Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственность в рабовладельческом и феодальном обществах




Происхождение нравственности

Основы нравственной жизни закладываются в родовом обществе. Это простые правила общения, чувство общности, взаимоподдержки и др. Впоследствии, став привычкой, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Кровнородственный коллектив выступал в то время как главная производительная сила. Складывающиеся нравственные отношения поэтому первоначально приобретают смысл прежде всего осознания кровного родства, единства всех членов племени. Каковы же основные особенности родо-племенной морали? Первоначальный круг слов, имевших моральное значение, был весьма узок. Это понятия «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое», «равенство», «дружба», «свое», «чужое». Кроме того, первые нравственные понятия многозначны, так как возникающее нравственное сознание развивается вначале в рамках нерасчлененного первобытного мышления. Так, «добро» обычно имеет значение и физической силы и выносливости, и материальных предметов («благ»). Оно имеет не только нравственный, но и эстетический смысл. Понятия «доброе», «прекрасное», «правильное» еще не разделены. Мораль закреплялась в сознание людей через сказания, мифы, песни, ритуалы (т.е. нравственность складывалась не в рациональных, а в эмоциональных, наглядно-чувственных формах). Нравы родо-племенного строя утверждали важнейшее правило жизни того времени – равенство. В отношениях членов коллектива, как правило, не было конфликтов (обычай их исключал). Вот почему в сознании первобытных людей слова «свой» и «чужой» носят и нравственный смысл: все «свои» олицетворяют доброе, а «чужие» - опасное, злое. Отсюда и особенности морали первобытного общества:

1) она носит крайне локальный характер, распространяется только на членов рода, племени;

2) распространение моральных оценок на явления природы, олицетворение игры ее сил с силами «добра» и «зла».

Это одно из проявлений нерасчлененности человека и природы.

Итак, моральное регулирование поведения первобытного человека осуществляется посредством обычаев, традиций, табу, ритуалов и т.п. Общеобязательность, простота и сила нравственных установлений родового строя не была, следовательно, результатом нравственного выбора.

 

 

С переходом к рабовладельческим отношениям связан и переход к собственно нравственным отношениям. Родо-племенные нравы разрушаются двояким способом: либо нарушаются и заменяются новыми, либо их содержание, искажаясь, приспосабливается к обслуживанию отношений социального неравенства. Усиливается процесс вычленения морали из единого нерасчлененного первобытного мышления. Возникает этика – первая попытка философско-теоретического осмысления процессов нравственной жизни и их мировоззренческого оправдания. Для этого этапа развития характерно наличие нравственности нравов рабов и нравственности рабовладельцев. Рабовладельцы стремились превратить раба в безропотное существо. Наличие у раба высоких гражданских добродетелей города–государства – мужества, храбрости, достоинства – расценивалось как вызов, неуважение к господам. Одновременно рабовладельцы стремились сохранить у рабов некоторые черты их родовой морали, приспособив ее к своим классовым нуждам. Рабу стремились внушить, что господин и его семья – естественные его повелители, заменяющие ему род и потерянную родину. Но рабы не хотели с этим мириться. Нарастание настроений протеста против рабства вызывает новые представления о ценности и достоинстве личности. Мужество и самоотверженность, товарищеская спайка нашли свое проявление в восстании рабов. И хотя восставшие рабы не имели идеалов, направленных в будущее, именно в результате их борьбы складываются новые, прогрессивные моральные требования, представления о достоинстве, ценности, моральной значимости каждого человека.

Эти новые представления начинают распространяться на всех людей. Представление об общечеловеческом равенстве, будучи шагом вперед по сравнению с локальным характером требований родовой морали, развивается на протяжении истории, стимулирует освободительную борьбу трудящихся против угнетения и несправедливости. Что касается рабовладельцев, то среди них культивировались мужество, храбрость, стойкость, верность городу-государству, воинская доблесть, презрение к мирному труду, жесткость в войнах, властолюбие.

Реальная противоречивость морали рабовладельческого класса получает отражение в этике, искусстве, где поднимаются проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы. Многие писатели античности бичуют такие пороки, как жажда наживы, невежество, стремление к роскоши, обман, разврат. Наивысшей свободой провозглашается нравственное совершенство. Так в античной этике формируются гуманистические представления о назначении человека, смысле его жизни. И хотя в это время уже наметился разрыв между провозглашаемыми принципами и практикой поведения, само выдвижение требования самосовершенствования, равенства всех перед моральным законом, утверждение достоинства каждой личности – все это было шагом вперед в историческом развитии нравственности.

Следующий этап – феодализм. Нравственные отношения этого периода имели форму, аналогичную социальной пирамиде, на вершине которой находился государь, а у основания – крестьяне и ремесленники. Между ними располагались такие сословия, как духовенство, дворянство, купечество. Каждое из них имело четко очерченный статус, а значит, особый набор подобающих этому сословию прав и обязанностей, добродетелей и грехов. Дворянину должны быть присущи благородство, щедрость, верность слову; купцу – честность; крестьянину – трудолюбие; монаху – целомудрие. Отношение между сословиями определялось их иерархией. Тот, кто выше на социальной лестнице, тот выше и в моральном плане. (Так, бывают люди «благородные» и «подлого» рождения). Поэтому и ответственность, и справедливость тут не одинаковы для всех (представление о чести и верности носило сословно-ограниченный характер). И привелигированные, и простые люди строят взаимоотношения по принципу «отцы-дети». Крестьяне – «дети» своего сеньора, а феодал – их добрый «отец», государь – «отец» своих подданных, мастер – подмастерьев, а Бог – всех людей. Итак, корпоративная спаянность внутри сословий и иерархическая подчиненность между ними определяет характер нравов эпохи феодализма.

Этическое осмысление действующей морали совершалось в это время в рамках религиозного мировоззрения. Религия выдвигала «божественное» требование «соблюдать свое место» в жизни, а самым больших грехом объявляла гордыню, неповиновение.

Феодальные нравы в целом были внутренне глубоко противоречивы. Так, труд феодалы презирали, но одновременно в официальной морали признавали его ценность, стимулируя трудолюбие угнетенных. Будучи шагом вперед по сравнению с нравами рабовладельческого общества, они вместе с тем сковывали инициативу и развитие личности цепями сословных зависимостей и религиозного фанатизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.