда опирается на истинное, исходное суждение. Наряду с неправильными имеют место и мнимые проблемы (проблема создания вечного двигателя). Умение правильно ставить проблемы – ценное качество исследователя. Чтобы им овладеть, надо в совершенстве познать соответствующую конкретную науку, быть знакомым с её историей, с законами, которым она подчиняется в своём развитии. На постановку проблем влияют объективные факторы: степень зрелости исследуемого объекта; уровень и состояние знания в той или иной отрасли науки; наличие специальной техники и методики исследования и субъективные: интерес учёного к проблеме; оригинальность его замысла; эстетическое и нравственное удовлетворение.
Решение научной проблемы начинается с формулирования гипотезы, с предположения о том, что стремятся найти в поиске. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала. Эта мыслительная деятельность всегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений. Существенная роль в этом процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе, которая представляет собой научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Научно обоснованные предположения выдвигаются в тех случаях, когда причину изучаемого явления трудно и невозможно обнаружить с достоверностью. Для вероятного объяснения причин этих явлении и создается гипотеза. Гипотеза является формой развития знания. Без неё невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности. Любая гипотеза имеет исходные данные и конечный результат рассуждения – предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания – проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его. В зависимости от степени общности различают гипотезы общие и частные. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерностях естественных и общественных явлений. Будучи доказанными, они становятся научными теориями. Частная гипотеза – это обоснованные предположения о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Наряду с общими и частными в науке используется термин «рабочая гипотеза». Рабочая гипотеза – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования. Оно непосредственно не ставит задачей выяснение действительных причин исследуемых явлений, а служит лишь условным допущением позволяющим сгруппировать результаты наблюдений в определенную систему и дать согласующееся с наблюдениями описание явлений. Построение, проверка и способы доказательства гипотез. Исходным пунктом любого направленного исследования, как уже было сказано, является проблема. Поиск путей решения проблемы приводит исследователя к выдвижению той или иной идеи - первоначального предположения. С момента зарождения первоначального предположения и начинается процесс формирования гипотезы. Это предположение зачастую рождается в форме догадки, однако это не значит, что оно возникает из ничего. Оно есть результат, во-первых, анализа отдельных фактов и отношений между ними, а, во-вторых – результат синтеза фактов. Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования, т.е. отсутствие предвзятости и всесторонность исследования. Гипотеза в науке считается состоятельной, если удовлетворяет следующим требованиям: 1) гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение не должно противоречить исходному эмпирическому базису; 2) гипотеза должна быть принципиально проверяемой; 3) гипотеза должна быть приложима ко всему классу исследуемых объектов; 4) гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснованной; 5) гипотеза должна быть простой, т.е. такой, которая не требует ввода все новых и новых гипотез или допущений при увеличении числа наблюдений и повышений их точности. После того как гипотеза выдвинута наступает второй этап – этап её проверки. Превращение гипотезы в достоверное знание можно получить в следующих случаях: 1) когда описываемая гипотезой причина исследуемого явления, становится доступной прямому наблюдению; 2) если положения, составляющие её основное содержание, могут быть выведены в качестве следствий из достоверных посылок; 3) методом исключения (строятся все возможные гипотезы, а затем поочередно проверяется каждая и показывается, что все они, кроме одной, являются ложными); 4) выведением следствий из гипотезы и их последующим подтверждением; 5) внутренней перестройкой теории, в рамках которой она выдвинута. Выдвижение и проверка гипотез являются закономерностью развития любой науки. При переходе от гипотезы к теории в одном случае превращение гипотезы в достоверное знание обогащает уже имеющуюся теорию новым достоверным законом, положением или расширяет её предметную область, а в другом – подтверждение гипотезы означает появление новой достоверной теории в достаточно широко разработанном виде. Формирующиеся и постоянно развивающиеся теории служат основой для выдвижения новых гипотез и, следовательно, создания новых теорий.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |